Иностранные фирмы приглашены на российские газовые месторождения ("The New York Times", США)
Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer), 24 сентября 2009
Премьер-министр Владимир Путин, всего несколько лет назад заставлявший иностранные компании пересматривать условия своих российских контрактов, сейчас приглашает представителей самых крупных из этих компаний обсудить новый проект разработки газовых месторождений Сибири.
Представители Shell, Exxon Mobil, Total и ряда других компаний встретились с г-ном Путиным в Салехарде - городе в богатом неосвоенными запасами природного газа Ямало-Ненецком округе.
По словам г-на Путина, он организовал встречу, чтобы обсудить стратегии развития полуострова Ямал - безлесного куска земли, омываемого Северным ледовитым океаном, который настолько богат месторождениями газа, что его иногда называют газовой Саудовской Аравией.
Г-н Путин не стал делать собравшимся бизнесменам конкретных предложений. Вместо этого он дал понять, что открыт диалогу о будущем региона.
'Еще раз подчеркну: мы готовы к расширению партнерства, и поэтому пригласили вас сюда, в Салехард, - заявил г-н Путин, согласно стенограмме, опубликованной на сайте правительства. - Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя членами нашей команды, участниками этого процесса'.
То, что г-н Путин смягчил свою позицию по поводу сделок с западными нефтяными компаниями, отражает характерную для нефтяного бизнеса долговременную тенденцию. Богатые нефтью страны часто стремятся изменить условия контрактов, когда цены растут, и становятся более уступчивыми, когда они падают, и сектор начинает нуждаться в капитале и технология, чтобы сохранять уровень добычи.
Цены на нефть сейчас находятся примерно на том же уровне, на котором они были в 2006 и 2007 годах, когда российское правительство начало пересматривать контракты. Однако резкое (хотя и недолгое) падение цен до уровня 40 долларов за баррель, при котором добыча на некоторых месторождениях становится практически нерентабельной, подорвало веру в то, что цена на нефть, позднее укрепившаяся примерно до 70 долларов, останется высокой навечно. Теперь, по словам г-на Путина, основными принципами соглашений будут 'прозрачность' и 'стабильность'.
Три года назад, когда условия контрактов пересматривались, российские чиновники полагали, что в дальнейшем большую часть месторождений на суше должны разрабатывать национальные компании.
Газовый монополист 'Газпром' провозгласил тогда амбициозный план по развитию полуострова Ямал, от которого был вынужден отказаться, когда началась глобальная рецессия, иссякло финансирование и упал спрос на газ.
Аналитик по нефти и газу Алекс Фэк (Alex Fak) из московской компании 'Тройка Диалог' заметил, что подобной встречи можно было ожидать, так как российские государственные нефтегазовые компании уже несколько месяцев дают понять, что они готовы разрабатывать ямальские месторождения совместно с зарубежными партнерами. 'При участии иностранцев разведка и добыча пройдут намного глаже', - считает он.
Представители компаний выразили в связи с происходящим осторожный оптимизм. Президент ExxonMobil Development Company Нил Даффин (Neil Duffin) заявил, что его компания хочет работать на Ямале. 'Мы на это надеемся', - сказал он, согласно сообщениям новостных агентств, подтвержденным Exxon.
При этом российские министры экономики и природных ресурсов подчеркивают, что условия сделки будут жесткими. По их словам, соглашения будут составлены так, чтобы иностранным фирмам, получающим доступ к месторождениям, пришлось делиться технологиями с российской нефтяной промышленностью, размещать заказы на российских заводах, локализовывать производство и нанимать российских инженеров.
ნერვიულობს პუტლერი

__________________________________________
* * *
Пристрастие к героину в России распространяется подобно лесному пожару ("Los Angeles Times", США)
В последние годы наркотики из Афганистана текут в Россию мощным потоком, а неосведомленность россиян об опасности героина приводит к страшным последствиям, особенно для молодых.
Меган Стэк (Megan K. Stack), 25 сентября 2009
ПОДОЛЬСК, Россия. Молодой человек по имени Антон - представитель российского "потерянного поколения".
Он вырос в семье инженеров с высшим образованием, принадлежащей к среднему классу, он учился в хорошем университете, а затем работал в Москве менеджером по продаже грузовых автомашин. Но этот 28-летний молодой человек - наркоман, пристрастившийся к героину.
После вторжения войск коалиции во главе с США в Афганистан в этой стране резко выросло производство опийного мака, и Россию захлестнула волна героина. Этот наркотик тайком везут по длинному пути из Афганистана в Таджикистан, а затем через страны Средней Азии и через российскую границу. Как заявляют российские власти, Россия превратилась в ведущего потребителя героина в мире.
Пристрастие к героину распространяется в стране подобно лесному пожару, а она совершенно неспособна справиться с этой напастью. В советские времена наркотиков здесь почти не было, и большинство людей по-прежнему не знает об опасных последствиях употребления героина, хотя, согласно государственной статистике, ежедневно от передозировки этого наркотика в стране погибает примерно 83 человека.
"Для нас это катастрофа. Мы были совершенно не готовы к такому повороту событий, - говорит главный нарколог Москвы Евгений Брюн, - у нас есть свое собственное потерянное поколение".
Переходный период от не знавшего героиновой беды советского государства к процветающей стране, где полно наркотиков, оказался болезненным и мрачным. Его характерными чертами стали полная неосведомленность общества о рисках и симптомах этого пагубного пристрастия, прочное чувство стыда и клеймо позора, которое ставят на наркоманов, а также неумелые и путаные попытки государства лечить этот недуг.
На Западе для снятия у людей героиновой зависимости широко применяется метадон. Но в России он вне закона. Во многих регионах страны также не существует никаких программ реабилитации наркозависимых людей. В 2007 году правозащитная организация Human Rights Watch сделала вывод, что лечение в государственных наркологических клиниках проводится "настолько плохо, что это является нарушением права человека на здоровье".
Тем временем, в частных клиниках используются все новомодные способы экспериментальной терапии. В государственной клинике Брюна наркоманы по очереди спят подключенные к приборам, которые посылают им в мозг слабые электрические импульсы, либо лежат в капсулах лечебной релаксации.
Героин также стал раздражающим фактором в американо-российских отношениях, поскольку российские власти все больше негодуют по поводу равнодушия США к процветающей героиновой торговле.
Проводимые США в рамках изматывающей афганской войны попытки ликвидировать посевы опийного мака, а также дать крестьянам убедительные стимулы, чтобы отучить их от выращивания наркотических средств, на протяжении многих лет остаются неэффективными.
Демонстрируя свою готовность сотрудничать с администрацией Обамы, Россия недавно дала согласие на использование своего воздушного пространства транспортными самолетами, перебрасывающими американские войска и оружие в Афганистан. Но в то же время, она шумно выступает за введение более жестких мер против выращивания опийного мака, который используется для изготовления героина. В начале этого месяца президент Дмитрий Медведев назвал массовое пристрастие к героину "угрозой для национальной безопасности страны".
Россия призывает Организацию Объединенных Наций увязать иностранное военное присутствие в Афганистане с обязанностью уничтожать плантации опийного мака.
"Вопрос заключается в том, почему все это происходит прямо на глазах у войск коалиции", - заявил в этом году российский "антинаркотический царь" Виктор Иванов. Выступая в Государственной Думе, как называют нижнюю палату российского парламента, Иванов назвал Афганистан "нашим мягким подбрюшьем", и сравнил идущее в Россию героиновое "цунами" с китайскими опийными войнами.
Связь между Афганистаном и наркотиками - это для Кремля не новость. Первыми в России героиновыми наркоманами стали солдаты, пристрастившиеся к этому наркотику во время злополучной советской военной кампании в Афганистане в 80-е годы. Но поскольку от передозировки в стране гибнет все больше людей, терпение у Москвы заканчивается, и она готова все чаще возлагать вину на других.
"Если ситуацию в Афганистане не переломить, то через пять или десять лет у нас в каждой семье будет по наркоману, - сказал Иванов, - это не фантазия. Это реальный прогноз".
После бума производства опиума, который достиг пиковой отметки в 2007 году, в прошлом году его урожай снизился на 10 процентов, как показывают данные ООН. Но в России кое-кто опасается, что перемены пришли слишком поздно. Наркомания уже убивает страну, особенно ее молодежь. А официальные цифры говорят о том, что потребление героина в России растет.
მელოჩ ნო პრიატნო