The west should use economics to rein in Russia
Западу следует сдерживать Россию экономическими средствами
Андерс Аслунд
Российское вторжение в Грузию повергло Запад в шок и породило разговоры о том, как следует ответить. В результате сошлись во мнении, что Запад мало на что способен, чтобы наказать Россию. Действительно, у западных правительств средства воздействия ограничены, но с точки зрения экономики российское вторжение обошлось дорого, пока западные правительства не успели и пальцем пошевелить. Этот экономический удар показывает Западу, как можно наказать российских лидеров.
В судьбоносный день, 8 августа, российский фондовый рынок упал на 6,5%. Всего же за прошедшие два месяца он упал на 36%, лишив рынок акционерного капитала на сумму 500 млрд долларов (346 млрд евро, 281 млрд фунтов) – это практически равно валютным резервам России, которые составляют 580 млрд долларов. За неделю вторжения отток капитала достиг 16 млрд долларов, что вызывало в стране резкое ограничение кредита. Было установлено, что в числе основных продавцов акций "Газпрома" оказались двое богатых россиян. Вряд ли они остались довольны российским премьер-министром Владимиром Путиным. Действительно, похвальба Путина о том, что Москва стала новым мировым финансовым центром, а рубль будет международной резервной валютой, превратилась в грустную шутку.
Вероятно, что эти значительные потери продолжатся. Инвестиционный банк UBS в записке инвесторам объясняет, что старая парадигма, гласящая, что инвестиции в Россию предусматривают высокие политические риски, вновь верна. UBS снизила целевые курсы российских компаний в среднем на 20%, что соответствует рыночной стоимости в 300 млрд долларов.
Не следует преувеличивать экономическую мощь России. Валовой внутренний продукт страны с 1999 года до нынешнего года увеличился с 200 млрд до 1,7 трлн долларов, но все равно он составляет лишь 2,8% от общемирового ВВП. Несмотря на успех в Грузии, российская армия не получает достаточных ресурсов. Официальное военное финансирование составляет 48 млрд долларов – это 7% оборонного бюджета США. 60% экспорта составляют экспорт нефти и газа, а потому Россия зависит от мировых цен на энергоносители, которые в настоящий момент снижаются. Добыча энергоносителей в застое из-за повторной национализации отрасли и враждебного для инвесторов климата. Но главная беда России – это коррупция. Государство не может обеспечить инвестиции в развитие инфраструктуры из-за громадных "откатов". Из-за авторитаризма экономические реформы зашли в тупик, а без них сохранить высокие показатели роста не удастся.
Запад стоит перед выбором: санкции или экономическое сотрудничество. Торговые санкции лишь укрепят контроль силовой элиты над российской экономикой и придадут новые силы ее диктатуре. Было бы ошибкой исключать Россию из Международного валютного фонда или приостанавливать ее участие во Всемирной торговой организации: открытые рынки и международные стандарты лишь уличат Путина и его соратников. Европейскому союзу и США следует ввести этические и юридические стандарты, которые бы сделали для России злоупотребления невыгодными. Целью этих мер должны стать крупные государственные компании и высокопоставленные чиновники, а не рядовые граждане или предприниматели.
Во-первых, ЕС необходимо выработать общую энергетическую политику и заставить Россию выполнять положения Энергетической хартии – обеспечить прозрачность, равные права для инвестиций и доступ к трубопроводам. Сообща ЕС имеет возможность торговаться с Россией, поскольку все ее трубопроводы за пределами бывшего СССР ведут в Европу.
Во-вторых, Европейская комиссия должна заставить "Газпром" отделить добычу энергоносителей от транспортировки, чтобы сломить его монополию. Почему Еврокомиссия преследует по антимонопольному законодательству Microsoft, но не трогает "Газпром"? Компания должна выделить в отдельную структуру свою трубопроводную сеть за границами России, прекратить откровенную ценовую дискриминацию и отказаться от запланированного строительства трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток".
В-третьих, Запад должен провести расследования в отношении высокопоставленных российских чиновников и их трейдинговых компаний по фактам отмывания денег.
В-четвертых, крупные российские государственные компании нередко обхаживают заграничных политиков. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер – это лишь самая заметная добыча "Газпрома". Западу необходимо ужесточить этические правила по контактам с российскими государственными компаниями, а ЕС следует ввести американские правила по раскрытию доходов – в США о них обязаны заявлять все, кто получает деньги за лоббирование. С неэтичным поведением лучше всего бороться, повышая прозрачность.
Наконец, если западные разведслужбы располагают доказательствами любых фактов коррупции, в которой замешаны Путин или его окружение, эти данные следует опубликовать. Ничто не подорвет его позиции в глазах россиян больше, чем подтвержденные факты коррупции. Россия и ее лидеры вполне уязвимы, но для эффективных действий Западу нужно объединиться.
http://www.ft.com/cms/s/0/c436426a-7a7c-11...?nclick_check=1 Tagesanzeiger
"Вывод – это не отвод"
Эльке Виндиш
С начала кавказской войны этот цветущий генерал с тремя звездами на погонах поражает слушателей своей лингвистической изворотливостью. Он первый сказал, что "вывод – это не отвод", и выражение "принуждение к миру", которым Москва преуменьшала значение своей войны против Грузии, якобы тоже принадлежит Анатолию Ноговицыну. Еще более удивительно, что при этом Ноговицын пытается переиграть своего непосредственного шефа, Николая Макарова, которого в начале июля президент Дмитрий Медведев назначил новым начальником Генерального штаба. Тот факт, что стратегическую инициативу захватил его заместитель, кремлевские астрологи объясняют тем, что вопрос о власти между президентом и премьером до сих пор окончательно не прояснен. Поэтому Ноговицын, как и Путин, взял на себя роль серого кардинала.
Роль, для которой этот 56-летний мужчина, кажется, не совсем подходит. И хотя он может похвастаться титулом доктора военных наук, его жизнь – это, скорее, жизнь рубаки. Он никогда не имел гражданской профессии. Получил образование штабного офицера в Академии противовоздушной обороны, в 1980 году войдя в число лучших выпускников. После краха коммунизма и советской власти сел за парту в третий раз.
Сначала он становится главой штаба 11-й воздушной армии, а в начале 2000 года – ее командующим. В том же году за штурвалом истребителя-перехватчика Су-27 он в Японском море трижды облетел американский авианосец Kitty Hawk. В данном происшествии Пентагон признался лишь месяц спустя. Смелая выходка сделала Ноговицына звездой в средствах массовой информации, в Кремле тем самым он тоже набрал очки – и в январе 2002 был назначен заместителем командующего ВВС.
Однако взлет Ноговицына, как тогда казалось, закончился уже через четыре месяца. Ревизоры из Счетной палаты установили, что под его руководством потребление керосина в 11-й воздушной армии выросло в 15 раз. Средства массовой информации раструбили об этом случае на всю страну: Ноговицын, не скупясь, сбывал авиационный керосин на сторону и прикарманивая доход. Однако доказательств представить никто не смог. Поэтому Ноговицын отделался всего лишь строгим выговором
Как кто украл? Мы и украли-с
26 июня 2008 года Роман Абрамович представил в коммерческий отдел Высокого суда Лондона (в ответ на иск своего многолетнего подельника Бориса Березовского) скандальные показания, а по существу признания о совершавшихся им начиная с 1995 года деяниях, подпадающих под действие сразу нескольких статей Уголовного кодекса РФ.
Мне уже приходилось писать о том, какую юридически точную квалификацию этим деяниям дали научный редактор авторитетнейшего прокремлевского журнала "Эксперт" Александр Привалов и его соавтор Александр Власов: "Мошенничество в составе преступного сообщества. Статья 210 Уголовного кодекса РФ". Авторы совершенно справедливо отметили также, что "и состоявшаяся всего три года назад продажа "Сибнефти" не в пользу государства также была актом мошенничества".
Гг. Привалов и Волков достаточно четко очертили и круг участников "преступного сообщества", рядовым членом которого, по их мнению, является Роман Абрамович. Они не произносят вслух никаких имен, но железная логика их публикации (перечитайте ее еще раз!) бесстрашно и беспощадно ведет на самые вершины российской власти: "Абрамовичу было указано", "Абрамовичу тактично намекнули", "Абрамовичу разрешено было оставить себе". Кем указано и разрешено? Кто эти могущественные и всесильные?
В момент скандальной 13,7-миллиардной покупки "Газпромом" 75% акций "Сибнефти" у компании Millhouse Capital председателем совета директоров "Газпрома" и руководителем администрации президента РФ был Дмитрий Анатольевич Медведев. Президентом Российской Федерации был Владимир Владимирович Путин.
Потрясенные своими собственными выводами, авторы немедленно заключили, что "первое неизбежное следствие странного письма уже наступило: Роман Аркадьевич Абрамович отныне для Российской Федерации - невъездной... Он впервые официально подтвердил довольно неприличные секреты Полишинеля, бросил тень на могущественного премьера (с которым, как сказано в письме в суд, "имел и продолжает иметь хорошие рабочие отношения"), да и вообще на действующую власть. Одно дело, когда о коррупции в России миру рассказывают всякие отщепенцы, другое дело - свидетельство прямого участника махинаций, только что занимавшего видный пост. Этого ему здесь не простят".
Увы, ошиблись уважаемые эксперты и знатоки. На днях Роман Аркадьевич вместе с Дмитрием Анатольевичем принимали наших олимпийцев в одной из президентских резиденций под Москвой.
"Новая газета" публикует доклад Владимира Милова и Бориса Немцова "Путин и "Газпром". Милов и Немцов очень известные люди. Можно не соглашаться с их политическими взглядами. Мне, в частности, приходилось полемизировать с тем и с другим по разным вопросам. Но они многие годы профессионально работали в области энергетики на самом высоком уровне государственного менеджемента и прекрасно знают ситуацию в "Газпроме". С выводами их доклада можно спорить, их можно опровергать, но их категорически невоэможно игнорировать. Слишком они сенсационны:
"В последние годы в результате афер, связанных с выводом активов из "Газпрома", компания лишилась контроля над активами общей стоимостью более 60 млрд долларов (6,4% собственных акций, пакеты акций в Газпромбанке, "Согазе", "Сибуре", "Газпром-медиа", активы крупнейшего негосударственного пенсионного фонда "Газфонд") и денежных средств в сумме почти 20 млрд долларов, выведенных из компании под предлогом покупки акций "Сибнефти" и махинаций с трейдером "Росукрэнерго".
И снова в докладе среди предполагаемых организаторов и бенефициаров сделок всплывают две фамилии - Медведев и Путин - плюс длинный шлейф родственников, друзей по знаменитому кооперативу "Озеро" и родственников друзей (Михаил Шеломов, Юрий Ковальчук, Юрий Шамалов, Николай Шамалов, Аркадий Ротенберг).
Вполне допускаю и, более того, предполагаю, что эти огромные активы были выведены из "Газпрома" (наследия рабского труда на галерах нескольких поколений советских людей), распилены и направлены несомненно на какие-то благородные цели: секретные национальные проекты, которые приведут к резкому улучшению демографической ситуации в стране, закрытые прорывные направления в области нанотехнологий, специальные дипломатические усилия по борьбе с однополярным миром. Но мы, рядовые граждане, должны знать об этом хотя бы в общих чертах - насколько это, конечно, позволяют интересы сохранения государственной тайны.
Ваше, уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович, затянувшееся молчание по поводу признаний Романа Абрамовича и обвинений Владимира Милова и Бориса Немцова подрывает основы российской государственности. Тем более - вызывающее публичное появление рядом с вами на протокольных мероприятиях уголовника, пусть даже и вступившего на путь деятельного раскаяния и частичного возмещения государству нанесенного им ущерба.
Неужели вам еще не докладывали ни о его письме в лондонский суд, ни о блистательной статье в хорошо известном вам журнале "Эксперт", ни об аналитическом исследовании Милова и Немцова?
08.09.2008 12:21
Андрей Пионтковский
http://www.grani.ru/Politics/Russia/p.141131.html