ა, უი, მაგას ითხოვდი?
მე მეგონა იმის დამადასტურებელ ინფოს ითხოვდი, სადაც ფრანცისკანელი კათოლიკეს ნიშნავდა.
Участие католической церкви в геноциде
По отношению к православному населению усташи проводили политику крайнего притеснения, ввиду ситуации, когда определённые этнические круги исторически придерживались неугодных усташам политически-религиозных взглядов. Практиковалась политика насильственного обращения в католичество.
Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях в католицизм. Хотя членство в усташах было запрещено клирикам, некоторые бывшие священники сами принимали участие в преступлениях. Бывший францисканский монах Мирослав Филипович из монастыря Петричевац участвовал в уничтожении 2730 сербов, включая 500 детей из соседних деревень. Впоследствии он стал главным охранником концлагеря Ясеновац и получил кличку «брат Сатана».
Один из членов католической официальной организации «Крижари» — Петар Брзица, работая в концлагере Ясеноваце, прославился как «Король Сербоубийства». Специальным ножом — «серборезом», как его тогда называли — он перерезал горло за один день 1360 заключённым [17]. За это из рук капеллана лагеря получил золотые часы, от администрации лагеря серебряный сервиз, и от усташей, служивших с ним в лагере, печёного поросёнка и вино[17].
Францисканец Сречко Перич обратился к хорватам с речью:
Братья хорваты, идите и перережьте всех сербов, а для начала зарежьте мою сестру, вышедшую замуж за серба, а потом всех сербов по порядку. Когда с этим покончите, приходите ко мне в церковь, я вас поисповедаю и все грехи вам простятся.
[18] Так, летом 1941 года в Ливанийском округе было убито 5,6 тыс. сербов.
Из двенадцати католических епископов Хорватии только епископ города Мостар Алоизие Мишич выступал против усташеских гонений. Мишич в окружном послании осуждал гонения и запрещал прихожанам участвовать в преследованиях некатоликов под страхом отлучения.[19].
Безусловная сложность политической ситуации не позволяет сделать однозначные выводы и о роли кардинала Алоизия Степинаца, архиепископа Загреба, в данном конфликте.
Ещё до начала войны в своём дневнике он писал:
Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдёт чудо Божие. Эта схизма [20] величайшее зло в Европе, может быть, даже большее чем Протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности...[21]
28 апреля 1941 года, через 11 дней после капитуляции Югославии он издал пастырскуя энциклику, которая обязывала католиков страны поддерживать усташей и созданное ими независимое хорватское государство. Он разослал циркулярное письмо священникам своего диоцеза, в котором выражал «вечную» благодарность «вождю дружественного и союзного народа» Адольфу Гитлеру и «беспредельную» верность поглавнику Анте Павеличу.
Настало время, когда язык должен молчать, а говорить должна кровь своей мистической связью с землёй.
Степинац, архиепископ Загреба, циркулярное письмо.[22]
Однако позднее, с разворачиванием массовых убийств, Степинац начал осуждать усташей. (Подробнее см. пп. Спасение людей)
Стоит заметить, что 8 июля 1941 года сербские православные епископы также декларировали повиновение германским оккупационным законам и призвали свою паству сотрудничать с фашистами для поддержания «мира, порядка и подчинения».
Не все католические священники разделяли мнение Степинаца, так в селе Клепец католический священник Томас Илья говорил обращаемым в католическую веру и затем убиваемым людям: «вы ошибаетесь, если думаете, что мы переводим вас в католичество для сохранения вашего имущества, пенсии или платы. Не хотим мы спасать и вашу жизнь, а только ваши души».[18]
В течение всей войны Ватикан сохранял полные дипломатические отношения с государством усташей и имел папского нунция в Загребе. Нунций предположительно был полностью в курсе политики насильственного обращения в католичество[источник не указан 153 дня].
Есть мнение, что деньги усташей до сих пор хранятся в банке Ватикана [2][3].
Нацистских военных преступников и коллаборационистов укрывали от ареста и суда чиновники Ватикана. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барбье («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю — начальнику лагеря смерти Треблинка [23][24].
Стоит отметить, что некотрые сообщения о личном участии католических священников и монахов в пытках и убийствах сербов взяты из так называемого «письма Грисогоно», письма хорватского католика Привслава Грисогоно в адрес архиепископа Степинаца. Однако сам Грисогоно, выйдя из немецких застенков категорически утверждал, что это письмо — фальшивка.[25]
Год спустя после массового истребления православного сербского населения архиепископ Алоизий Степенац представил события геноцида православных в Хорватии в своем докладе папе Пию XII следующим образом: Он «…представил доклад святому отцу на девяти страницах. Он показал его мне и я смею Вас уверить, что он выражает нашу точку зрения. Обвиняя сербов, четников и коммунистов, он нашел слова, о которых даже я не мог бы подумать. Никому не будет позволено нападать на Независимое Государство Хорватия и представить хорватов в дурном свете» (из письма Николы Русиновича, посла НГХ в Ватикан).[26]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%...%B0%D1%88%D0%B8ის ფილმი თუ გავჩითე, დოკუმენტური მასალა სადაცაა, როგორ ხვრიტავს მაუზერიანი ბერი სერბებს, აუცილებლად დავდებ.
მიუნხენში მაქვს ნანახი, მარა სახელი არ მახსოვს ფილმის.
This post has been edited by ვეშაპო on 23 Oct 2009, 00:03