Америка готовит финансовую диверсию в России 
Откровенная оценка неутешительных перспектив скорого выхода российской экономики из кризисного состояния, которая впервые была озвучена высшим руководством России на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в июне, свидетельствует о том, что российские власти не только в полной мере осознают всю серьезность сложившейся ситуации, но и готовы публично говорить об этом. Напомним, что в ходе своего выступления на этой представительной площадке президент Дмитрий Медведев недвусмысленно заявил о том, что «дно» кризиса все еще не достигнуто, а «островком стабильности, осталась, наверное, только Антарктида». Тем самым он окончательно дезавуировал изначально сомнительные высказывания министра финансов Алексея Кудрина, который еще в сентябре прошлого года на голубом глазу уверял всех, что России никакие кризисы не грозят.
Впрочем, нынешняя реакция президента, наверное, и не могла быть иной. Поскольку почти в это же самое время в 200 с лишним километрах от Санкт-Петербурга, где выступал Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ Владимир Путин «в ручном режиме» гасил один из первых «социальных пожаров», вызванных экономическим кризисом. Вертикаль власти, выстроенная Путиным, увы, не избавила его от необходимости лично разбираться с проблемами рабочих из города Пикалево Ленинградской области, где три градообразующих предприятия небольшого городка, представляющие собой единый комплекс, но принадлежащие разным собственникам, были остановлены еще с февраля. Премьер тогда потребовал погасить все долги по зарплате и буквально заставил Олега Дерипаску, владельца компании «Базовый элемент», которой принадлежат означенные пикалевские предприятия, подписать документы по загрузке мощностей.
Напомним, что 2 июня несколько сотен жителей Пикалево провели акцию протеста на федеральной трассе Новая Ладога - Вологда, в результате чего образовалась пробка длиной в без малого 500 километров. Акция была проведена в связи с ситуацией, сложившейся на ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево», ООО «Пикалевский цемент» (входит в состав «Евроцемент Групп») и ЗАО «Метахим» (УК «СевЗапПром»). Зимой эти градообразующие предприятия были остановлены, и в городе возникла массовая безработица. Официально было уволено около 1500 человек, однако еще около 2500 человек находятся в неоплачиваемых отпусках или работают неполную неделю. Всего же на 3-х заводах работало около 5000 человек из 22000 населения города (то есть около половины всех работоспособных горожан). И только благодаря личному вмешательству премьера, который распорядился выплатить все долги по зарплате и буквально заставил руководителей «Фосагро» и «Базэла» подписать договор о поставках нефелинового концентрата на градообразующее предприятие, социально-экономическую ситуацию «в одном отдельно взятом» моногороде удалось нормализовать. Но в России, по самым скромным подсчетам, около 500 моногородов, выстроенных, как и Пикалево, вокруг двух-трех градообразующих предприятий. Если акции протеста охватят хотя бы половину из этих населенных пунктов, в которых проживают миллионы человек, то разрешить ситуацию в «ручном режиме» по принципу «Пришел, увидел, победил» уже вряд ли получится. Ситуация в Пикалево, ставшем буквально за один день всероссийски известным городом, к счастью, стабилизировалась - деньги на зарплату рабочим перечислены, производство запущено (правда, договор пока подписан только на три месяца), подача горячей воды возобновилась. Осталось неясным одно - неужели для всего этого необходимо было личное вмешательство премьер-министра России? Нужен ли личный приезд Путина, чтобы людям выплатили их законную зарплату?
Впрочем, буквально уже через несколько дней ответ на эти вопросы стал известен. Он был дан непосредственно Дмитрием Медведевым в ходе видеосовещания по проблемам безработицы и невыплат зарплат. Глава государство пригрозил главам регионов, что будет увольнять тех губернаторов, которые самостоятельно не смогут решать эти проблемы. По его словам,ситуация, когда ради разрешения подобных проблем «ждут начальство из Москвы», просто «неприемлема». С этим утверждением, действительно, не поспоришь.
Однако, и списывать все неудачи в реализации антикризисной стратегии федерального правительства только лишь на нерадение местных чиновников было бы явным преувеличением. В конце концов, система антикризисных мер выстраивается на федеральном уровне и ее недостатки автоматически проецируются на уровень региональный. Не говоря уже о том, что, по мнению многих экспертов, объективные тенденции в экономике свидетельствуют в пользу версии о постепенном нарастании кризисных явлений.
Правительственные чиновники уже не скрывают, что бюджетный дефицит в этом году может составить не 8 (как предполагалось совсем недавно), а почти 10 процентов ВВП, что практически гарантирует проедание остатков Резервного фонда, а также возвращение к практике заимствований на внешнем рынке (пока обсуждается вопрос о получении зарубежного кредита объемом в $ 10 млрд.).Кроме того, ряд экономистов предсказывают, что ближе к 1 октября этого года на российском фондовом рынке обрушится новая пирамида, строительство которой сейчас идет ускоренными темпами. Просто потому, что в этот день начинается новый финансовый год в США. К этому дню американским банкам нужно будет зафиксировать прибыль, чтобы рассчитаться с государством. Как утверждает руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский, Россия на сегодняшний день является абсолютным «чемпионом мира» по росту фондовых индексов. Главная причина - это поведение американских банков, которые прошлой осенью получили $250 млрд от государства в рамках программы антикризисных мер.
Причем, получили эти колоссальные деньги на очень плохих условиях (а не взять не могли - иначе многие из них просто обанкротились бы): 5% годовых платы за обслуживание займа, притом, что официальная ставка рефинансирования ФРС составляет всего 0,2%. Поэтому перед американскими финансовыми институтами стоит сложнейшая задача: в короткие сроки закрыть задолженность (в противном случае они будут просто национализированы - американское государство получило в залог крупные пакеты их акций). Понятно, что заработать $250 млрд внутри Америки и Европы на развитых рынках сейчас нереально. Вот почему американские банки идут на развивающиеся рынки. И самый лакомый кусочек - это как раз российский рынок.
По словам Никиты Кричевского, российское правительство также заинтересованно в их приходе: «Потому что, несмотря на 17-процентное падение промпроизводства, оно может сказать народу: «Зато смотрите, как у нас растет фондовый рынок». А когда наступит время рассчитываться по долгам с ФРС, американские банкиры (как они это уже неоднократно делали) включат «финансовый пылесос», по которому весь «пришлый» спекулятивный капитал будет выведен на «историческую родину» - то есть, в США. Соответственно, по прогнозам экономиста все задействованные сегодня в валютных операциях рубли уже осенью пойдут обратно на биржу и будут обмениваться на валюту. А Россия пойдет по пути плавной девальвации. Следствием чего может стать не только новый всплеск инфляции, но и рост неплатежей по ипотечным кредитам, многие из которых номинированы в долларах.
Косвенные свидетельства в пользу версии о возможности обострения социальной напряженности, вызванного развитием кризисных явлений в экономике, содержатся и в кадровой политике органов правопорядка. Дело в том, что органы МВД находятся в числе немногих ведомств, которые пока избегают массовых увольнений с начала кризиса. Как известно, в феврале 2009 года сокращение сотрудников МВД РФ было приостановлено из-за угрозы всплеска преступности. А генерал армии Николай Рогожкин, сообщив о приостановке сокращения численности Внутренних войск МВД РФ отметил, что Внутренние войска РФ готовы к выполнению задач по обеспечению законности и правопорядка. «Мы умеем это делать. Если будет необходимо, мы сумеем решить эту задачу», - сказал командующий.
Экономическую ситуацию и перспективы роста социальной напряженности в стране в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал Генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, профессор Степан Сулакшин:
- На мой взгляд, мировой финансовый кризис это вообще рукотворное явление. В том смысле, что он организован, подлежит управлению и решает глобальные цели альянса стран западного мира. В первую очередь, США. Их цели состоят в том, чтобы продолжать финансирование колоссальных военно-политических расходов за счет всего остального мира. Особенно усердно этим занимается Российская Федерация, которая оплачивает геополитическое господство альянса сил под эгидой США. В России экономический кризис протекает наихудшим образом среди всех индустриальных стран мира (возьмем хотя бы «большую двадцатку»). В том смысле, что здесь наблюдается наибольший спад объемов промышленного производства, рост безработицы, инфляции, задержек в выплате зарплат и т. д. То же самое касается перспектив реструктуризации экономики в целом. Возникает вопрос: почему нас постигла такая участь?
На самом деле, просто либерально-монетаристская экономическая модель, которая с 1990-х годов реализуется в России, характеризуется тем, что ЦБ России и финансовые власти страны своими руками сократили объемы финансового оборота в стране. Например, в Китае отношение объема денежного оборота к ВВП составляет 200%, а в России всего 25-27%. Это означает, что финансовый кризис, который, по сути, есть резко возникшая нехватка оборотного финансового капитала, в России протекает самым тяжелым образом. У РФ нет собственных суверенных денег в тех случаях, когда западные кредитные линии отключены по политическим причинам (по причине повышения ее управляемости). И сейчас по идее нужно было бы восстанавливать денежную массу и включать эмиссионную функцию ЦБ, которая подавлена, а также функцию депозитно-кредитного мультиплицирования денежной массы в системе коммерческих банков. Но этого не происходит. Более того, мы видим прямо противоположное. Финансовые власти РФ не восстанавливают денежную массу, а сокращают ее. С начала кризиса в стране происходит последовательное уменьшение оборотной денежной массы. Образно говоря, у больного, которого привезли после ДТП с открытым кровотечением и который уже потерял несколько литров крови, начали дополнительно ее откачивать. Так что антикризисная программа российского правительства ошибочна по своей природе. А значит, кризис будет только усугубляться. Политическая элита и журналисты скоро забудут слово кризис и начнут говорить о коллапсе и катастрофе. Когда останавливаться будут не только заводы в Пикалево или «Русский вольфрам» на Дальнем Востоке, а предприятия, представляющие целые отрасли и регионы. Особенно это коснется моногородов по всей России. Апелляции высшего руководства к губернаторам выглядят сейчас достаточно двусмысленно. Потому что оно, руководство, само, своими руками останавливает экономику страну. Что, спрашивается, тогда требовать с губернаторов или частных собственников?
http://newsland.ru/News/Detail/id/378551/cat/86/ * * *
Россия хуже всех стран БРИК переживает кризис
Первый официальный саммит БРИК прошел в доме Севастьянова - одном из самых богатых особняков Екатеринбурга. «Эклектика», - сказал бы специалист об архитектуре здания. Сама четверка тоже легко подпадает под это определение. У членов виртуального объединения, придуманного аналитиками Goldman Sachs, очень мало общего, кроме звания локомотивов мировой экономики. Но в таком случае Россию из БРИК пора исключать.
В начале этого года Китай и Индия росли на 6%, и даже сырьевая Бразилия надеется по итогам года оказаться в плюсе, а российская экономика рухнула почти на 10%. Обидно! Речь ведь идет не о скандинавских странах или Швейцарии, от которых и отстать не стыдно, а о государствах, где коррупция и риски для бизнеса сравнимы с российскими.
Приключения дракона
Еще год назад многие всерьез обсуждали, повредит Олимпиада в Пекине китайской экономике или нет. И государство, и бизнес так масштабно вложились в олимпийские стройки, что после окончания Игр можно было ждать спада инвестиций и замедления экономического роста. Сейчас эти страхи кажутся просто смешными. Глобальный финансовый шторм грозил лишить Китай главного - его экспортных рынков. У крупнейших покупателей - США и Европы - серьезные проблемы, и китайским компаниям стало просто некому продавать столько компьютеров и телевизоров. А тормозить опасно, для Китая даже 6% роста мало, каждый год в городах на рынок труда выходят по несколько миллионов человек, которым нужны рабочие места, - а то и до площади Тяньаньмэнь недалеко.
Китайское правительство решило не оригинальничать и придумало антикризисный план на 4 трлн юаней ($586 млрд). На эти деньги предстояло перестроить экономику: обеспечить внутренний спрос на китайские товары и таким образом найти замену экспорту. Ничего не получится, говорили скептики: товары, которые берут в Лос-Анджелесе или Берлине, бережливому китайцу не нужны.
Но, похоже, сработало. Когда председатель КНР Ху Цзиньтао приземлялся в Екатеринбурге, стало известно, что Всемирный банк в своем новом докладе признал успехи китайских борцов с кризисом. Один из главных - оживление торговли. Зимой ВБ не раз снижал прогноз развития КНР, теперь, наоборот, оценка повышена с 6,5% роста ВВП на этот год до 7,2%.
Экономика страны оказалась более гибкой, чем можно было подумать. Те, кто не верил в Китай, просто исходили из представлений, устаревших лет 15 назад, утверждает член-корреспондент РАН Василий Михеев. «Уже в 2007 году в Китае было 240 млн человек с доходами свыше $1500 в месяц», - рассказывает ученый. Таким средним классом можно заселить почти две России. Правительству оставалось только правильно расставить акценты: большая часть антикризисных средств пошла на кредиты малым и средним компаниям, которые могут быстро переориентироваться с экспорта на местных потребителей. России такой опыт не перенять: и состоятельных потребителей меньше, и малого бизнеса, способного производить качественные товары, не хватает.
В результате у Китая все будет в порядке. Прогноз Института мировой экономики и международных отношений, в котором работает Михеев, - 9% роста в этом году. «За последние десять лет наши прогнозы всегда были точнее, чем у ВБ и МВФ», - гордится Михеев.
К тому же Пекин намерен жестко отстаивать интересы своих экспортеров. России при этом отводится не слишком завидная роль. Сделка на $100 млрд о поставках российской нефти в Китай до 2030 года, которую торжественно презентовали в Москве Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао, предполагает, что сибирские недра будут осваиваться с помощью китайских буровых вышек. Да и на рынках третьих стран Москва начинает участвовать в планах Пекина. Индийская «дочка» АФК «Система» только что пообещала закупить телекоммуникационное оборудование в Китае на $900 млн. Российская экспансия на деле оказалась китайской. Отношения с Индией у Китая непростые, а за огромный индийский рынок стоит побороться.
Закрытая страна
Оскароносный «Миллионер из трущоб» должен был показать миру современную Индию, и неслучайно главный герой, не покидая родного Мумбаи, работал в call-центре британской сотовой компании. Информационные технологии помогли Индии реализовать свое конкурентное преимущество - избыток дешевой рабочей силы, владеющей английским языком. Кто-то отвечает на звонки, другие выполняют за американских программистов рутинную часть работы. Офшорное программирование стало важной статьей индийского экспорта и привело к расцвету технопарков, таких как знаменитый Бангалор, копии которого все мечтают построить в России чиновники.
Казалось бы, с наступлением кризиса модель роста, основанная на экспорте услуг, должна была рухнуть. На новом программном обеспечении всегда можно сэкономить, а разорвать договор с фирмой из другой страны во всех смыслах легче, чем уволить собственных сотрудников. Но статистика говорит об обратном: в первом квартале этого года индийский ВВП вырос на 5,8%. Прогноз МВФ на год скромнее - 4,5%. Это, конечно, меньше, чем прошлогодние 7%, но никакой рецессии, а тем более катастрофы.
Объяснение на самом деле не в пользу Индии. Ее экономика остается достаточно закрытой. От импорта многие сектора защищены пошлинами, от иностранных инвесторов - юридическими запретами. Экспорт составляет порядка 15% ВВП - не сравнить с Россией и Китаем, где его доля больше трети. Внутренний спрос в Индии давно главный двигатель роста. При всех своих успехах индийские программисты получают за свой труд меньше, чем десятки миллионов крестьян, которые, как и в Средние века, выращивают рис для своих сограждан. Последние несколько лет индийские производители автозапчастей быстро наращивали экспорт, но и этот бизнес в масштабах всей экономики невелик. Передовые отрасли страдают от кризиса, но их потери теряются на общем фоне. Во время кризиса изоляция спасает от глубокого падения. Но в благополучные времена - помогает отставать.
Бразильские технологии
Проблемы в бизнесе, стресс, пара лишних чашек кофе в день. Для президента Бразилии Лулы да Силва это экономическая цепочка. Его страна - один из крупнейших экспортеров кофе, а сейчас дополнительные доходы будут как нельзя кстати. Язык не повернется сказать, что кризис обошел Бразилию. Как раз накануне саммита страна официально вступила в стадию рецессии. Падение ВВП в первом квартале составило 1,8%. Однако правительство пока надеется, что по итогам года хоть небольшой (около 1%) рост, но будет. Есть шанс, что это не просто официальный оптимизм.
Бразилию не так сложно сравнивать с Россией, как Индию и Китай. Население больше - почти 200 млн человек, но все-таки не в разы. Основные статьи экспорта - продовольствие и руда. Но в Бразилии не только лучше, чем в России, играют в футбол. Там вообще умеют удивлять.
История с переносом столицы из Рио-де-Жанейро в построенный ради освоения джунглей Бразилиа - это начало 60-х. Есть и более свежие примеры. Бразилия - одна из немногих стран мира, где разговоры об альтернативном топливе, способном заменить нефть, привели к созданию востребованного рынком продукта. Правда, эксперименты по получению автомобильного топлива из сахарного тростника начались в 70-е, во время военной диктатуры: властям не хотелось зависеть от импорта нефти. Но сейчас в Бразилии 20% автомобилей передвигаются на биоэтаноле. На экспорте биотоплива бразильские производители зарабатывают более $1 млрд в год.
Еще более впечатляющий пример - самолеты компании Embraer. К концу 60-х мировой рынок гражданской авиации, казалось, был окончательно поделен между США, Европой и СССР. Развивать свое авиастроение стране третьего мира не имело смысла. Но Бразилия сумела прорваться в воздух. С середины 70-х она экспортировала более 1000 самолетов.
Сейчас, борясь с кризисом, в Бразилии делают то же, что и везде: регулируют процентную ставку, помогают банкам и безработным. Но и творческий подход проявляют. К концу прошлого года производство автомобилей в стране упало более чем в три раза, рассказывает Вадим Теперман из Института Латинской Америки РАН. Власти не стали повышать пошлины, а резко снизили налоги на производителей, добившись конкурентоспособной цены: майская статистика показала, что продажи машин вновь стали расти.
Но вряд ли президент да Силва давал в Екатеринбурге антикризисные советы Медведеву. Четыре лидера не углублялись в конкретные вопросы - слишком много противоречий. Гораздо проще было призывать к прозрачным правилам игры в мировой экономике или обсуждать глобальную продовольственную безопасность. На том и расстались.
23 июня 2009