Кругом – враги. Кроме Китая
За время президентства Путина Россия умудрилась на ровном
месте испортить отношения с большинством стран окружающего
мира. У России не осталось ни друзей, ни союзников. Мы ускорен-
ными шагами движемся если не к изоляции, то к статусу страны,
исключенной из процессов принятия важнейших международных
решений.
Абсолютно неоправданно ухудшились отношения России со
странами Запада. Запад – наш естественный партнер, открытый для
сотрудничества с Россией. Как ни пытаются превратить нас в азиат-
скую страну противники интеграции с Западом, Россия – органич-
ная часть европейской цивилизации. Западная модель открытого
демократического общества и рыночной экономики – единствен-
ная подходящая для нас общественная модель развития, обеспе-
чивающая высокий уровень жизни людей (богатые нефтью араб-
ские княжества с микроскопической численностью населения не
в счет). Западные демократии представляют наименьшую
потенциальную угрозу для России, – они никогда не напа-
дали на другие демократические страны. Главным нашим
противником власти очевидно считают США, хотя они во-
обще никогда не нападали на Россию и во всех войнах были
нашими союзниками. Государствам Запада принадлежит реша-
ющая роль в установлении нового миропорядка, сложившегося
в мире после Второй мировой войны. Восстановление разрушенной
войной Западной Европы по плану Маршалла и превращение ее
в образец процветания для остального мира – результат плодотвор-
ного трансатлантического альянса между Европой и США, присо-
единение к которому должно стать стратегической целью России.
В отношениях с Западом не все так просто. К западным странам
можно предъявить много претензий – и по поводу того, как они в
1990-е годы заставили обескровленную Россию взять на себя совет-
ский долг в объеме более 90 млрд. долларов, и по поводу недавних
52 53
событий – например, иракской агрессии или размещения элемен-
тов американской ПРО в Европе.
Однако президент Путин полностью разучился использовать
инструменты цивилизованного диалога, перейдя к тотальной конф-
ронтации и провокациям. Например, о выходе из договора по ПРО
США объявили еще в 2001 году – и за все это время не было сдела-
но ничего, чтобы провести переговоры и подписать новый договор.
Даже упертые советские руководители Брежнев и Громыко смог-
ли сделать это. Путин все пустил на самотек. Теперь руки у США
развязаны, и нам придется справляться уже с последствиями раз-
мещения элементов американской ПРО в Европе – возможность
договориться с американцами была упущена в 2002 - 2005 годах.
Неудачи на дипломатическом поприще Путин попытался при-
крыть провокациями – энергетическим шантажом, провокаци-
онными полетами наших бомбардировщиков к границам стран
НАТО (как будто нельзя полетать над океаном в нейтральных во-
дах), антизападной пропагандистской истерикой. В мире становит-
ся нормой бояться Россию, искать способы защиты от «российской
угрозы».
Зачем нам эта конфронтация? На Западе никто не ищет вой-
ны с Россией, – а нам не по силам новое противостояние. Гонка
вооружений разорит Россию, доля которой в мировой экономике
составляет 2%, а доля США – 27%xxvi (размеры американской эко-
номики превышает российскую более чем в десять раз). Новое про-
тивостояние возможно только за счет уменьшения пенсий, зарплат
учителям и врачам, введения разорительных налогов для бизнеса.
Охлаждение отношений и медленное сползание России к изо-
ляции препятствует возможности россиян свободно ездить за гра-
ницу – из всех стран европейской цивилизации нам сложнее всего
получать, например, шенгенские визы, в то время как граждане
развитых демократических стран ездят друг к другу без виз. Между
прочим, антизападная риторика наших руководителей не мешает
их семьям жить и учиться во «враждебных» государствах – напри-
мер, дочка министра иностранных дел Лаврова, особенно просла-
вившегося на ниве агрессивных антизападных заявлений и внесше-
го заметный вклад в ухудшение отношений с Великобританией,
учится не в России, а в Лондонском институте экономикиxxvii.
Нынешнее противостояние с Западом – печальный результат
прихода к власти в стране непрофессионального руководства с со-
ветскими инстинктами, его неумения наладить нормальный диалог,
деградации нашей дипломатии. Путин ложным образом понимает
природу нынешнего отношения к России. Официальная пропа-
ганда распространяет мнение о том, что Россию в последние годы
стали больше уважать. Это не так. Нас стали не уважать, а бояться,
как боятся людей с неуравновешенной психикой. Нас перестают
воспринимать как взвешенных, рациональных, трезвых партнеров.
Кто знает, что дальше выкинет Путин – очередное энергетичес-
кое эмбарго или полеты бомбардировщиков? Это не авторитет, это
страх. Такая «популярность» России не нужна.
Россия поссорилась со всеми соседями по СНГ. Путин факти-
чески развалил Содружество. Грубое вмешательство в выборы на
Украине, эмбарго Грузии и Молдовы, энергетический шантаж
Украины, Беларуси и стран Балтии, блокирование доступа средне-
азиатских нефти и газа на международные рынки – с каждой из
постсоветских стран у нас случился какой-то конфликт. В резуль-
тате российское влияние на постсоветском пространстве резко
уменьшилось. Неудивительно, что в ответ на наши колониальные
замашки многие бывшие соседи по соцлагерю потянулись к Запа-
ду, там ища помощи и поддержки.
Из путинских «интеграционных проектов» – Единого экономи-
ческого пространства, Таможенного союза – ничего не получилось.
Постсоветские страны одна за другой, опережая нас, вступают во
ВТО. «Лучший друг России» президент Казахстана Назарбаев путе-
шествует по Вашингтону, Брюсселю, Пекину, раздавая обещания
сотрудничества. Азербайджан отказался от закупок российского
газа и использования наших нефтепроводов для транзита своей
нефти и готовится ко вступлению в НАТО. Отношения охладели
даже с Арменией, для которой подняли цену на газ и которая не
может не пострадать от объявленной Путиным транспортной бло-
кады Грузии.
54 55
Между тем, у России есть альтернативная стратегия. Мы долж-
ны были стать гарантом распространения свободы и демократии
на постсоветском пространстве, задать постсоветским странам
стандарты демократии, отказаться от колониальной политики,
строить отношения с партнерами на принципах равноправия, а не
пытаться распространить монополию «Газпрома» на всю террито-
рию бывшего СССР. Только так Россия смогла бы стать не только
крупнейшим авторитетом в СНГ, но и эффективным защитником
прав русскоязычных меньшинств в этих странах.
Но пока что наши соседи возводят против нас барьеры.
Еще в 2000 году у России были нормальные отношения прак-
тически со всеми странами. Сейчас мы оказались в кольце врагов.
Единственное исключение – Китай.
Путинскую политику по отношению к Китаю пра-
вильнее всего назвать «капитулянтской». Российский ВПК
в годы правления Путина вооружал прежде всего китай-
скую армию. Россия стала крупнейшим поставщиком оружия
для стремительно наращивающей боевую мощь армии Китая –
эсминцев, самолетов, подлодок, ракетных систем «воздух - воздух»
и «земля - воздух». Путин допустил китайские воинские соеди-
нения для проведения учений на российской территории –
в 2007 году на учения в Челябинской области прибыли 1600
китайских военнослужащих. При попустительстве Путина Ки-
тай стремительно наращивал свое влияние в Центральной Азии,
вытесняя оттуда Россию. Среднеазиатские страны строят новые
нефте- и газопроводы в Китай, развивают транспортные связи, по-
лучают крупную финансовую помощь от китайских властей. Ради
неких «высоких» геополитических целей Россия заключает кабаль-
ные соглашения по продаже нефти и газа Китаю по ценам, кратно
ниже международных.
В пользу Китая Путин совершил крупные территориаль-
ные уступки – впервые со времен Никиты Хрущева, разда-
вавшего российские земли другим странам. Согласно под-
писанному в 2004 году договору, Китаю отданы два крупных
пограничных российских острова, Большой Уссурийский
и Тарабарова. Общая площадь уступленной Китаю территории
составила почти 340 квадратных километров. Сегодня на Большом
Уссурийском острове, с которого открывается вид на Хабаровск,
разворачивается массированное строительство города с населени-
ем 2,5 млн. человек – площадки для продолжения китайской эко-
номической и культурной экспансии на Дальний Восток.
Китай – реальная угроза для нашей страны. В отличие от стран
Запада Китай своих претензий на российскую территорию не
скрывает. В то время как бывшему госсекретарю США Мадлен
Олбрайт приписывают не сказанную ею фразу о том, что Россия
«несправедливо владеет Сибирью» (как признался в 2006 году
в интервью «Российской газете» один наш генерал, эта фраза была
попросту выдумана), китайские деятели открыто высказываются
о том, что территория Восточной Сибири и Дальнего Востока была
«несправедливо захвачена» царской Россией. Этой же мысли учат
школьников китайские учебники истории и географии. В Китае
свободно ходят карты, где наши восточные земли закрашены од-
ним цветом с территорией Китая.
Путин и другие представители прокитайского лобби в России
убаюкивают нас разговорами о том, что «Китай не представляет
опасности для России». Эти утверждения безосновательны. Напро-
тив, анализ реального положения дел свидетельствует: пока в Китае
у власти коммунисты, эта страна представляет непосредственную
угрозу нашей безопасности. В нашей истории прямой вооружен-
ный конфликт уже имел место – в 1969 году, из-за китайских пре-
тензий на остров Даманский. Китай уже превосходит Россию и по
численности вооруженных сил, и по оснащенности всеми видами
вооружений, кроме стратегических. Сегодня Китай располагает
примерно 700 оперативно-тактическими ракетами дальностью
300 - 600 км, которые легко могут быть переброшены к нашим
границам и поразить Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Влади-
восток, Читу. Конкурировать с Китаем по возможности мобилиза-
ции живой силы в случае военного конфликта мы не сможем.
В 2006 году китайская армия проводила масштабные учения
в Пекинском и Шеньянском военных округах, где отрабатывалась
стратегическая операция наступательного характера с переброской
войсковых соединений большой численности по суше на расстоя-
ние более тысячи километров. Против кого готовится проводить
такие операции Китай? Явно не против Тайваня, Японии, США,
в отношении которых уместнее отрабатывать высадку десанта. Во-
енные специалисты открыто трактовали эти учения как отработку
сухопутной войсковой операции на российской территории.
Заключенное Путиным соглашение о создании 200-километро-
вой зоны вдоль границ, свободной от войск, выгодно только Китаю:
в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока вся инфраструк-
тура и коммуникации находятся как раз у китайской границы,
оставаясь незащищенными. Наши Вооруженные силы не готовы
к потенциальному конфликту с Китаем: по сценариям Миноборо-
ны основным вариантом развития событий на Дальневосточном
театре военных действий, к которому готовят нашу армию, являет-
ся отражение морских десантов (видимо, со стороны тех же США
или Японии). К крупномасштабной сухопутной операции китайс-
ких войск с использованием авиационной и ракетной поддержки
мы не готовы.
Российская армия не готова к отражению возможной агрессии
с юго-востока, как в 1941 году оказалось не готова к агрессии с За-
пада.
Хочется надеяться на то, что в будущем конфронтации между
Россией и Китаем не возникнет. Но кто знает, что на уме у китай-
ских коммунистов. «Прячьте ваши истинные намерения», учил в
свое время Дэн Сяопин. Мы должны быть надежно защищены от
потенциальной китайской угрозы. Однако за время президентства
Путина мы лишь шли на односторонние и весьма болезненные ус-
тупки Китаю.
Недавно в интервью американским журналистам Путин обвинил
российскую оппозицию в пособничестве иностранным силам. Но
его собственные действия скорее признак того, что он сам – агент
китайского влияния в России, допустивший беспрецедентную
в истории последних десятилетий сдачу национальных интересов
чужой стране.
Мы ничего не добились односторонними уступками Китаю. Аг-
рессивное и неконструктивное поведение наших властей способс-
твует исключению России из процесса принятия важнейших ре-
шений широким кругом стран мира. Мы поссорились с Западом,
но и на Востоке нас не ждут.
Это – последствия глупой, непрофессиональной внешней по-
литики. Отстаивая свои интересы, Россия тем не менее не должна
забывать о необходимости сотрудничества, поддержания добросо-
седских отношений с другими народами, коллективного решения
глобальных проблем. Навязанная нам конфронтация с Западом,
неоколониализм, внешнеполитические капризы должны уступить
место мудрому и взвешенному подходу к международным делам,
трезвой оценке стоящих перед Россией реальных угроз, пересмот-
ру действующей капитулянтской политики по отношению к Ки-
таю. Только в этом случае Россию действительно станут уважать.
ესეც ბორის ნემცოვის ანალიზის ერთი ნაწილი. საინტერესო შეფასებაა ჩინურ საფრთხეებზე და პუტინის როლზე. ახდენოდეთ
ესეც ლინკი
http://www.nemtsov.ru/docs/putin-itogi.pdf
.... n'existe pas