Johnnie Walkerაი როგორ გვიპირებენ ჩაყლაპვას ამ ეტაპზე:
Анализ перспектив российско-грузинских взаимоотношений
Цели политики РФ
Это установление контроля над политикой, проводимой Грузией, путем утверждения дружественного режима, вхождение Грузии в интеграционные экономические и военные проекты Москвы на постсоветском пространстве (ЕЭП, ОДКБ) с дальнейшей целью восстановления контроля над Южным Кавказом, обеспечения наземной связи с Арменией и установлением контроля за транзитными потоками энергоносителей с Каспия. Блокирование влияния недружественных государств, пытающихся усилить свои позиции как на Южном Кавказе путем вытеснения с него РФ, так и на Северном Кавказе путем поддержки сепаратистских движений.
Анализ целей политики РФ
На первом плане находятся военно-политические цели, экономическая составляющая находится на втором плане. В отличии от периода 90х годов, в последние десять лет политика РФ отличается последовательностью в достижении национальных целей. Значение кавказского направления политики РФ среди других (западное, центральная Азия, дальний восток) велико, хотя и не доминирует. Основной причиной значимости направления является не решенная до конца проблема Северного Кавказа, решение которой очевидно увязано с достижением целей на Кавказе Южном. Необходимо отметить, что успешное достижение целей, а так же вся политика на Кавказе не требует и не должна требовать чрезмерного экономического напряжения РФ.
Цели политики Грузии
Восстановление территориальной целостности страны, восстановление разрушенной постоянными войнами и переворотами экономики.
Анализ целей политики Грузии
В отличии от РФ, цели Грузии – это основные цели существования страны, других значимых или сопоставимых по значимости целей у страны нет. Однако надо признать, что и в 90е годы, и в последние десять лет политика, проводимая руководством Грузии, имела целью не достижение вышеизложенных целей, а обеспечение собственного пребывания у власти. Именно цель сохранения и укрепления собственной власти является основой политики руководства этой страны. Причиной этого является постоянная политическая нестабильность, череда мятежей и переворотов, войн и периодов безвластия, в том или ином виде продолжающаяся уже 20 лет. Все предыдущие руководители страны были отстранены от власти насильственным образом. В этих условиях не удивительно, что руководство страны пытается в первую очередь укрепить свою власть, а не работать над достижением целей страны.
Анализ экономических возможностей Грузии.
Экономика - это базисная основа любой проводимой политики. Картина развития и состояние экономики страны позволяют строить предположения о возможностях ее политики в будущем.
Грузия выходила из состава СССР одной из самых благополучных и экономически развитых республик. Однако последующие войны и политическая нестабильность не оставили от былого процветания и следа. В настоящий момент это довольно бедная страна, имеющая отношение ВВП на душу населения на уровне 4.400 USD и занимающая по этому показателю 153 место в мире (Здесь и далее в качестве источника статистики использованы данные
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook для унификации и простоты проверки. Если не указано дополнительно, то данные за 2009 год). Для сравнения, этот показатель в РФ составляет 15.100 USD и 73 место.
К сожалению для Грузии, значимых полезных ископаемых на ее территории нет. Экономика ее довольно отсталая, характеризующаяся высоким уровнем населения, задействованного в сельском хозяйстве - более 50% (2006). ВВП Грузии в основном состоит из услуг (более 60%), потребляемых внутри страны.
Экспорт очень слабый, особенно после того, как РФ закрыла свой рынок для грузинских товаров (сама при этом оставаясь значимым экспортером для Грузии). Достаточно сказать, что основными экспортными товарами является металлолом, вино, минеральная вода, фрукты, орехи и некоторое количество продуктов машиностроения. При том, что Грузия вынуждена импортировать газ, нефть, пшеницу, промышленные товары, она становиться очень зависимой от импорта, а вот сама влиять на мировой рынок с такой структурой экспорта не может. Стоит признать, что с закрытием рынка РФ Грузия лишилась основного рынка сбыта для своей продукции. Отсюда возникает огромное отрицательное сальдо торгового баланса, сократить которое стране не удается и очевидно не удастся в течении многих лет. Его размер составляет 1.5 млрд. USD в год.
При таком сальдо для страны неизбежным становятся заимствования на внешних рынках и привлечение как можно большего объема внешних инвестиций, что и осуществляет уже много лет грузинское руководство. Именно внешние заимствования и позволяют экономике Грузии функционировать и даже расти, поскольку с инвестициями все гораздо хуже. В Грузии не развит рынок капитала, не развиты биржи, нет цивилизованных рынков облигаций и многого другого, что является необходимым условием инвестиционного роста (все это присутствует в странах Прибалтики, имеющих сходную с Грузией структуру экономики). Оно и понятно, политическая нестабильность, война 2008 года и опасность новых конфликтов делают Грузию непривлекательной для серьезных инвесторов. Хотя благодаря активным действиям нынешнему руководству все же удалось привлечь в страну некоторое количество «политических инвестиций» (в основном до 2008 года), рассчитывать на их приток в будущем не приходится.
Итак, основным средством компенсации огромного дефицита платежного баланса являются внешние займы. При этом и здесь в будущем намечаются крупные проблемы, так как уровень государственного долга уже около 3.8 млрд. USD (2010), что уже на уровне годовых доходов бюджета. Бюджет при этом еще и дефицитен, доходы 3.125 млрд. USD, расходы 4.033 млрд. USD. Таким образом, учитывая тот факт, что на открытом рынке Грузия может брать только дорогие кредиты, надеяться приходиться только на низкопроцентные «подаяния» на двусторонней основе от США и ЕС. И даже несмотря на это, уровень платежей по обслуживанию кредитов будет превышать 10% всех ежегодных доходов бюджета.
Основным источником увеличения доходов бюджета надо считать внутренние налоги. Именно здесь, не от хорошей жизни, и ведет основную деятельность нынешнее руководство. И, надо признать, добилось определенных успехов в собираемости налогов и уменьшении коррупции. Причиной этого, как уже было отмечено, является практически безальтернативность этого источника пополнения бюджета, так что для любого руководства Грузии это просто вопрос выживания.
Руководство Грузии пытается убедить свое население и мир вокруг в своих успехах в экономической сфере. Как видно из приведенных цифр, они довольно скромные. Не стоит преувеличивать значение некоторых крупных по меркам Грузии инфраструктурных проектов, профинансированных бюджетом, так как из анализа очевидно, что финансировались они из внешних займов, а не были «заработаны» грузинской экономикой.
Сомнительны расчеты руководства Грузии на туристическую индустрию, так как страна находиться в зоне военного конфликта, что важно для туристов из ЕС, туристы из РФ недоступны по очевидным причинам, Турция обладает своей первоклассной индустрией, а потенциал Армении и Азербайджана слишком мал.
Однако основным потребляющим «ртом» грузинского бюджета и причиной столь больших дефицитов является не инфраструктура, а армия. В 2008 году расходы на оборону были более 1 млрд. USD, в 2010 около 400 млн. USD. Из доходов бюджета очевидно, что подобных трат экономика Грузии позволить себе не может.
Политика Грузии в оборонной сфере
Позволить не может, но очевидным образом позволяет. Причиной этого является как раз следование основной цели грузинского руководства - сохранения личной власти. И еще как небольшой довесок, отношение к армии как к своей любимой игрушке. Подобная политика для национальных целей ошибочна, поскольку даже эти запредельные траты недостаточны для восстановления территориальной целостности страны, что доказали события 2008 года, а уж урезанный бюджет 2010 года – это просто бюджет выживания для ВС Грузии. Количество денег в нем на одного военнослужащего примерно в три раза меньше, чем в ВС РФ, которых к эталону финансирования отнести сложно.
При таких соотношениях финансирования рассчитывать на успешную наступательную компанию против ВС РФ нельзя.
Выводы о политике руководства Грузии
Таким образом, политика руководства Грузии не ведет к достижению национальных целей – наоборот, удаляет страну от их достижения. Основными факторами этого в экономике являются
- потеря внешних рынков сбыта
- падение экспорта
- рост внешней задолженности
В политике:
- нерешенность территориальных конфликтов, что отпугивает инвесторов и туристов
- огромные ассигнования на армию, не приносящие никакой пользы, в ущерб развитию промышленности
Во внешней политике
- конфронтация с РФ и однозначная ориентация на США, при том, что от США достижение национальных целей никак не зависит, а от РФ зависит практически полностью.
С такой политикой национальные цели Грузии не будут достигнуты НИКОГДА. Как уже было сказано, руководство Грузии пытается сохранить власть, а не достичь целей.
Пути достижения национальных интересов РФ
Первой целью политики РФ на сегодняшний день является свержение враждебного режима Саакашвили. Основных путей здесь несколько:
- открытая интервенция под специально созданным благовидным предлогом, арест и смена нынешнего руководства Грузии
- скрытая интервенция силами специального назначения (по образу операции США в Панаме) с теми же целями, в последствии переходящая в открытую интервенцию
- поддержка и финансирование региональных сепаратистских групп, нацменьшинств, организация восстаний на периферии Грузии.
- поддержка и финансирование центральных оппозиционных партий с целью организации новой «революции роз» в столице
- установление контактов и помощь различным кланам внутри руководства Грузии с целью организации переворота ближайшим окружением.
Краткий анализ
Очевидно, что пути с интервенцией для РФ абсолютно неприемлемы. В первую очередь из-за имиджевых потерь, которые подорвут начавшийся диалог РФ и Запада, вступление в ВТО, перезагрузку с США и поставят РФ в статус агрессивных милитаристских изгоев рядом с Ираном и Северной Кореей. Именно поэтому руководство РФ не пойдет на этот вариант, который имеет и другие недостатки.
Интересен вариант с армянами в Джавахетии, хотя разжигание сепаратизма на Кавказе не соответствует интересам РФ.
Работа с оппозицией судя по ее раздробленности и общей слабости представляется не очень перспективной.
Наиболее интересным вариантом является работа непосредственно с окружением Саакашвили, отличающегося сильной эмоциональностью и склонного к частым кадровым перестановкам. Заметим, нейтралитет США тут крайне необходим. Последние события позволяют на него рассчитывать.Пути достижения национальных интересов Грузии
В первой цели эти пути совпадают с путями РФ – необходимо устранить нынешнее руководство Грузии. Затем Грузии необходимо установить максимально тесные отношения с РФ – войти в Таможенный Союз и ОДКБ, что откроет огромный рынок сбыта, позволит сократить в разы не нужные траты на армию. Образование общей Конфедерации с Абхазией и Осетией с отложенным переходом к Федерации решит вопрос целостности страны, а так же откроет дорогу серьезным инвестициям и туризму. Все перечисленные факторы позволят Грузии вновь добиться благосостояния.