О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу «Особое мнение». Хочу спросить именно у вас, расскажите вообще, что это за история с Малхазом Гулашвили, который в конце концов оказался сейчас в сети?
М.ШЕВЧЕНКО: Это история, которая очень явственно характеризует ту ситуацию, которая сложилась в Грузии. Малхаз Гулашвили не православный радикал, как его называют, ну, все грузинские СМИ и некоторые российские СМИ, в первые дни перепечатывали просто без какого-либо анализа сообщения саакашвиливских пропагандистских структур. Газета.РУ, например, Лента.РУ перепечатали и так далее. А он является главой холдинга «Джорджиан Таймс», очень крупного, в который входит несколько изданий, которые выпускает газета на грузинском, на русском и на английском языках. Он встречался с Дмитрием Медведевым, когда был медиафорум в России. Помните? Это именно он беседовал с президентом России и подарил ему свою книгу. Малхаз создал народно-православный союз, движение, в которое вошли не радикалы, как говорят, а, допустим, Сосо Джачвлиани, один из таких, лучших сегодняшних грузинских режиссеров и руководитель «Грузия-фильм». Еще ряд очень заметных деятелей культуры Грузии.
Их конфликт с властью был спровоцировал следующим образом. Дело в том, что одним из главных общественных институтов власти является так называемый Институт свободы, в котором учились практически все саакашвиливские птенцы сегодняшние – члены его этого политического бомонда. Это соросовская структура. Этот Институт свободы выпустил книгу в Грузии. Книгу, которая в самом мягком переводе на русский, называется «Тайная сходка». Это была книга о христианских мотивах. Тайная сходка – Тайная вечера, понимаете аналогию? Там было еще грубое выражение.
В этой книге автор допустил такую мысль: уж лучше бы богородица сделала аборт, проблем было бы меньше. Это в Грузии, которую большинство грузин и весь мир православный считает вторым уделом божьей матери, для которой православие является сутью самосознания. Православные студенты...
О.БЫЧКОВА: Даже не повторяйте всякие гадости.
М.ШЕВЧЕНКО: Нет, эта книга – она просто... Я хочу опубликовать в России выдержки из нее, чтобы просто понимали, что навязывают православному грузинскому народу. Я хочу, чтобы не только православные – католики, протестанты, мусульмане России, да и многие другие понимали просто, о чем идет речь, и какие ценности навязывают православной Грузии, обители святой Нины и стране, наполненной бесконечным количеством православных святынь.
О.БЫЧКОВА: Давайте мы вернемся к конкретному человеку.
М.ШЕВЧЕНКО: А это имеет отношение, поскольку они, возмущенные люди пришли к университету Ильи Чавчавадзе, в стенах которого была презентация этой книги. Пришли православные студенты, в числе которых был и старший сын Малхаза Дэви. И они устроили демонстрацию протеста. Их стали обвинять в том, что они противостоят, как выражаются саакашвиливские пропагандисты, дискуссии о свободе слова, о свободе религии и о свободе выбора. Что Грузия, мол, должна идти – я это прочитал своими глазами, я, вот, если бы не читал, я бы не поверил – они говорят, что Грузии необходимо преодолеть рационалистский дискурс православный, что Грузии пора стать либеральной европейской страной и пора принять закон о сексуальных меньшинствах в Грузии. Что хватит стать отсталыми, что без этого Грузия не сможет двинуться вперед.
Это, естественно, вызвало чудовищное возмущение. И во время прямого эфира на канале «Кавкасия», где было обсуждение этой книги, была спровоцирована драка, ну, скандал в студии просто. Мгновенно ведомство Вано Мирабишвили завело уголовное дело против нескольких членов народно-православного союза Грузии и против Малхаза.
Но дело не в уголовном деле. Дело в том, что 4 переодетых агента Вано Мирабишвили МВД втолкнули его сына в машину и сказали ему, что «если твой отец не прекратит политическую деятельность, мы тебя изнасилуем». Жене Малхаза сказали то же самое: «Если твой муж не прекратит, - она тоже очень известный журналист, Нана, - если твой муж не прекратит заниматься политикой, мы твоих сыновей изнасилуем».
Вообще, в Грузии, которая, к сожалению, демонстрировала нам воровские обычаи на протяжении последних многих лет, хотя, у воров такие вещи не принято делать – вот так вот просто, там по беспределу. Но в грузинской политике этот прием вполне реален.
О.БЫЧКОВА: Не углубляйтесь.
М.ШЕВЧЕНКО: Я не хочу называть имена людей.
О.БЫЧКОВА: Не углубляйтесь. Хорошо, дальше.
М.ШЕВЧЕНКО: Я не хочу углубляться, но поверьте, что это реально используется в современной Грузии. После таких угроз Малхаз, который не боится никаких уголовных преследований по отношению к себе, но прекрасно знает, на что способны саакашвиливские псы, взял своего сына и бежал с ним в Хевсуретию, откуда он сам родом, в свое родовое село. Поняв, что и там не будет защиты (потому что у мальчика не оказалось паспорта, паспорт просрочен был для перехода границы), он переехал в Южную Осетию, которая является территорией Грузии с точки зрения грузинского правительства. Осетины его приняли, тем более, что Малхаз является сопредседателем комиссии по общественному диалогу на Кавказе. Мы неоднократно вместе с ним...
О.БЫЧКОВА: Он теперь обратился к президенту Медведеву?
М.ШЕВЧЕНКО: Нет, он не обращался ни к кому. Это все ложь, которая исходит из Грузии. Малхаз ни к кому не обращался, он проводит встречи с югоосетинскими, не знаю, партнерами по диалогу. Он работает над тем, чтобы ненависти между грузинами и осетинами не было. Он заявляет, что он прекрасно понимает, что этот конфликт, в том числе 2008 года, был вопреки интересам грузинского и осетинского народа. Мне кажется, то, что он делает сейчас, это, на самом деле, есть подлинное залечивание ран войны. Потому что как, вот, осетины его приняли и как ведется диалог в этой ситуации, это просто огромная победа. Хотя, ситуация очень тяжелая.
Но меня больше всего поразила реакция грузинской общественности либеральной на дискуссию вокруг этой книги и на все то, что произошло. Если в Грузии... Я не считаю, что это дело только Грузии. В советское время грузинские старцы, которые были в горах, там, Сванетии, они считались и продолжают считаться святыми праведниками. И для русской церкви тоже имеют огромное значение.
Я еще раз говорю, я обращаюсь сейчас ко всем христианам России – и не только России, Украины, может быть, к мусульманам, для которых дева Мария и Иисус тоже имеют значение – изучить внимательно этот вопрос и высказать свое мнение по этой проблеме. Поскольку это не только травля одного Малхаза – это попытка изменения цивилизационной, культурной и религиозной сути Грузии. Это уже не конфликт между Москвой и Саакашвили, знаете ли.
О.БЫЧКОВА: Ну, не знаю. Только нам еще религиозных войн тут не хватало, честно говоря, для полного счастья.
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, не мы их развязываем. Не мы пытаемся навязать Грузии закон о секс-меньшинствах и проведение гей-парада. И после этого Саакашвили заявляет, что он является политическим лидером Кавказа. Пусть он Нальчику, Грозному и Махачкале объяснит, как он хочет проводить гей-парад в Тбилиси и закон о секс-меньшинствах. И какие-то такие европейские либеральные ценности.
О.БЫЧКОВА: Ну, плохо, кстати говоря, что все, что вы называете европейскими либеральными ценностями, нельзя объяснить гражданам РФ, не важно, кто бы этим занимался.
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, я надеюсь, они такие гадости слушать не будут. Приличные люди такие мерзости не слушают. Хватит нам уже Франции, где женщинам запретили носить религиозную одежду. Этот опыт, я думаю, очень внимательно в России изучен, услышан и будут сделаны выводы. Из того, куда идет Европа.
ესღა გვაკლდა რა