Когда закончится нефть...

За последние 10-15 лет в России создали мутанта - не социализм, не капитализм, а неведому зверушку.
Его родовые черты - слияние денег и власти, криминализация власти, институционализация коррупции, доминирование в экономике крупных, главным образом сырьевых, корпораций, процветающих за счет приватизированного ими административного ресурса. Капитализм в России начинается с челноков и заканчивается бизнесменами типа Давида Якобашвили и Анатолия Карачинского.
"Заключительная стадия" и сон в сугробе, рождающий чудовищ, могли бы длиться и дальше, но глобальный кризис схлопнул пузырь путиномики, этого паразитического сырьевого придатка мировой экономики.
Запад переживает серьезный институциональный кризис капиталистической системы, который приведет к пересмотру ряда принципов организации финансовых рынков, кредитной политики, стереотипов потребления.
Кризис путинизма - экзистенциальный. Без заоблачных цен на энергоносители и без западных кредитов под залог вздутых акций сырьевых компаний эта изначально исторически бесперспективная модель стремительно теряет даже ту свою локальную устойчивость, о которой говорилось выше.
Попытки имитировать западные методы лечения дают обратные результаты. Американские банки, получая огромные кредиты от правительства, почему-то не конвертируют их в рубли и не переводят в Россию или в Швейцарию. Снижение налоговых ставок не повлияет кардинально на мотивацию среднего и малого российского бизнеса, потому что оно несоизмеримо с административным и силовым рэкетом. Коррупция в России не аберрация, а суть системы. Да и сам термин "коррупция", предполагающий взаимодействие бизнесмена и чиновника, неуместен, когда речь идет о едином субъекте - чиновнике-бизнесмене.
Это уже не просто кризис путинизма. Это совсем другое слово - из шести букв. Это такая же смерть обанкротившейся общественной формации, как в 1917 или в 1991 годах. Третья в России за последнее столетие.
Фарсовая природа путинизма, отсутствие за ним какого-либо идеологического проекта, чрезвычайно узкая его социальная база дают основания полагать, что его демонтаж может пройти в отличие от двух предыдущих случаев сравнительно безболезненно.
В условиях старательно выжженной путинизмом политической пустыни избавить от него страну в краткосрочной перспективе способна только не утратившая еще инстинкт самосохранения часть высшей бюрократии. Напротив, попытка продлить его агонию силовыми средствами окажется разрушительной для России.
Первым психологическим шагом к демонтажу этой обреченной формации станет вытеснение из коллективного сознания ее структурообразующей мифологемы - светлого образа "национального лидера".
Заметим, что "отец нации" сам во многом поспособствовал этому процессу своим удивительным по простодушию римейком знаменитой речи 3 июля:
"Братья и сестры, внутренние потребители, к вам обращаюсь я, друзья мои!
Правильные пацаны - абрамовичи и тимченки, сечины и богданчиковы - несут огромные потери на внешних рынках.
Предлагаю компенсировать эти потери возросшей нагрузкой на вас, дорогие мои соотечественники. За тысячелетнюю историю России мы вас еще и не так е... И вы все вытерпели. Утретесь и на этот раз. Ура, товарищи!"
Вот уж действительно - оказался наш отец не отцом, а...
Андрей Пионтковский