დილა მშვიდობისა მეგობრებო! ეს ვერ გავიგე ამ სტატიის ავტორი ჩვენი ნათესავია თუ დათვის?
Хватит дразнить медведя

Newsweek", США)
Майкл Мэнделбаум (Michael Mandelbaum)
Чтобы исправить отношения с Россией, нужно устранить последствия ошибок, допущенных Западом за последние десять лет
Война в Грузии прошедшим летом ухудшила и без того напряженные отношения Москвы с Вашингтоном и объединенной Европой. Теперь, когда этот конфликт остался позади, назревает еще более серьезный кризис. Чтобы избежать его, необходимо осознать, что в дипломатических отношениях с Россией за последние десять лет делалось неправильно. Только поняв это, следующий президент сумеет в краткосрочной перспективе не допустить еще большего ухудшения этих отношений, а в долгосрочном плане - проложить курс, который в конечном итоге, возможно, приведет к более полной интеграции России в состав Запада.
Войну в Грузии спровоцировала попытка Тбилиси вернуть под свой контроль Южную Осетию. Впрочем, недовольство Грузией возникло у России еще до этого события: оно было связано со стремлением Грузии вступить в НАТО, последовав примеру других посткоммунистических государств. И вот за это прямую ответственность несет Вашингтон. Американская политика расширения НАТО на восток после окончания 'холодной войны' стала одним из главных факторов, обусловивших ухудшение отношений России с Западом.
Для Москвы проблема состояла в том, что, по ее мнению, эта политика шла вразрез с обещаниями, полученными от Запада. Россияне были убеждены, что в 1990 г. американские и немецкие официальные круги обязались (в связи с происходившим тогда воссоединением Германии) не пользоваться слабостью Москвы для продвижения НАТО на традиционные российские 'задворки'. Когда западные лидеры нарушили эти обещания, у российской стороны возникли сомнения: можно ли им доверять. Да и сам процесс расширения, похоже, сопровождался неискренними обещаниями. Американские чиновники всячески рекламировали его как способ укрепления демократии. Однако приверженность демократии Польши, Венгрии и Чешской Республики - первых посткоммунистических стран, вступивших в НАТО - и так не вызывала сомнений. И если бы Соединенные Штаты действительно верили, что членство страны в НАТО - наилучший способ обеспечить свободные выборы и конституционные права ее граждан, они должны были бы немедленно предложить присоединиться к альянсу самому большому посткоммунистическому государству: России. Вместо этого Москве дали понять, что на вступление в ряды Организации ей рассчитывать не следует.
Расширение НАТО преподало России еще один прискорбный геополитический урок. Этот процесс продолжался несмотря на все ее возражения, поскольку Москва была слишком слаба, чтобы ему помешать. В результате россияне пришли к выводу: чтобы в дальнейшем иметь право голоса в европейских делах, страна должна быть в состоянии отстаивать свои позиции в том числе военными средствами. Следствием подобного образа мысли и стали события в Грузии.
Поскольку расширение НАТО происходило против воли России, а саму ее оставили за бортом этого процесса, пришел конец и надеждам на создание в Европе новой системы безопасности, основанной на сотрудничестве. Такое сотрудничество ненадолго возникло в конце 'холодной войны', что позволило заключить серию важных соглашений по контролю над вооружениями, обеспечить мирный распад коммунистической системы и создать широкую международную коалицию в ходе первой войны в Персидском заливе. Однако в 1997 г., с началом расширения НАТО, оно прекратилось.
Что, учитывая подобный исторический фон, должен сейчас предпринять Запад по грузинскому вопросу? Привлекательных вариантов у него нет. Сразу после войны некоторые деятели в Соединенных Штатах вновь выступили с призывом принять Грузию в НАТО. Но НАТО - это военная организация взаимопомощи. Если Грузия войдет в ее ряды, это будет означать, что в случае нового военного конфликта с Россией союзники должны прийти ей на выручку. Для этого Западу придется разместить войска, танки, самолеты, и, возможно, даже ядерное оружие у российской границы - на что Москва ответит пропорциональными мерами. Это вновь отбросило бы Европу к военному противостоянию, которое она пережила в годы 'холодной войны'. В свете подобной опасности западноевропейские государства почти наверняка наложат вето на вступление Грузии в НАТО. Если же Вашингтон будет настаивать на своем, это может спровоцировать еще один острый спор между Старым и Новыми Светом.
Кроме того, возможности вооруженных сил США уже серьезно перенапряжены из-за войн в Ираке и Афганистане - а общественности постоянно внушали, что расширение НАТО не повлечет за собой никаких дополнительных расходов. В результате правительству США будет чрезвычайно трудно разместить войска на Кавказе. Однако если мы будем сидеть сложа руки, это тоже обернется проблемами: подобный оборот событий подорвет доверие к заявлениям о солидарности с Грузией, звучавшим из Вашингтона после войны, будет выглядеть как отступление перед лицом российской агрессии и нарушение обещания США предоставить членство в НАТО любой заслуживающей этого европейской стране.
Каким же образом следующий президент США может разрешить эту дилемму? В краткосрочной перспективе он должен следовать завету врачебной этики: главное - не навредить. А это означает необходимость отложить до лучших времен предложение о вступлении Грузии (да и Украины, если уж на то пошло) в НАТО. Кто-то может возразить: получится, что мы 'вознаграждаем' Россию за ее воинственные действия и поощряем неподобающее поведение в будущем. Возможно, но негативные последствия такой отсрочки будут меньше, чем издержки от дальнейшего расширения: серьезное ухудшение отношений с Москвой.
Одновременно Западу нужно возобновить сотрудничество с Россией в сфере безопасности. В конечном итоге НАТО либо должна включать Россию, либо уступить место новой, более широкой структуре безопасности. Конечно, если к НАТО присоединится Россия, это будет совершенно иная организация. Достаточно отметить, что в этом случае зона ее ответственности будет граничить с Китаем. Но и сегодняшняя НАТО - уже совсем не тот альянс, что существовал 20 лет назад. В вопросах безопасности, как и в других сферах деятельности людей, перемены - закон жизни.
Конечно, воссоздать систему безопасности, основанную на сотрудничестве, имея дело с нынешней российской властью, будет непросто. Эта власть неуклонно ограничивает демократические процедуры, многие ее критики погибли насильственной смертью (а поймать убийц она загадочным образом оказывается не в состоянии); наконец, она поощряет организации, исповедующие самые уродливые формы национализма. Подобная власть не внушает того уровня доверия, что требуется для подлинного сотрудничества. И ее смена в сколько-нибудь близкой перспективе крайне маловероятна: нынешнее правительство пользуется популярностью в российском обществе и является продуктом мощных социальных факторов, в частности традиционно авторитарной политической культуры страны. У Запада отсутствуют какие-либо рычаги, позволяющие в чем-то изменить эту ситуацию.
Самые большие надежды в данном случае следует возлагать на экономику. После войны в Грузии и угроз Москвы усилить контроль над частными активами российский фондовый рынок пережил резкое падение; из страны началось 'бегство капиталов'. Эти события противоречат утверждениям режима о совместимости авторитаризма в политической сфере и экономического процветания. В ближайшие 10-20 лет дальнейшее развитие рыночных институтов и процедур в России окажет серьезнейшее воздействие на ее политическую жизнь: подобные институты и процедуры, перенесенные в политическую сферу, могут способствовать укреплению демократии.
Таким образом, действие долгосрочных тенденций может привести к позитивным переменам в России, что позволит возобновить с ней отношения сотрудничества. Пока этого не произойдет, однако, ситуация будет оставаться непростой. Следующий президент не сможет полностью исправить положение в российско-американских отношениях. Поэтому ему следует сосредоточиться на другой задаче: не допустить их ухудшения.
Майкл Мэнделбаум - специалист по внешней политике США, преподаватель Школы фундаментальных международных исследований (School of Advanced International Studies) при Университете имени Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). Его последняя книга называется 'Доброе имя демократии: развитие самой популярной в мире формы правления и грозящие ей опасности' ('Democracy's Good Name: The Rise and Risks of the World's Most Popular Form of Government')
და მეორეც საინტერესო სტატიააა
Пролетарии всех стран, увольняйтесь
Как кризис сказался на экономиках республик бывшего СССР
Финансовое цунами прокатилось не только по США, Европе и России, оно задело и наших недавних соотечественников. Обитателям страны Советской от Балтики до Амударьи и Иссык-Куля сокращают зарплаты, их увольняют и отправляют в вынужденные отпуска.
Эстония
Проблемы в экономике страны стали проявляться уже в начале осени ушедшего года: выросла инфляция, перегрелся рынок недвижимости. Но в разгар кризиса ситуация стала еще хуже из-за ориентированности страны на Евросоюз. Оттуда в Эстонию шли инвестиционные потоки, туда страна отправляла произведенные товары.
С началом кризиса выделение зарубежных кредитов прекратилось, эстонские товары стали лишними на европейском рынке, ВВП снизился на 0,5%, а совокупный долг страны уже намного превышает ее платежеспособность.
Основной удар пришелся на банковскую систему, рынок недвижимости и производственные предприятия.
Латвия
Из прибалтийских стран Латвия, пожалуй, больше всех пострадала от кризиса. Положение ее оказалось настолько плачевным, что даже пошли разговоры о вхождении республики в состав Швеции, которой принадлежат крупнейшие банки страны.
Всего за пару месяцев рейтинговые агентства серьезно понизили суверенный рейтинг Латвии, был национализирован крупнейший банк страны, ВВП снизился почти на 1%, а министр финансов заявил, что если страна не получит международного финансирования, то Латвия не сможет полностью обеспечить выплату пенсий и зарплат.
Пока латвийские бюджетники исправно получают деньги за работу, но уже в феврале могут начаться задержки выплат. Аналогичная ситуация на предприятиях. Банки почти прекратили выдачу кредитов населению. Прошли сокращения персонала в компаниях финансового сектора.
Литва
В Литве кризис привел к ряду крупных банкротств. Так, например, крах потерпела крупнейшая авиакомпания страны flyLAL. Правительство отказалось выкупить ее акции даже за символическую сумму в один лит.
Дефицит бюджета страны на 2009 год составляет около 700 млн. евро. По оценке Евросоюза, в 2008 году падение ВВП Литвы составило 1,7%, а по прогнозу на 2009 год - все 5%. Уровень безработицы в стране уже вырос до 5,9%.
Белоруссия
Хотя белорусские власти настаивают на том, что экономическая ситуация в стране достаточно стабильна, в республике продолжают расти цены, происходят массовые увольнения, а правительство набирает многомиллиардные кредиты, где только возможно. Так, уже в ближайшее время Минск получит 2 млрд. долларов от Москвы, а еще 2 млрд. планирует выделить Белоруссии МВФ.
Украина
Кризис затронул практически все отрасли экономики страны: металлургическую, строительную, банковскую. Это привело к резкому спаду производства и стремительному росту безработицы.
Уже в следующем году количество нетрудоустроенных может достичь 10% от общего числа работающих.
В службу занятости уже обратились около 3 млн. человек. По оценкам агентства Fitch, Украина находится среди наиболее экономически уязвимых стран, а агентство S&P отметило, что банковский сектор Украины имеет очень высокую степень риска. Инфляция в стране достигает уже 23% (ранее прогнозировалось 15,3%).
Молдавия
Напрямую кризис не затронул Молдавию. Власти республики сразу поспешили объявить страну "островком безопасности" для иностранных инвесторов. По словам первого вице-премьера Додона, в республике практически нет спекулятивного капитала, который бы мог спровоцировать возникновение кризисной ситуации.
Но для страны есть другая опасность: из-за кризиса упал спрос на трудовых мигрантов из Молдавии. На заработках за границей находится более 60% населения республики, которая входит в мировую пятерку главных направлений денежных переводов. Оттока рабочей силы из России и других стран молдавская экономика может не выдержать.
Грузия
Главный удар по Грузии нанес не финансовый кризис, а война с Россией, парализовавшая все транзитные потоки, которыми жила страна. Однако и кризис внес свою лепту. Грузия в значительной степени зависима от иностранных финансовых вливаний, объем которых из-за мировых финансовых проблем резко сократился.
Впрочем, Тбилиси рассчитывает в ближайшие три года получить от доноров помощь в размере 4,5 млрд. долларов, которые позволили бы стране избежать экономического краха.
От кризиса в Грузии пострадал малый и средний бизнес, кредиты получить почти невозможно, а закупать товары не на что.
Армения
Существенный урон экономике Армении нанесла война в Грузии. Закрытие дорог на территории северного соседа, по которым идет более 70% товарооборота страны, привело к существенному ухудшению экономической ситуации.
Результатом финансового кризиса стало сокращение инвестиций, замораживание сырьевой промышленности, повышение цен на сырье. Однако даже несмотря на это армянским банкам удалось сохранить достаточно высокий уровень ликвидности, а рост ВВП за первые 9 месяцев 2008 года при инфляции 4,2% был на уровне 10,4%.
Азербайджан
Так же как и у Армении, серьезные экономические затруднения у Азербайджана начались еще до начала мировых экономических потрясений. Причина та же - российско-грузинская война. Из-за боевых действий Баку вынужден был приостановить экспорт своих углеводородов через Грузию, по территории которой проходят основные трубопроводы из Прикаспийского региона. Однако, так как Азербайджан не был в значительной мере вовлечен в мировую финансовую игру, с возобновлением экспорта черного золота экономическая ситуация несколько стабилизировалась.
Масштабных сокращений в азербайджанских и иностранных компаниях, работающих на территории страны, пока не было.
Казахстан
Еще недавно Казахстан был одной из самых динамично развивающихся стран бывшего СССР. Однако на разработку месторождений и освоение богатейших природных ресурсов требовались огромные деньги. Это привело к колоссальному росту государственных заимствований и негосударственного долга страны (по некоторым данным около 40 млрд. долларов), что с началом кризиса серьезно усугубило положение республики, а казахстанские активы стал массово скупать Китай. Если еще в прошлом году темпы роста ВВП были на уровне 8,7%, то за первое полугодие нынешнего рост составил только 5,1%. Но он не прекратился, а лишь замедлился.
Туркменистан
По оценкам комиссии МВФ, Туркменистану отчасти удалось избежать серьезных последствий кризиса. Во многом этому поспособствовала диверсификация экспортных рынков природного газа и слабая интегрированность в мировую финансовую систему: в последние годы Туркменистан не делал значительных заимствований.
Стабильности экономической ситуации в стране способствует и сформированный властями стабфонд. Однако серьезной проблемой может стать сокращение денежных переводов от туркменских мигрантов, поскольку накопления граждан внутри страны значительно обесценились из-за проведенной правительством валютной реформы.
Узбекистан
Хотя эта центральноазиатская республика и не была сильно зависима от конъюнктуры мировых финансовых рынков, кризис, по крайней мере на ближайшее время, лишил ее возможности развивать крупные проекты, которые могли бы стать основой экономического роста. В частности, из-за сокращения инвестиций была приостановлена геологоразведка и разработка новых углеводородных месторождений, заморожены некоторые промышленные проекты. Компании, работающие в этой же отрасли, провели сокращение штата.
Таджикистан
Основными источниками дохода для Таджикистана были экспорт сырья и труд мигрантов за рубежом. Однако спрос на сырье, в частности на производимый страной хлопок, резко упал, а востребованность таджикских гастарбайтеров стала куда меньше, чем прежде.
Душанбе мог бы пойти на увеличение экспорта сельхозпродуктов, однако таджикские товары не пользуются большой популярностью и их конкурентоспособность крайне невысока.
Киргизия
В связи с финансовым кризисом в киргизской экономике начались проблемы. Инфляция превысила планируемые показатели почти в 1,5 раза и составила 25,7%, заметно снизился объем выданных кредитов, замедлился рост экономики, упал спрос в строительном секторе, сократились инвестиции, на 22,6% уменьшился объем денежных переводов в страну. Кроме того, Киргизия уже столкнулась со снижением числа туристов.
В 2009 году ожидается сокращение персонала в строительном секторе, а также в сфере обслуживания и туризме.
Эстония
Численность населения 1 400 000 человек
Трудоспособное население 687 000 человек
Число безработных 19 236 человек**
Латвия
Численность населения 2 305 700
Трудоспособное население 1 142 000
Число безработных 61 668
Литва
Численность населения 3 414 000
Трудоспособное население 1 900 000
Число безработных 77 500
Белоруссия
Численность населения 9 673 400
Трудоспособное население 4 568 500
Число безработных 38 000
Молдавия
Численность населения 4 440 000
Трудоспособное население 1 433 000
Число безработных 43 000
Украина
Численность населения 46 179 226
Трудоспособное население 20 819 500
Число безработных 1 353 600
Грузия
Численность населения 4 630 003
Трудоспособное население 2 200 000
Число безработных 286 000
Казахстан
Численность населения 15 582 000
Трудоспособное население 7 810 000
Число безработных 500 000
Армения
Численность населения 3 229 900
Трудоспособное население 1 208 000
Число безработных 74 300
Азербайджан
Численность населения 8, 533 000
Трудоспособное население 4 838 000
Число безработных 300 000
Туркменистан
Численность населения 6 700 000
Трудоспособное население 3 200 000
Число безработных 370 000
Узбекистан
Численность населения 27 400 000
Трудоспособное население 11 015 000
Число безработных 488 000
Таджикистан
Численность населения 7 200 000
Трудоспособное население 1 041 000
Число безработных 46 200
Киргизия
Численность населения 5 012 500
Трудоспособное население 3 089 700
Число безработных 68 100
Курс доллара к валютам стран бывшего СССР
1 доллар США:
Армянских драмов - 326
Азербайджанских манатов - 0,87
Белорусских рублей - 2201
Грузинских лари - 1,76
Казахских тенге - 121,21
Киргизских сомов - 42
Латвийских латов - 0,58
Литовских литов - 2,86
Молдавских леев - 11,14
Таджикских сомони - 3,64
Туркменских манатов - 15 273
Узбекских сумов - 1 452
Украинских гривен - 7,67
Эстонских крон - 12,99
"Что будет дальше, не знаю"
This post has been edited by PapaShultz on 13 Jan 2009, 08:01