Русский национализм неуклонно нарастаетРоссийское руководство начинает воспринимать правонационалистические организации как серьезную угрозу для безопасности страны, утверждает The Independent. "В нынешний период экономического кризиса власти больше всего опасаются именно того, что многие россияне считают спасением для страны, - национализма", - пишет корреспондент Шон Уолкер, ссылаясь на источники, близкие к спецслужбам.
Корреспондент встретился с Александром Беловым, руководителем ДПНИ. "Он одет в элегантный черный костюм, за его левым ухом постоянно мигает огонек гарнитуры Bluetooth - в общем, с виду он ничем не отличается от тысяч состоятельных бизнесменов. Но Белов не только преуспел в строительной отрасли, но и является самым знаменитым российским расистом", - пишет автор. По мнению Белова, националистам пора выйти на авансцену. "Я не хочу, чтобы некоторые московские районы превратились в гетто. В городе уже полно мест, где русских не привечают", - сказал он в интервью.
Беседы с Беловым и его товарищами по ДПНИ настораживают, отмечает автор: "они жалуются, что российские власти коррумпированы, а на гражданское общество при Путине надели намордник, и тут же заводят речь об очищении Москвы от всех, кто не принадлежит к белой расе, а также классифицируют расы по их так называемому "культурному уровню".
Эта риторика находит отклик в широких слоях российского общества, которые скандально известны своим расизмом по отношению ко всем людям неславянской внешности, пишет автор. "Склонность к ксенофобии выражается как в безвкусных деталях типа африканцев, которым поручают рекламировать солярии: они стоят у входа в травяных юбках с табличками: "Я загорел здесь", так и в многочисленных нападениях на иммигрантов", - отмечает автор.
По данным Александра Брода, директора Московского бюро по правам человека, за последние 5 лет количество нападений на почве расизма увеличилось вчетверо, причем экономический кризис чреват их дальнейшим учащением. "По официальной статистике, в 2008 году зафиксировано 293 таких нападения, из них 122 со смертельным исходом, но, как утверждает Брод, это лишь верхушка айсберга, поскольку многие мигранты находятся в России нелегально и опасаются заявлять о нападениях", - пишет автор.
Между тем Белов приехал на интервью прямо с судебного заседания, где выступает ответчиком: его обвиняют в разжигании межрасовой розни и в случае признания виновным могут приговорить к полутора годам тюремного заключения. "Раньше у ДПНИ и подобных организаций были влиятельные сторонники в Госдуме РФ и, по слухам, даже в администрации президента, но теперь, по-видимому, власти дали установку приструнить националистов", - пишет корреспондент. На его взгляд, бряцание саблями в адрес Запада и НАТО остается лейтмотивом российской внешней политики, но власти все острее осознают, что национализм внутри страны рискует выйти из-под контроля. "Власти боятся людей, которые находят общий язык с массами и говорят правду", - уверяет, со своей стороны, Белов. По данным некоторых опросов, до 60% россиян согласны с лозунгом "Россия для русских", пишет издание. Представители ДПНИ ссылаются на то, что законных средств, с помощью которых люди могли бы выразить свою неприязнь к иммигрантам, не существует, а, следовательно, уличная преступность будет лишь нарастать.
Александр Брод полагает, что карательные меры властей против ксенофобии будут неэффективны, пока их не объединят с искоренением изначальных причин национализма: нищеты, безработицы и отсутствия социальных перспектив у молодежи.
Источник: Independent
Намерения российского президента - загадкаПрезидент РФ Дмитрий Медведев остается в некотором роде загадкой, а финансовый кризис только углубил недоумение по поводу его истинных намерений, пишет The New York Times. Кто он, марионеточный президент, старающийся всех утешить на словах, или настоящий реформатор, постепенно уводящий Россию от жесткого курса Путина? - задается вопросом корреспондент Клиффорд Дж. Леви.
"В последнее время Медведев, кажется, из кожи вон лезет, чтобы продемонстрировать свои гипотетические либеральные устремления и несходство с Путиным", - пишет автор. Так, на встрече с правозащитниками 15 апреля президент призвал бороться с опасным мнением чиновников, будто все неправительственные организации - это враги государства. Впрочем, на взгляд издания, эти слова не подкреплялись реальными шагами ("пожалуй, самая примечательная идея Медведева - расплывчатое предложение создать в Москве уголок ораторов по образцу лондонского Гайд-парка", - пишет Леви).
Стиль государственного управления при Медведеве совершенно не изменился: так, на выборах мэра Сочи применялись методы, отточенные в путинскую эпоху, отмечает газета.
В высказываниях Медведева обычно ищут симптомы разногласий с Путиным, но намного вероятнее, что Путин по собственной воле позволил Медведеву выбрать индивидуальный стиль, лишь бы он не сказывался на курсе правительства, пишет автор.
По мнению правозащитников, об оттепели может свидетельствовать разве что освобождение Бахминой. В то же самое время новый процесс над Ходорковским широко воспринимается как признак того, что Кремль не собирается ослаблять гайки. "Нам страшно хочется, чтобы между Путиным и Медведевым была большая разница. И иногда надежды не дают нам видеть реальность", - отметила Ирина Ясина.
Спорят не только об искренности Медведева, но и о том, властен ли он осуществлять крупные перемены в области гражданских свобод, особенно в период финансового кризиса, пишет автор. Между тем большинство населения в основном интересуется тем, сможет ли правительство сохранить стабильность и крупные экономические достижения минувшего десятилетия, полагает издание. По мнению автора, при Путине власти успешно дискредитировали либералов и правозащитников, объявив их слугами зарубежных держав.
Источник: The New York Times
Медведев вдохнул новый стиль, но что за этим стоит? С того момента, когда президент Путин назначил своим преемником Медведева, заявившего, что они будут управлять Россией в тандеме, отношения президента и премьера служили поводом для всевозможных спекуляций, пишет L'Express. По словам одного из официальных лиц, "они - хорошие партнеры, имеющие сходные взгляды на будущее России, но их прошлое, стиль и представление о текущем управлении сильно различаются".
Как отмечает издание, за восемь лет правления Путин сделал президентскую власть центром политической жизни в России. Медведев же, придя к власти, заявил, что систему, где все решает Кремль, нельзя назвать идеальной, тем самым, по мнению издания, четко порвав с "царским" стилем Путина. Медведев не склонен навязывать свою волю ключевым министрам, действует более прагматично и не поддается эмоциям, как его предшественник. "Цветастый и "простецкий" язык Путина, принесший ему популярность среди простых людей, уступил место более чопорному и процедурному стилю Медведева, часто ссылающегося на правовые нормы, - пишет корреспондент L'Express. - Начинают происходить вещи, невообразимые в путинской России: министры Медведева затевают ссоры из-за вопросов, по которым руководители страны уже сформулировали свое мнение. И, как ни странно, никто еще не был за это уволен".
Первый год правления Медведева характеризовался существенным ослаблением националистической риторики Кремля, продолжает издание. Медведев говорит об усилении роли неправительственных организаций, которые Путин считал наемниками западных правительств, что, по мнению аналитика, объясняется отсутствием у действующего президента личных переживаний, связанных с унижением нации после падения советской империи. Если Путину нравилось выступать перед генералами, летать на боевых самолетах или посещать атомные подлодки, то Медведев комфортнее чувствует себя перед ноутбуком, пишет газета.
Станет ли такая разница в стиле провозвестником нового курса, политики, действительно отличающейся от политики Путина, или этот стиль - тактический ход Медведева с целью изменить соотношение сил в правящем тандеме? - задается вопросом издание. Мнения на этот счет расходятся: если одни полагают, что таким образом Медведев ищет опору для реализации своей власти, то другие убеждены, что этот ход был разработан совместно с Путиным и нынешняя эволюция политического стиля - лишь "легкая либерализация".
Источник: L'Express
http://www.inopressa.ru/