ხანდახან კონკრეტული მუსიკის გადმოქაჩვისა და მოსმენის გარდა, საინტერესოა სხვადასხვა ინფორმაციისა და მასალის წაკითხვა. ბევრჯერ გაგონილის კიდევ ერთხელ გაგონება, დავიწყებულის - გახსენება, ან ძველი სიახლის აღმოჩენა.
ჟურნალმა GQ გამოქვეყნა სტატია "55 საუკეთესო ჯაზ ალბომის განხილვა". გიზიარებთ თქვენც. ბოდიში მათ, ვინც რუსული არ იცით

Авторы: Дилан Джоунс, Юрий Яроцкий.
Можно сколько угодно фыркать, воротить нос и говорить, что джаз - это музыка для пенсионеров. Все равно однажды он подкараулит вас, поймает и больше не отпустит.
НАЧАТЬСЯ МОЖЕТ С ЧЕГО УГОДНО. Совсем не обязательно с черно-белой кинокартинки с женским профилем и рукой в перчатке, сжимающей длинный мундштук, из которого стелется табачным дым, бокалами вина и чернокожим пианистом вдали - этаким «Play it again, Sam». В наше время это может быть какая-нибудь случайность. Случайно затесавшийся в дискотечный трек саксофон из старой мелодии, а потом так же случайно пойманный оригинал - который, разумеется, лучше. Или случайный подарок. Или что-то еще.
В общем, в один прекрасный день в том, что вы уже много раз слышали, вдруг откроется совсем новое настроение, без которого сложно жить дальше. И сразу захочется знать лучше и иметь больше. Поход в музыкальный магазин может в такой ситуации обернуться шоком. В 1917 году оркестр The Original Dixieland Jazz Band сделал, как принято считать, первую в истории джазовую запись. С тех пор пластинок вышло столько, что переслушать их все — примерно как переспать со всеми женщинами в мире.
Правда, спать со всеми женщинами вы вряд ли захотите. Точно так же и в джазе есть то, без чего вы проживете безмятежно и вполне себе счастливо. А есть вещи, пройти мимо которых непростительно. Почти все самое лучшее было сделано в 40-50-е годы XX века, когда были живы и хорошо себя чувствовали великие. Семидесятые отмечены удачным браком джаза и рока. Кое-что правильное появилось и в довольно унылые для джаза восьмидесятые, с их дискотечным мейнстримом и тугими девками при силиконе и химической завивке. Девяностые прошли под знаком нежной дружбы джаза и электроники, которая именно в нем черпала немалую часть своих идей. Тогда же заново расцвела эстетика коктейльной музыки.
Текущее десятилетие уже успело подарить нам первую звезду, вполне достойную всех своих предшественников, — Нору Джонс. В этой славной истории, правда, есть одно печальное обстоятельство. В России джаз существует немногим меньше, чем в остальном мире. И за все это время так и не появилось человека, который смог бы занять место в нашем хит-листе. Имена мирового значения есть - хотя бы трио Вячеслава Ганелина, без которого невозможно рассказать историю фри-джаза, впрочем, малоприятного для слуха. А в остальном тут все впереди. К тому же джаз не только про музыку, но и про атмосферу. На концерты ходить поначалу не советуем - часто действует как мощное снотворное, а вот посидеть хотя бы в московском Le Club очень даже приятно. В любом случае пластинки на первых порах нужно покупать другие.
* * *
გაგრძელება...
55. Херби Хэнкок, Takin` off (Blue Note) 1962
Самый впечатляющий джазовый дебют, включающий в себя крайне важный в контексте джазовой истории хит про человека-Арбуза – Watermelon Man
54. Нора Джонс, Come Away With Me (Blue Note) 2002
Десять наград Grammy, в т.ч. «Альбом года»; 37 недель в лучшей американской десятке. И даже несмотря на все это, Нора поет в наши дни доступный широкой публике джаз так хорошо, как никто другой.
53. Билли Холидей, The Very Best of Billie Holiday (Verve) 1999
Когда ей было всего 44, она уже умирала в палате Harlem Metropolitan Hospital. Пьяница и наркоманка, она из последних сил умоляла добыть ей героин. Навестивший её Фрэнк Синатра взялся всё устроить, но дилера не пустила больничная охрана. Так вот, Билли Холидэй пела как жила и была лучшей джазовой певицей всех времен и народов.
52. Various Artists, Get Easy! Volume 2 (Motor) 1995
В середине 90-х казалось, что джаз со всем его коктейльным шиком рождается заново. Pizzicato Five, Swing Out Sister и прочие люди из этого сборника – тому подтверждение. Никто не подозревал, что в наши дни все обернется приторной лаунжевой тягомотиной. И это особенно прискорбно.
51. Art Blakey Quintet, A Night at Birdland Volume 1 (Blue Note) 1954
Жива запись, сделанная в клубе Birdland по адресу 1678 Broadway. Арт Блейки на барабанах, Клиффорд Браун на трубе Хорас Сильвер за пианино. И слова легендарной конферансье Пи Ви Маркетт: «Ladies апd gеntlеmеn, as you kпоw we have sоmеthing special dоwn heгe at Вirdlаnd this еvеning - а rесоrding of Blue Note гecoгds». Спустя двадцать девять лет эти слова снова пригодились (см. 39).
(В хите начала 90-х Cantaloop группы Us3)
50. Каунт Бейси, Тhe Complete Atomic Basie (Roulette/Blue Note) 1994
Под конец жизни у Каунта Бейси совсем сдало сердце. Но он все равно продолжал сидеть на сцене у рояля в электрическом инвалидном кресле. А в 1957 году, когда записывалась эта музыка, король свинга был в расцвете сил. И, как никто другой, со свингом управлялся - в масштабе одного из лучших биг-бендов.
49. Weather Report, Неауу Weather (Columbia) 1976
Лучшая запись в стиле фьюжн, один из главных джазовых бестселлеров, музыка, под которую цивилизованным миром был прожит 1977 год. В Weatheг Report играли лучшие люди – Уэйн Шортер, Жако Пасториус, Джо 3авинул. Они были первопроходцами джаз-рока, а еще они придумали неоднозначное явление под названием smooth jazz. Так или иначе, на их идеях много чего выросло, причем не только музыка для сети МсDопаld's и певица Шаде.
48. Арт Тейтум, 20th Century Piano Genius (Verve) 1992
Этот вундеркинд прославился ещё перед Второй Мировой войной, благодаря скорости, с которой его пальцы двигались по клавишам. Когда соло Тейтума передавали по радио, люди всегда думали, что играют как минимум трое музыкантов.
47. Луи Армстронг, The Complete Hot Five and Hot Seven Recordings (Columbia) 2000
Луи Армстронга в этом списке не может не быть, это само собой разумеется. Но из сотен наименований его дисков все же надо выбирать лучшее. То есть 1925-1929 годы, когда будущий друг президентов перекраивал под себя джаз при помощи своих гениальных помощников из Hot Five и Hot Seven.
46. Бернард Херрманн, Taxi Driver (Arista) 1976
Он писал музыку к фильму «Таксист» и умер в ночь, когда закончил работу. Его саундтрек, с кричащими в мрак большого города саксофонами в итоге значит для джаза не меньше, чем роль таксиста для Роберта де Ниро.
45. Джимми Смит, Back at the Chicken Shack (Blue Note) 1961
Первый великий игрок на хаммонд-органе До этого диска успел записать ещё 19 пластинок, но только Back at the Chicken Shack по-настоящему выстрелил. Продюсер говорил: «Он всегда как в воду глядит. Его всего корежит, рожа кривится, пальцы летают, ножки по педалям стучат что есть мочи». Даже судя по этим словам, Джимми Смит – настоящий человек и музыкант.
44. Майкл Фрэнкс, The Michael Franks Anthology: The Art of Love (Warners) 2003
Нежность такая, что Сезария Эвора начинает казаться Мэрлином Мэнсоном. Smooth jazz каким он должен быть.
* * *
ტაკს პროლჟაემ

43. Расаан Роланд Кирк, The Inflated Tear (Atlantic) 1967
Великий слепой. Умел играть на трех духовых инструментах одновременно. Благодаря специальной технике мог на одном дыхании выступать часами, а то и днями. И ещё гениально управлялся с джазовыми гармониями.
42. Майлс Дэвис, In a Silent Way (Columbia) 1969
Первая запись в стиле джаз-рок. Настоящая dream team - Джо Завинул, Чик Кориа, Херби Хэнкок,;Джон Маклафлин. Ноты робко рождаются из ниоткуда и на глазах набирают уверенность в себе, Майлс Дэвис на этом диске дал миру музыку на десятилетия вперед.
41. Us3, Hand on the Torch (Blue Note) 1993
В девяностые джаз начал снова входить в моду, причем со служебного входа - через электронику. Особенно в этом направлении преуспели два парня из проекта Us3. Понабрав сэмплов из классики джаза, они заволновались, что на них подадут в суд правообладатели. Но вместо этого фирма Blue Note дала полный доступ к своим архивам и заключила с Us3 контракт. В результате веселая вещица Cantaloop (игра слов: Cantaloupe Island - пьеса Херби Хэнкока) стала мировым хитом.
40. Джанго Рейнхард, Swing de Paris (Proper) 1934
Джанго Рейнхард был цыганом, много пил, в молодости очень сильно обжег пальцы и потому не мог играть на гитаре так, как все остальные гитаристы. Тем не менее в тридцатые-сороковые годы был суперзвездой, и Париж сходил от него с ума. Вуди Аллен именно Джанго сделал кошмарным сном для героя Шона Пенна в «Сладком и гадком», а другого выбора в общем-то и не было.
39. Уэс Монтгомери, The Incredible Jazz Guitar of Wes Montgomery (Riverside/OJC) 1960
Главная запись главного джазового гитариста всех. времен и народов. Можно без преувеличения сказать, что в каждой сыгранной им на этой пластинке ноте больше смысла, чем во всех дисках Эдди Ван Халена, вместе взятых.
38. Сара Воэн, Sarah Vaughan with Clifford Brown (Polygram) 1990
Если вы никогда не слышали о джазе, послушайте Lullaby Of Birdland, первую песню с этого диска. Без нее жизнь можно считать прожитой зря, хотя без джаза при этом прожить в принципе можно.
37. Koop, Waltz for Koop (Jazzanova Compost) 2001
Крайне редкая удачная попытка перекроить старый джаз на новый лад. Интересная хотя бы тем, что между сэмплами из Аструд Жилберту и нанятыми современными вокалистками здесь получилось установить идеальный баланс. На самом деле удач существенно больше. Шведский электронный дуэт Kоор записал одну из немногих пластинок, которая полностью пережила уже улегшуюся волну моды на easy listening.
36 Коулмен Хокинс, Body & Soul (Sony) 2000
Вообще-то не он изобрел саксофон - это сделал Адольф Сакс. Но по-настоящему хорошо играть на этом хитром инструменте первым научился именно Коулмен Хокинс. Здесь его записи за отчетный период с 1927-го по 1963 год, то есть за целую эпоху.
35. Жуан Жилберту, The Legendary Joao Gilberto (World Pacific) 1990
Ничто так гармонично и прекрасно не ужилось с джазом, как босанова. И лично Жуан Жилберту, который их, собственно, и познакомил.
34. Телониус Монк, Genius of Modem Music Vol. 1 (Blue Note) 1951
Когда Телониус Монк сам называл себя гением, с ним никто не спорил - это было очевидно. Под конец жизни ему это аукнулось - за десять лет до смерти музыкант натурально сошел с ума и музыку играть практически перестал. А до того был самым удивительным пианистом, который в каждой ноте старался открыть что-то новое, чаще всего с положительным результатом. И иногда в поисках чего-то нового он куда-то уходил со сцены, причем ровно в тот момент, когда на очереди было его соло.
33. Нина Симон, Baltimore (CTI) 1978
Обязательная запись от Нины Симон. На ней лучше всего чувствуется главный талант певицы - петь уже спетое другими так пронзительно, как будто это звучит впервые.
32. Доналд Берд, Black Byrd (Blue Note) 1973
Самый большой тираж для джазовой пластинки в истории фирмы Blue Note, то есть во многом и для джаза вообще. Фанк, сыгранный с джазовой тщательностью, с джазовой фантазией и с использованием инструмента под названием «электрическая труба». Тридцать лет назад Black Byrd прозвучал невероятно круто. Никто не рассчитывал, что диск будет точно так же звучать и сегодня.
31. Джон Колтрейн, Blue Train (Blue Note) 1957
За свою короткую сорокалетнюю жизнь Джон Колтрейн понял джаз лучше, чем кто бы-то ни было, открыв в нем неведомые доселе глубины. Blue Train - его самая доступная запись, переходный период от того, что уже было, к тому, чего еще не было. Cool bop, если в двух словах. А еще у этого диска очень важная обложка, глядя на которую не может не захотеться услышать, о чем думает этот человек.
This post has been edited by bja on 4 Oct 2007, 03:33