Отношения России с Европой застряли в 2005 году
читайте нас текст: Михаил Рубин/Infox.ru
На саммите Россия—ЕС в начале следующей недели будет подписан только один документ. Программа «Партнерство для модернизации», которую планировалось юридически оформить, подписана не будет. И хотя в МИД РФ говорят, что отношения с Европой нельзя измерять количеством соглашений, эксперты констатируют, что отношения с Европой находятся в периоде стагнации и не двигаются с места уже пять лет.
Саммит Россия—Евросоюз стартует в Ростове-на-Дону в понедельник вечером. В это время пройдут неформальные встречи, а на первую половину следующего дня запланированы все официальные мероприятия.
Формально МИД России настроен оптимистично: «Мы подходим к этому рубежу в хорошем состоянии, наши отношения развиваются динамично, даже с учетом потерь от кризиса торговый оборот между Россией и ЕС в прошлом году составил 230 миллиардов долларов», — сообщил в пятницу журналистам замминистра иностранных дел Александр Грушко. Он отметил, что от саммита можно ждать больших результатов в самых разных областях: стороны будут обсуждать и подготовку нового базового договора двух сторон, который сменит действующее сейчас соглашение «О партнерстве и сотрудничестве», и программу «Партнерство для модернизации», и перспективу отмены визового режима. «Мы надеемся на прорыв по ряду направлений», — подчеркнул Грушко.
Впрочем, на практике больших результатов от встречи ждать не приходится: замминистра сообщил журналистам, что на саммите ожидается подписание только одного документа — соглашения «О защите секретной информации». «Это соглашение позволит нашим спецслужбам взаимодействовать более оперативно», — отметил Грушко. Подписание каких-либо еще соглашений и документов не предполагается.
Между тем еще в начале апреля, по данным некоторых СМИ, Министерство экономического развития подготовило проект совместной с ЕС программы «Партнерство для модернизации». Документ, предусматривающий сотрудничество с Европой практически во всех высокотехнологических сферах, планировалось подписать как раз на саммите в Ростове-на-Дону.
Теперь господин Грушко заявил, что никакого подписания не планировалось, а на саммите будет идти речь только о выборе приоритетных для двух сторон направлений сотрудничества. Кроме того, он признал, что сейчас не готов назвать возможную дату подписания нового базового соглашения, которое определит перспективы развития России и ЕС.
На вопрос Infox.ru о том, почему на саммите не будут подписаны важнейшие документы, дипломат ответил уклончиво: «Наши отношений с ЕС нельзя взвешивать количеством соглашений».
«То что «Партнерство для модернизации» не будет подписано, — для меня это новость», — рассказал Infox.ru директор российских программ финского Института международных отношений Аркадий Мошес. — Такого рода декларации уже были подписаны на двустороннем уровне с некоторыми странами, и можно было ожидать подписания в Ростове-на-Дону».
По мнению Мошеса, если документ в итоге действительно не подпишут, это будет означать, что «Россия и ЕС не могут договориться даже в серьезном юридически выверенном формате». «Очевидно, что наши отношения находятся в периоде стагнации, они живут какой-то своей жизнью. Последние сколько-нибудь значимые соглашения были подписаны в 2005 году, и с тех пор ничего не движется с места», — пояснил эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев связывает проблемы с разногласиями внутри Европы: «ЕС раздвоен, там есть восточные страны, которые тормозят развитие отношений с Россией, и из-за этих проблем я пока не вижу особых перспектив в развитии отношений России с Европейским союзом как единой структурой», — подчеркнул Михеев. По его мнению, России следует делать ставку на развитие взаимодействия с конкретными западноевропейскими государствами.
Грядущий саммит будет первым после вступления в силу Лиссабонского договора (документ, заменивший конституцию ЕС и определивший руководящие органы ЕС). Это означает, что на саммите не будут присутствовать главы европейских государств: российское руководство будет вести переговоры только с высшим руководством Европейского союза.
* * *
Алексей Голубович: вывод капитала из России – беспрецедентное по своим размерам явление
Российская бизнес-элита не строит долгосрочных планов: подрастающее второе поколение собственников, приобщенное к западным ценностям, может направить унаследованный капитал за рубеж. Все это выяснили эксперты компании UBS и Campden Research, опросив 25 российских предпринимателей. Выяснилось также, что только треть бизнесменов надеются, что дети продолжат их дело. С комментариями для «Вести ФМ» — председатель совета директоров компании «Арбат капитал менеджмент» Голубович Алексей.
«Вести ФМ»: Алексей Дмитриевич. Здравствуйте!
Голубович: Здравствуйте!
«Вести ФМ»: Вы согласны с этими оценками, которые привели ваши коллеги из компании UBS и Campden Research?
Голубович: Я не уверен, что это коллеги, потому что я на это смотрю с точки зрения управления активами. На мой взгляд, в общем-то, это очень точные выводы. Не очень, может быть, репрезентативные выборки, всего 25 человек, но, действительно, когда разговариваешь или просто анализируешь деятельность людей — у кого 100, 200, 300 миллионов долларов активов — это именно так, как пишетUBS.
«Вести ФМ»: А в чем причины?
Голубович: Я думаю, что есть совокупность причин, начиная от 7 причин неуверенности в защищенности бизнеса и заканчивая тем, что наша культура в каком-то смысле ближе к американской. У нас действительно не принято (еще с советских времен) навязывать детям продолжение своего дела. И большинство людей, которых я знаю, скажем так, за исключением представителей кавказских или каких-то еще азиатский народов, живущих в России, они совершенно не хотят заставить ребенка заниматься его фабрикой, банком или чем-то еще.
«Вести ФМ»: В этом же исследовании говорится, что многие дети нынешних олигархов учатся в Европе, а там есть вот эта традиция семейного бизнеса. Может быть, как раз то, что они впитывают какие-то европейские ценности, и подтолкнет унаследовать дело отца?
Голубович: Абсолютно ничего не подтолкнет, потому что от того, что у меня ребенок учится в Великобритании, он не становится протестантом. Или, учась во Франции, не становится католиком. Корни идут именно от морали католической или протестантской вот этих всех семейных бизнесов и продолжения дела родителей.
«Вести ФМ»: А будет ли такой глобальный передел сфер влияния, если в определенный момент вся нынешняя бизнес-элита свернет свои дела или передаст детям капитал? Дети это выведут все за рубеж, как прогнозируют эксперты, или оставят в России?
Голубович: Вообще вывод капитала за рубеж в России – это беспрецедентное по своим размерам и доли в ВВП явление. То есть его можно сравнить только с выводом капитала из стран типа Заира, Нигерии , Филиппин времен Маркеса. Действительно, это проблема. И с чем это связано, можно очень долго объяснять и обсуждать, но этот капитал довольно мобилен. Он также может вернуться. То есть те пару триллионов долларов, которые в постсоветские времена были выведены, возможно, что сейчас пятая часть из них находится на российских финансовых рынках, а может оказаться половина, вряд ли больше. И эти деньги, конечно, могут вернуться тогда, когда люди, которые ими управляют, ими владеют, примут решение, что для этих денег гораздо лучшие условия в России, чем просто в швейцарских, американских или австрийских банках, где эти деньги сейчас находятся.
«Вести ФМ»: То есть вы считаете, что вот это второе поколение бизнес-элиты, которое придет на смену, тоже будет совершенно свободно этим капиталом орудовать и в Россию его и выводить не будет?
Голубович: По мере демократизации общества и улучшения работы всей судебной системы, конечно, деньги будут возвращаться. Потому что применить этот капитал успешно люди, выросшие в нашей стране, неважно даже, если получившие образование в Англии, они вряд ли могут в какой-то другой стране. Что-то можно применить в Израиле, что-то можно применить где-то в странах континентальной Европы. В Англии вы на свои капиталы особенно ничего не заработаете, в Азию никто не сунется, а альтернатива – это ехать в Америку и вкладывать там на очень конкурентном рынке, но при этом платить огромные налоги, что тоже здравомыслящие российские граждане никогда делать не будут. Поэтому этим деньгам все равно место либо в континентальной Европе, если в Россию страшно, либо в России, если в континентальной Европе кризис.