Террористический кластер
Ошибочные оценки угроз боевиков на Северном Кавказе чреваты обрушением экономических перспектив региона
Александр Хлопонин не увидел на Северном Кавказе масштабного терроризма.
Фото РИА Новости
Сегодня в Ставропольском крае день траура по погибшим в результате террористического акта возле Дворца культуры и спорта в краевом центре. Погибли семь человек, более 30 получили ранения, причем 12 из них находятся в крайне тяжелом и тяжелом состоянии. У спецслужб Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) две приоритетные версии: теракт мог быть совершен либо членами бандформирований, либо экстремистскими националистическими организациями. Обе версии идут вразрез со словами вице-премьера, полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, утверждающего, что масштабного терроризма в регионе нет. Как заявил вчера полпред на совещании в Ессентуках, под прикрытием терроризма на Северном Кавказе происходит передел собственности.
«Сейчас на Северном Кавказе мы имеем общую картину, характерную для России 90-х годов, – сказал Александр Хлопонин. – Это передел собственности, коррумпированность власти, участвующей в этом переделе, бандитские разборки. Мы проходили это в 90-х годах. Мы видим, что подчас эти переделы собственности подаются под видом этнических конфликтов и терроризма».
По словам полпреда, в июле будет рассматриваться стратегия развития Северного Кавказа: «И на одном из первых мест стоит развитие туристического кластера. И вот сейчас все земли вокруг горнолыжных курортов и санаторных комплексов подвергаются переделу».
Между тем с первых же минут ЧП в Ставрополе стало ясно, что это именно теракт, а не борьба за передел собственности или бандитские разборки. Тот факт, что трагедия произошла перед концертом чеченского государственного ансамбля «Вайнах», этот факт только подчеркивает.
И теракт этот направлен на дестабилизацию ситуации в Ставропольском крае и в целом в СКФО. В нынешнем году подобных терактов на территории Северного Кавказа совершено немало. И действует здесь хорошо организованный террористический интернационал.
Более того, речь идет именно о масштабном распространении терроризма. От Москвы, где дважды прогремели взрывы в метро, до Северного Кавказа. Причем территория терроризма в последнее время прирастает, судя по всему, ранее относительно спокойными Ставропольем и Кабардино-Балкарией. По официальным данным МВД КБР, преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) в этом году в республике совершено в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только в этом месяце в республике зафиксированы пять подрывов и один обстрел поста ГИБДД. Что касается Дагестана, Чечни и Ингушетии, то информационные сообщения из этих республик давно уже напоминают сводки с фронтов боевых действий.
Александр Хлопонин уверен: «Террористов будем добивать, и существующих сегодня сил достаточно, чтобы с ними разобраться». Полпреда заботит в первую очередь борьба с организованной преступностью, а борьба с ними, по его словам, не функции режима контртеррористической операции (КТО). Но о каком переделе собственности можно говорить, если в хронике убийств и ЧП на Северном Кавказе 80–90% – это информация о многочисленных вылазках боевиков, нападающих на милиционеров, военнослужащих, представителей других правоохранительных органов и чиновников.
По данным правозащитного центра «Мемориал», в Чечне после отмены 16 апреля прошлого года режима КТО число убитых сотрудников МВД, ФСБ и Минобороны достигло 97, еще 185 были ранено. За такой же период до отмены КТО эти показатели составили 52 и 150 человек соответственно. Выросло число жертв и среди участников вооруженного подполья. За год после снятия КТО в Чечне было убито 189 лиц, объявленных боевиками и их сообщниками, задержано – 186 человек, из них всего девять, по данным силовиков, явились добровольно с повинной.
В декабре минувшего года, когда СКФО еще не был создан, полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов заявлял, что количество преступлений террористической направленности на юге России в 2009 году выросло почти на треть по сравнению с 2008 годом. К сожалению, в СКФО эта тенденция сохраняется, о чем не раз заявляли руководители МВД и ФСБ страны.
Рэкет, оргпреступность, криминальная борьба за передел собственности, естественно, на Северном Кавказе есть, как и по всей России. Но масштаб этих явлений, сила их воздействия на людей, конечно же, не так социально и экономически разрушительны, как «поголовное» уничтожение милиционеров и военнослужащих, взрывы на дорогах, железнодорожных магистралях, многочисленные самоподрывы смертников, теракты на газопроводах и т.п. Гиперболизировать ситуацию с терроризмом на Северном Кавказе не стоит, но и принижать угрозы, исходящие от религиозных экстремистов, боевиков всех мастей и рангов, крайне опасно.
Взрыв прогремел у самого входа в Дом культуры.
Фото Reuters
Если эти тенденции сохранятся в нынешних масштабах, СКФО вряд ли сможет экономически возродиться. Инвесторы не будут вкладывать деньги в регионы, где гибнут люди и льется кровь. Не поедут в такой регион и туристы. И чтобы строить на Северном Кавказе грандиозные экономические планы, надо для начала реально оценить боеспособность боевиков, попытаться понять, откуда они берутся, уничтожить не только их, но и причины их появления. И только тогда можно будет говорить о реальном экономическом возрождении в СКФО.
Что касается версий взрыва возле ДК, то следует отметить два момента. Последний теракт на территории края произошел в декабре 2007 года, когда на автовокзале Невинномысска был взорван пассажирский автобус, следовавший по маршруту Пятигорск–Ставрополь. Погибли три человека.
Что касается возможной причастности к совершению теракта экстремистских националистических организаций, то, похоже, для этой версии также есть все основания, учитывая историю непростых отношений между чеченской и местной молодежью. В июне 2007 года в центре Ставрополя были обнаружены тела двух русских студентов с колото-резаными ранениями. Сразу после убийства студентов в городе заговорили о том, что молодые люди стали жертвами кровной мести за чеченского студента юрфака Ставропольского университета Гилани Атаева, убитого в массовой драке 24 мая. В краевом ГУВД и прокуратуре тогда заявили, что смерть студентов была связана с ограблением. Тем не менее в день их похорон на центральной площади Ставрополя у здания краевого правительства около тысячи местных жителей собрались на стихийный митинг, после которого несколько десятков молодых людей пытались устроить погром, что привело к уличным беспорядкам и столкновениям с милицией.
«Терроризм на Северном Кавказе – огромная комплексная проблема, – полагает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Здесь и политика, и религия, и сопротивление, и т.д. Поэтому думать, что, прекратив этот передел собственности, удастся ситуацию ввести в норму, неправильно. Однако Хлопонин – бизнесмен, он в первую очередь обращает внимание на экономику. Что ему еще говорить?»
Ростов-на-Дону
http://www.ng.ru/printed/240940 * * *
Взрыв в России: джихадисты или признак новых проблем на Северном Кавказе?
("Christian Science Monitor", США)
Взрыв в центре Ставрополя
28/05/201009:30
В результате взрыва бомбы в южном российском городе Ставрополе семь человек погибли и 40 получили ранения. Взрыв произошел возле Дворца культуры, где должен был выступать танцевальный ансамбль из Чечни. Эксперты по проблемам безопасности обеспокоены тем, что кольцо нестабильности на неспокойном Северном Кавказе расширяется.
В отличие от взрывов в московском метро, которые произошли два месяца тому назад и были осуществлены террористками-смертницами из северокавказской республики Дагестан (ответственность тогда взял на себя исламистский "эмир" Доку Умаров), на сей раз аналитики не уверены, что последний взрыв укладывается в четкую концептуальную схему "джихадисты против России", которой придерживается Кремль.
"Есть масса подозреваемых в совершении взрыва в Ставрополе, и нам не следует спешить с выводами, - говорит редактор освещающего работу спецслужб онлайнового журнала Agentura.ru Андрей Солдатов, - это говорит об усилении нестабильности вокруг северокавказского региона. Не исключено, что мы станем свидетелями новых опасных событий".
Ставки высоки. Российский премьер-министр Владимир Путин, который поставил на кон свою личную репутацию, чтобы добиться проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи, видит теперь, что его любимый проект находится в большой опасности в связи с усилением хаоса в регионе.
"Путину нужно продемонстрировать мир и стабильность на Северном Кавказе перед сочинской Олимпиадой; ему надо не просто обеспечить безопасность проведения Игр, но и подтвердить успешность путинской эпохи, - говорит аналитик по этому региону из Московского центра Карнеги Николай Петров, - поэтому Путин очень уязвим. Многие, и самые разные силы заинтересованы в усилении дестабилизации, чтобы заставить его пойти с ними на сделку. Это не обычные преступники. Я боюсь, мы станем свидетелями гораздо большего количества проблем на Северном Кавказе".
Взрыв возле ставропольского Дворца культуры прогремел буквально за несколько минут до начала представления музыкальной труппы "Вайнах", которая пользуется покровительством промосковского президента Чечни Рамзана Кадырова.
В связи с этим некоторые комментаторы предположили, что взрыв организовали боевики-исламисты, настроенные против местного диктатора Кадырова, которого правозащитные организации обвиняют в установлении по указанию Кремля жестокого правления в этой крохотной республике.
Другие аналитики указывают на то, что взрыв произошел почти точно в третью годовщину беспорядков в Ставрополе на этнической почве. Этот российский город находится на границе с бурлящим Северным Кавказом, и там проживают многочисленные мусульманские меньшинства. Беспорядки трехлетней давности возникли там после того, как местных чеченцев обвинили в убийстве двух русских студентов в качестве мести. Эти убийства остаются нераскрытыми и по сей день.
"Это могла быть акция правых радикалов", таких как скинхеды или неонацисты, которые становятся все более мощной силой на политической сцене России, говорит директор независимого московского Центра политических технологий Алексей Макаркин. "Они ненавидят меньшинства с Северного Кавказа, и могут сеять панику и хаос точно так же, как исламские экстремисты".
Послан сигнал?
Также не исключено, что это был сигнал Александру Хлопонину – бывшему губернатору из Сибири и бизнесмену, который сегодня является влиятельным специальным эмиссаром Кремля в созданном недавно Северо-Кавказском федеральном округе. В четверг Хлопонин должен был прибыть в Ставрополь с визитом. В следующем месяце он намерен обнародовать план по борьбе с терроризмом и восстановлению стабильности в этом неспокойном регионе, и план этот предусматривает увольнение большого количества местных руководителей и чиновников, а также перераспределение многомиллионных средств помощи из Москвы.
В довольно необычном интервью государственной "Российской газете", опубликованном в четверг, Хлопонин признался, что боевики-исламисты - это самая легкая проблема в ряду тех, что возникают в этом все более неспокойном регионе.
"Проблема в том, что на сегодняшний день под маской терроризма и религиозного экстремизма на территории округа пытаются работать бандиты, организованные преступные группировки, которые занимаются переделом собственности", - сказал Хлопонин. Он добавил, что если удастся реализовать реформы, то с немногочисленными боевиками-исламистами справиться будет легко. "С теми бандитами, которые бегают по лесу, вполне можно справляться без введения режима контртеррористической операции", - отметил полпред.
Кремль предоставил Хлопонину чрезвычайные полномочия, включая право лично назначать и снимать руководителей федеральных ведомств во всем этом обширном регионе, куда входят русские территории Ставропольский и Краснодарский край (где расположен город Сочи) (так в тексте, Краснодарский край в Северо-Кавказский федеральный округ не входит – прим. перев.), а также семь в основном мусульманских республик, протянувшихся вдоль горного Кавказского хребта от Каспийского до Черного моря (так в тексте, республик в округе шесть, и к Черному морю они не выходят – прим. перев.).
"Хлопонин представит свою программу в июне, и похоже, главный упор он сделает на социально-экономическое развитие, что крайне важно для этого региона, где высок уровень безработицы, а коррупция стала проблемой номер один, - говорит Павел Салин из независимого московского Центра политической конъюнктуры, - задача номер один для него – попытаться остановить кражу местной элитой при помощи чиновников из Москвы федеральных средств. А этим он наживет себе массу врагов".
Хотя взрыв в Ставрополе стал главной темой СМИ на этой неделе, по мнению Солдатова, более серьезной проблемой для Хлопонина станет дестабилизация обстановки в мирной прежде республике Кабардино-Балкария, где за последние две недели произошло как минимум три террористических акта. Солдатов говорит, что они могут иметь отношение к неудачной политике Кремля по поддержке этнических кабардинцев, которые захватывают земли своих соседей балкарцев.
"В результате этих нападений пострадавших было мало, но они свидетельствуют о начале в этом регионе нового процесса, который усиливает проблемы, стоящие перед Хлопониным, - говорит Солдатов, - есть много источников нестабильности, и все они усугубляют ситуацию одновременно. А по мере приближения Олимпиады в Сочи все выглядит так, будто обстановка будет лишь ухудшаться".
http://inosmi.ru/politic/20100528/160229583.htmlპ.ს. - აეს მაგადიააააა
В России кончился иммуноглобулин
28 мая 2010 в 16:00 Источник 5-tv Опубликовал Panthera 4 просмотра Комментировать
Врачи родильных домов Петербурга бьют тревогу: в медучреждениях и аптеках города уже месяц нет иммуноглобулина. Более того, его нет и в стране. Препарат жизненно необходим женщинам с отрицательным резус-фактором: без него ребенку и матери грозит несовместимость, а следующая беременность может закончится трагически.
Юлия Верулашвили: «Когда я приступила к поиску, мне по службе «003» сказали, что лекарства в городе нет. Перспектив, сказали, пока тоже нет. Перспективы – получить лекарство в середине сентября».
Раньше лекарство производили в Иваново, но полгода назад у предприятия отобрали лицензию. Медики пользовались американским аналогом – теперь и его нет. Врачи уже обратились в правительство и в Минздравсоцразвития с просьбой разобраться в непростой ситуации. Подробнее об этом в наших следующих выпусках.
http://newsland.ru/News/Detail/id/510085/cat/51/
* * *
Дагов" сажают за "Kavkaz" Генеральная прокуратура РФ сообщила, что в суд направлено дело в отношении семи матросов-срочников из Дагестана, которые выложили из тел сослуживцев слово «Kavkaz» и сняли это на видеокамеру. Ну, наконец-то хоть кого-нибудь засудят за дедовщину. Вряд ли им дадут большие сроки, но отрадно уже и то, что дагестанские «орлы» будут некоторое время куковать на зоне. Надо думать, их там научат свободу любить.
Обвиняемыми по данному делу являются Виталий Шах, Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов и Джамал Темирбулатов. Уф, как будто камнедробилка через рот проехала, до сих пор все дребезжит.
Так вот, эти дремучие «камнедробильные» ребята в августе 2009 года заставили 26 своих сослуживцев лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово «KAVKAZ». Заметьте себе, не «Кавказ», а «Kavkaz». Не по-русски чтобы. Свои национальные языки тоже использовать не стали. Возможно, там и слова-то такого нет, а есть просто «горы», и это им не подходит. Или же если бы использовали русский, то получилось бы превосходство великого и могучего над горскими наречиями, а им хотелось, чтобы превосходство было во всем – и в силе, и в языке.
Хотя, насчет превосходства в силе – это еще вопрос. Ведь русских было 26, а «дагов» — только 7. Что, не могли бы русские им накостылять? Запросто, но только на гражданке. В армии же порядки другие, там дедовщина – система, которая существует с попустительства офицеров, если не ими же и созданная. Потому что именно офицерам она выгоднее, чем другим – не надо с солдатами возиться, все сделают «деды». И «даги», скорее всего, были именно дедами, иного объяснения этой ситуации нет.
Для устрашения и сговорчивости «даги» одного солдата избили, после чего остальные им подчинились. Когда слово из русских матросов было готово, один из обвиняемых забрался на трубу котельной и оттуда заснял все на видеокамеру.
Если снимал на камеру, значит, было еще светло. Если было светло, значит, это непременно видел кто-нибудь из офицеров. Видел – и не вмешался. Почему? А чтобы не нарушать установившийся «порядок», когда деды командуют молодыми, а офицеры могут ничего не делать, жалуясь на отсутствие жилья и маленькую зарплату. А может, за такую работу и жилье не следует им давать?
Хотелось бы обратить внимание на морально-этическую сторону происшествия. Оскорбления не забываются никогда. Драки, а тем более избиения – тоже. Их просто невозможно забыть и от воли человека это не зависит. Даже через много лет они могут возникнуть в памяти с поразительной четкостью и зачешутся кулаки, чтобы закончить то, что не было завершено когда-то.
А теперь отгадайте с трех раз, как будут после службы относиться к выходцам из каменистого Дагестана те русские матросы, из которых выкладывали слово «Kavkaz»? Или достаточно и одного раза?
Но это не единственный «подвиг» обвиняемых. Они еще промышляли по мелочам, не брезгуя отбирать у молодых деньги и мобильные телефоны. То есть, занимались вымогательствами и хищениями. Фактически, это была настоящая организованная преступная группа внутри воинской части, как это ни парадоксально звучит. Кавказцы также объедали русских в столовой (ну, это-то понятно, в горах особо не пожируешь, есть там нечего, одни камни). Но они еще отбирали у молодых новую форму. И это, наверное, вынести было труднее всего: когда тебе на руки вместо пахнущего швейного фабрикой обмундирования сваливаются растянутые вонючие обноски…
Семерка «дагов» отличалась еще и тягой к искусству. К своему, национальному – они заставляли русских исполнять горские песни и танцы, сообщала калининградская «Комсомольская правда». Такое вот волучалось «слияние культур», как выражались когда-то, только в одну сторону. Что же, и этого офицеры не видели? Три раза «Ха»! И ничего в них не шелохнулось? Нет, система, обеспечивавшая спокойную жизнь, им оказалась дороже.
«Дагестанцы командовали в кубрике. А старослужащие матросы на это никак не реагировали, складывалось такое впечатление, что они сами кавказцам подчиняются», – вспоминает один из матросов.
И это хуже всего. Потому что эту семерку, несмотря на ее сплоченность, при желании можно было быстро окоротить и показать им, где их место. Вряд ли они содержались в части в большей пропорции, чем в среднем по России. Но – не окоротили. Пока молодые не пожаловались в прокуратуру.
Всем семи военнослужащим предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности), ч. 1 ст. 161 УК РФ (грабеж) и ч. 1 ст. 163 УК РФ (вымогательство).
Военный прокурор Пионерского гарнизона утвердил обвинительное заключение по уголовному делу. В настоящее время его материалы направлены в военный суд для рассмотрения по существу.
Интересно, какое слово зеки захотят из них выложить? Какое-нибудь короткое, потому что на длинное их не хватит.
http://newsland.ru/News/Detail/id/509616/cat/42/