Кремль сдает Россию в ВТО
Руководство России, похоже, готово отказаться от стратегического курса на реинтеграцию постсоветского пространства, чтобы реализовать свою давнюю идею-фикс – вступить в ВТО.
Как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в Вашингтоне, куда он прибыл для участия в очередном раунде переговоров по вступлению России в ВТО, Россия будет продолжать процесс вступления в эту организацию самостоятельно, а не в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Таким образом, судьба недавно созданного Таможенного союза повисла буквально на волоске.
«Всем будет полезно, если Россия станет членом ВТО прежде, чем мы создадим общий рынок с Казахстаном и Белоруссией»,— так объяснил неожиданный разворот Москвы первый вице-премьер. При этом Шувалов не стал уточнять, кто эти «все». Но уж точно не Россия, Казахстан и Белоруссия, у которых был исторический шанс восстановить потенциал общего экономического пространства, разрушенного в результате распада СССР.
Напомним, ранее Шувалов заявлял о том, что Россия может завершить процесс присоединения к ВТО уже до конца текущего года. При этом другой российский чиновник, руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков признал, что Таможенный союз не сможет присоединиться к ВТО в течение ближайших 12 месяцев. «Эти процессы можно завершить в разумные, короткие периоды. Не до конца года, разумеется, и не за год. Но это будут не многие годы, а скорее многие месяцы»,— подчеркнул он. Причем, складывается впечатление, что выражение «многие месяцы» — это скорее новый эвфемизм, который следует понимать, как плохо скрываемое желание представителей неолиберального блока российской администрации отложить проект Таможенного союза в «глубокий ящик».
Комментарий старшего научного сотрудника Института экономики РАН Владимира Филатова:
— К сожалению, для наших властей вступление во Всемирную торговую организацию уже давно превратилось в самоцель. Перед нами просто повесили эту «морковку» и начинают выкручивать руки. Вступать в ВТО коллективно не получается. Потому что такая процедура, очевидно, не отработана. Что касается Евросоюза, который часто приводится в качестве примера, то его участники вступали в ВТО по отдельности. С другой стороны, возникает парадоксальная ситуация. Перед почти 180 членами ВТО мы не боимся открывать свои рынки, а с Белоруссией торговые споры никак не можем разрешить. Это и настораживает — в ВТО мы рвемся любой ценой, а действительно нужный проект — экономический союз на постсоветском пространстве — оказывается заблокирован. Получается, что какие-то политические соображения довлеют над экономическим смыслом.
Мы уже согласовали практически все внешние таможенные тарифы с Белоруссией и Казахстаном. А теперь нам придется каким-то образом подстраиваться под требования ВТО. И не факт, что Лукашенко пойдет на это. Тем более, что в условиях кризиса и применения протекционистских мер практически всеми участниками мирового рынка эта организация испытывает серьезные проблемы. Кроме того, под удар попадают наши сельхозпроизводители, страховщики и машиностроение (особенно авиапроизводители)., в Когда кризис закончится, мы, конечно могли бы присутствовать в ВТО. Но на наших условиях, а не тех, которые навязаны извне. Сейчас же США используют тему вступления России в ВТО как инструмент давления на Москву. Например, нас заставляют ввести мировые цены на газ внутри России. Спрашивается, с какой стати, если мы сами добываем энергоресурсы? Получается, что мы сами согласимся подорвать свою конкурентоспособность. Дорогой газ — это дорогой металл и дорогая конечная продукция машиностроения. Мы и так во многом неконкурентоспособны технологически, а теперь будем неконкурентоспособны еще и по ценам. Эти ребята делают вид, что они отстаивают интересы России, а на самом деле тихо сдаются по все вопросам.
Кирилл Говоров
http://fintimes.km.ru/ekonomika-rossii/kreml/10930 * * *
აქ კიდე ლეონტიევი აჭყვიტინდა:
«Такое ощущение, что Кудрин «венчан на долларе»
Михаил Леонтьев
Тележурналист
Выступая на прошедшем в Вашингтоне финансовом саммите стран G20, глава российского Минфина Алексей Кудрин сделал ряд небезынтересных заявлений. По его словам, выход мировой экономики из кризисного состояния будет медленным и затяжным
Вообще, учитывая особенности поста, который занимает Кудрин, он демонстрирует достойные сдержанность и скептицизм в оценке перспектив восстановления мировой экономики. Даже если бы он полностью не верил в экономическое восстановление, говорить об этом он не уполномочен. Это – не задача министра финансов – пугать рынок. Кудрин полностью лоялен монетаристской догме. А монетаристы просто технически не могут понять, откуда взялся кризис, и как он будет развиваться дальше. У них нет языка для описания этой реальности. В этом смысле даже гораздо более сильные экономисты-монетаристы не могут понять сущности кризиса, а новая парадигма в мире пока не возникла. Так что все это – лишь «мычание». В этом смысле Кудрин «мычит» не хуже других, а может быть, даже лучше.
Восстановление российской экономики имеет дутый характер
Кудрин отметил: «Для российской экономики нынешний год будет лучше, чем мы предполагали. Мы прогнозировали рост ВВП в 3,3%, но он будет около 4%». На самом деле в восстановлении российской экономики нет ничего удивительного. Удивительно лишь то, что оно – такое вялое, потому что органические причины кризиса не связаны с Россией, но Россия при этом связана с внешней конъюнктурой, и сам факт восстановления последней (в первую очередь – цен на сырье) оказывает на нашу страну оживляющее воздействие. У России нет никаких оснований не реанимироваться. Другое дело, что это восстановление носит абсолютно фиктивный (надувной) и, я бы сказал, временный характер. Надо отдавать себе отчет в том, что фондовый рынок также является спекулятивным. Как может расти стоимость акций компаний, которые реально не увеличивают свое производство (потому что на это нет соответствующего спроса) и не могут создавать прибыль? Это же бред! Хотя с Россией, в принципе, все понятно. Она действительно может сколько угодно «восстанавливаться», а потом таким же образом (автоматически) упасть. Ни то, ни другое не будет продуктом внутрироссийского развития. Продуктом внутрироссийского развития может быть только системная альтернатива, про которую какие-то разговоры ведутся, но которой пока нет в наличии.
Надо быть клиническим идиотом, чтобы отказаться от вхождения в юань
Вообще в кудринской позиции есть несколько интересных моментов. Первое – это заявление о том, что взаимные торги рубля в паре с юанем нецелесообразны. Насколько я понимаю, такое решение было принято в рамках двусторонних договоренностей. Так что я не понимаю, почему Кудрин проявляет алармизм в этом вопросе. Все-таки люди поглавнее его договорились о том, что это имеет смысл. Более того, мировые игроки всеми правдами и неправдами пытаются зайти в юань, потому что всем понятно, что эта валюта будет ревальвироваться. Медленно, и не так, как требуют США, но укрепляться он точно будет. Поэтому надо быть клиническим идиотом, чтобы отказываться от этого. Или надо быть человеком, присягнувшим доллару, как говорится, до гроба, в горе и радости. Такое ощущение, что Кудрин венчан на долларе. Причем он ведет себя в полном соответствии с взятыми на себя перед Господом обязательствами, демонстрируя полную долларовую лояльность.
Хотя у Кудрина есть и разногласия в этом вопросе. Он, например, не поддержал мер по регулированию банковской деятельности и спекулятивных рынков, что вполне находится в системе такой логики. Глава Минфина, в частности, озвучил идею о том, что когда за рубежом усиливаются меры регулирования и создаются менее комфортные условия для финансовых спекулянтов, Россия получает шанс быстрее и эффективнее создать свой финансовый центр, где все эти спекуляции и будут происходить. Это напоминает детсадовское наперсточничество. Я вообще не понимаю, какие внятные причины заставляют нас создавать финансовый центр, в том смысле, в котором он существует в Нью-Йорке и Лондоне. Потому что и для американской, и для британской экономики существование и деятельность этого финансового центра на сегодня представляют главный геморрой. Другое дело, что они не могут просто так от него избавиться, потому что в Америке финансовый сектор занимает не менее половины рынка. Так что схлопывание финансового сектора для нее будет означать просто катастрофу.
Выражение лица Кудрина адекватно отражает состояние финансовой системы
А мировой фондовый рынок долларизован в подавляющей своей части и также в каком-то смысле является частью американского. Вся эта огромная масса деривативов в стоимостном выражении, по экспертным оценкам, составляет от $400 трлн до $700 трлн. Понятно, что этот рынок обслуживает ту массу долларов, которая уже напечатана. Т. е. он поглощает львиную долю той долларовой ликвидности, которая продолжает вливаться в экономику, и создает те прибыли, которые американские корпорации получают «за пределами ВВП» США.
С практической точки зрения это пустой вопрос – серьезно регулировать этот рынок невозможно. Возможна только имитация, что демонстрирует Обама. Его бы просто пристрелили, как Кеннеди, если бы в рамках его проекта предполагалось серьезное давление на этот рынок. Более того, возникает философский вопрос: а не были бы они правы в таком случае? Потому что схлопывание этого рынка означает для Америки катастрофу. Получается, что Кудрин предлагает заманить сюда самые спекулятивные, пустые и дикие деривативы, чтобы торговать ими в России, получая с этого непонятно что. Может быть, он имеет в виду, что «наши иностранные специалисты» будут занимать рабочие места в этих офисах?
Вообще на современном финансовом рынке не обязательно присутствовать физически: можно оставаться где-нибудь в Сингапуре и работать на нем через Интернет. Я вообще не понимаю, какие коврижки Кудрин собирается с этого иметь, учитывая, что в России фондовый рынок, между прочим, не облагается налогами. Это – фантастика: реальный сектор платит кучу налогов, а фондовые спекулянты не должны ничего платить, потому что в таком случае они уйдут на другие «площадки». Это – просто тяжелая мозговая болезнь. Но ничего нового в этом нет. Будучи скептиком, Кудрин говорит осторожные слова, но на его лице, грубо говоря, все написано. И выражение его лица адекватно отражает тенденции в мировой финансовой экономической системе.
http://news.km.ru/takoe_oshhushhenie_chto_kudrin_v