კიდევ ერთი უფასო მასტერკლასი?

Обещание счастьяПутин дал европейским министрам мастер-класс социальной политики. Облагодетельствовать народ можно и малыми средствами. Главное, чтобы народ был правильный.
С бедностью среди пенсионеров будет покончено уже к концу этого года. «Несмотря на существенное сокращение бюджетных расходов, социальная защита населения в России сохранится на должном уровне». «Наша стратегическая цель – подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов». Если бы все эти слова премьер Владимир Путин произносил не перед иностранной аудиторией – на конференции социальных министров стран Совета Европы – можно было подумать, что в России стартовала досрочная федеральная выборная кампания. С другой стороны,
снижение рейтингов первых лиц государства и без всяких выборов требует хотя бы словесной стимуляции гаснущей народной любви.
(По свежим данным «Левада-центра», деятельность Путина на посту главы правительства сегодня не одобряет каждый пятый россиянин (20%) и на 5% – с 83% до 78% – за месяц снизилось число тех, кто считает, что премьер делает все правильно.)
Проблема в том, смогут ли обещания жизни «как в Европе» в некоей стратегической перспективе успокоить россиян, которые с каждым днем все отчетливее ощущают ухудшение текущих жизненных кондиций. Кроме того, куда проще провозглашать близкую победу над бедностью путем доведения пенсий до прожиточного минимума, выступая перед европейскими чиновниками. Возможно, если бы они, как российские пенсионеры, представляли, что «пенсионный минимум» – всего 100 евро (в самом дорогом городе страны и одном из самых дорогих городов мира – Москве – по расчетам столичных чиновников, он составляет 4 тысячи 578 рублей), то слушали бы Владимира Путина с изумлением, а может, и завистью.
Как просто заниматься социальной защитой населения в стране, где народ так неприхотлив!
Правда, и неприхотливый народ иногда подает голос. Самое существенное падение доверия к Путину, тогда президенту, случилось в начале 2005 года, когда у народа, прежде всего пенсионного возраста, попытались отнять льготы, заменив их денежными выплатами. И тогда вернуть любовь недовольных монетизацией льгот граждан удалось путем изрядных уступок и бюджетных вливаний.
Но то были сладостные времена нефтяных рек и газовых облаков. В условиях экономического спада, который сопровождается инфляцией, даже сохранение социальных расходов на запланированном уровне не спасет от снижения жизненного уровня.
Любая старушка, с ужасом наблюдающая за изменением магазинных ценников, лучше любого Кудрина подсчитает, насколько она обеднеет за 2009 год, несмотря на все повышения и компенсации.
И к концу года властям вряд ли удастся не только искоренить бедность среди пенсионеров, но, возможно, придется констатировать увеличение числа бедных и среди вполне трудоспособных граждан.
Хотя все это вопрос счета. Если потерявшему работу голландцу власти вынуждены выплачивать 53% от получаемой им зарплаты, немецкому безработному придется жить на 29% от прежнего заработка, российский – должен быть благодарен государству за повышение максимального пособия в 1,5 раза (о чем Путин не преминул сообщить западным коллегам). Пусть это и составляет чуть более 100 евро (4900 рублей).
В конце концов, и малыми средствами можно делать большие дела, как, например, прорекламированные Путиным европейским министрам национальные проекты: «…концентрация внимания государства даже при небольшом дополнительном финансировании оказалась весьма эффективной». В качестве примера эффективности было приведено повышение рождаемости на 7%, случившееся, по словам Путина, в том числе и благодаря повышенным родовым сертификатам и «материнскому капиталу».
О том, что выделенные на нацпроекты деньги используются едва на треть (как показали итоги проверки Счетной палаты в середине прошлого года), а из 330 млрд рублей проектных денег 1,5 млрд в прошлом году были просто разворованы (данные главы МВД Рашида Нургалиева), Путин рассказывать зарубежным гостям не стал.
Для внешнего, как и для внутреннего, употребления власти предпочитают использовать только позитивные цифры.
Так полезнее – и для рейтинга страны, и для рейтинга ее руководителей.