სტატია "ნივაზე"
http://doci.nnm.ru/day1923/06.05.2006/am_niva/И началось триумфальное шествие "Нивы" по всему миру. Автомобиль оказался столь удачным, что за рубежом его назвали "русской сенсацией". Достаточно сказать, что в Германии на покупку "Нивы" нужно было записываться в очередь, как на "Мерседес".
Мало назвать это ошеломляющим техническим успехом. "Нива" доказала - джип тоже способен иметь комфорт легкового автомобиля. Бесспорно, "Нива" стала родоначальницей целого класса подобных джипов во всем мире.
Руководителю разработки проекта "2121" П. Прусову японцы в 1986 году подарили рекламный проспект будущей модели "Сузуки Витара", которая появилась через полтора года, с надписью "Крёстному отцу этого автомобиля". Подобный жест - не протокольная вежливость Востока.
В Японии, стране первоклассных джипов, "Нива" пользуется заслуженным уважением за свои феноменальные качества. К примеру внедорожник из России легко поднимается на самую высокую точку страны - вершину Фудзиямы (3776 м) - по руслу высохшего ручья
Нет такого уголка на земле, где не встретишь "Ниву". Она успешно трудится на всех континентах. Даже в Антарктиде, на российской станции Беллинсгаузен, где автомобиль до сих пор безотказно служит с 1990 года.
Побывала "Нива" и на Северном полюсе.
Такой выдающийся автомобиль не мог не привлечь внимания авто спортсменов - как в отечестве, так и за рубежом.иДебютировали "Нивы" в чемпионате страны по автокроссу в сентябре 1978 года. Хотя медалей в тот раз им и не досталось, но всем стало ясно, что на кроссовом. Крупный успех был не за горами - уже в 1980 и 1981 гг. "Нива" становится серебряным призёром чемпионата Союза по автокроссу а в 1983 г. - и золотым. В те же годы состоялся уверенный выход "Нивы" и на мировую арену. И не где-нибудь, а в самом престижном ралли-рейде "Париж Дакар". Проведя в 1980 г. своеобразную "пристрелку", "Нива" уже в следующем году становится бронзовым призёром этого труднейшего состязания - такое удавалось лишь немногим дибютантам.
В том же, 1981 году завоёвано "золото" в не менее трудных, хотя не столь протяжённых, ралли-рейдах "Париж-Тунис" и "Алжир" 1982 год принёс новые победы: "Серебро" Дакара, первые места в ралли "Алжир" и "Ралли фараонов". Успешно выступала "Нива" и в 1983-84 гг. - ещё один серебрянный кубок Дакара, победы на ралли "Атлас" и "Ралли фараонов". Причём, на "Ралли фараонов-84" три "Нивы" поделили весь пьедестал почёта! 1985 год стал "звёздным часом" "Нивы". Выиграны: ралли "Камерун", внедорожная баха "Монтебланко", ралли "Алжир", труднейший новозеландский триал "Вэлли", австралийский ралли-рэйд "Маквей-1000".
Ещё одним спортивным достижением "Нивы" можно считать мировой рекорд высоты: в 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте
5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в
5726 м над уровнем моря!