Зачем нужна новая приватизация? Три версии
Михаил Леонидович Хазин
Российский экономист, публицист, политолог
Тема приватизации в последнее время вновь стала актуальной: власти грозятся приватизировать пакеты крупных российских инфраструктурных компаний типа «РЖД» и Росгидро, а также еще большее количество госпакетов. Естественно, возникает вопрос: зачем они это делают?
Первую версию выдвинули сами власти: мол, бюджет – временно дефицитный, а значит, нужно какое-то количество денег для покрытия социальных расходов (ну не на зарплату же чиновников!). Тут есть сразу несколько вопросов. Во-первых, временность. Если бы дефицит был действительно временным, то приватизация (тоже одноразовое мероприятие), может, и имела бы смысл. Но поскольку кризис прекращаться не собирается, то и дефицит будет долговременным, а значит, все равно придется придумывать экономические механизмы его преодоления. Ну а если все равно их придется придумывать, то почему бы не начать это делать сразу, а не после того, как приватизация пройдет, и в какой-то момент власти «неожиданно» обнаружат, что доходы бюджета все равно не покрывают расходы?
Во-вторых, цена вопроса. Это только некоторые наивные «чукотские девушки» думают, что приватизация проходит бесплатно. На самом деле увеличивается (или появляется) доля частных инвесторов в капитале компаний, а значит, и их представителей в советах директоров приватизированных компаний. А эти представители будут, конечно, защищать интересы своих «патронов» в части их законного права на доходы – т. е. доля дивидендов с большой вероятностью вырастет, а также вырастет доля не совсем рыночных поставок от компаний, аффилированных с новыми членами советов директоров. И не нужно мне объяснять про «кристальную честность» западных бизнесменов: я все равно не поверю, что инвестор может покупать какой-то актив, не имея соображений по поводу того, какую прибыль он принесет.
В-третьих… В третьих, приватизация у нас ассоциируется с откровенным воровством. Причем воровством ненаказуемым, поскольку большая часть нынешнего экономического блока правительства как раз состоит из бывших «прихватизаторов» с соответствующей репутацией. Рассчитывать на то, что в такой ситуации все будет проходить бело и пушисто, могут только очень наивные люди, которых, как мне кажется, в нашей стране не осталось. А новый всплеск откровенного воровства не приведет к оздоровлению общества, тут уж к гадалке не ходи. Оно бы властям и ничего – но не в условиях кризиса…
Версия вторая связана как раз со спецификой нашей «прихватизации». Российская элита построена по феодальному принципу, т. е. состоит из отдельных кланов, которые основной доход получают от государства: вначале – от собственно приватизации, затем – от распила бюджетных и вообще государственных денег. Но в последнее время начались проблемы: денег стало явно не хватать. В результате выросли «откаты» и взятки (что даже отметили всякие полуофициальные наблюдатели), но этого все равно мало. И тут – такой шанс: отхватить еще не приватизированную госсобственность! Трудно удержаться. Отметим, что в пользу этой версии говорит то, что ряд экспертов отмечают заниженную первоначальную стоимость активов. Это естественно: кому нужно активы по реальной стоимости? Их и на бирже можно приобрести…
Третья версия – уже более сложная. Она связана с иностранными участниками процессов, как чисто коммерческими, так и политическими. Первые были бы не прочь получить дешевые активы, и будут активно «наезжать» на российские власти (в т. ч. под угрозой скандалов) с требованием допустить до конкурсов «иностранных инвесторов» и проводить эти самые конкурсы максимально «честно» (т. е. включить в число заранее определенных победителей некоторое количество иностранных участников).
Вторые заинтересованы в усилении противоречий в российской элите, росте ее коррупционности. Напомним, что российская коррупция во многом была организована и поддержана как раз американскими советниками российских «либерал-реформаторов», а уж приватизационные схемы почти все писались в рамках печально знаменитого Российского центра приватизации под руководством Максима Бойко (который даже успел в 1997 году полтора месяца побыть вице-премьером и министром госимущества) на американские деньги. Недаром крупные западные структуры уже одобрили саму идею новой волны приватизации.
Есть, разумеется, и другие версии. Но излагать их пока рано, тем более что они играют явно более подчиненную роль, чем три изложенные выше. В любом случае, результаты мы увидим, хотя, скорее всего, они будут печальными.
Источник: KMnews
ველოდებით ბაბუა ელცინის დროს
* * *
Нашу державу стремительно «подгоняют» под стандарты умирающей Европы 08:30, 31 июля 2010 г. (сегодня)
Сегодня Россию не только никто не развивает, но уже и не управляет страной. Мы оцениваем сегодняшнее состояние дел в России как нарастание классической «революционной ситуации», т. е. когда «верхи» не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому.
Все отягчается тем, что сегодня:
«Верхи» уже и не хотят управлять национальным бытием вообще и только довольствуются возможностью безнаказанного воровства национального достояния, и озабочены только и исключительно вопросом своей вечности у власти;
«Низы» не знают, чего хотят и что делать, чтобы жить по-новому, т. е. по справедливости. Народ устал от того, что его считают быдлом, ни во что не ставят, но при этом кормятся за его счет.
Вот почему я полагаю, что российское общество все больше приближается к тому состоянию, которое не может не вылиться в классический русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», в котором виноватыми окажутся те, кто хоть чего-то добился в жизни, и никакая личная охрана или особняк не спасут. Если все будет продолжаться идти так, как идет, то огромная масса самых преданных государству членов нашего общества, все еще рассчитывающих на порядочность государства и его помощь, может окончательно разувериться в существующей власти и перейти к активным действиям уже в течение ближайших трех лет.
При этом представляется очевидным, что ни одна силовая структура, которой по Конституции и положению вменяется в обязанность «защита конституционного строя», ничего для защиты существующей власти предпринимать не будет. Другими словами, будет «как всегда», т. е. силовики промолчат и примкнут к победителю. Вспомним 1991 год в Москве, или другие «цветные революции» в Киргизии, Киеве или Тбилиси.
Но поскольку такой бунт отбросит страну в никуда, или в новый «каменный век», который быстро закончится разделом страны на оккупационные зоны, в которые с целью «восстановления демократии и порядка, а также безопасности ядерных и ресурсных объектов, имеющих международное значение» войдут войска «демократических миротворцев» (хотя, быть может, в этом и есть суть деятельности наших либералов), то его, безусловно, нужно избежать, как бы ни толкала на него наш народ наша же государственная власть.
Нам представляется, что власть все же подспудно понимает это, но уже ни на что серьезное не способна, т. к. она, в результате целенаправленного негативного отбора, наполнена исключительно «лояльными» непрофессионалами, которые появляются у власти планово и автоматически, и которые не способны ни на какое конструктивное действие во имя сохранения нации, ни даже на любой позитивный управляющий импульс, т. к. пришли во власть для «кормления». При этом очевидно, что власть не может подготовить и представить нации адекватный критической ситуации экономический или политический план, стратегию или ответ, поэтому она продолжает цепляться за либерализм, возрождает «страсти по Гайдару», финансирует всеобъемлющие либеральные утопии.
Главный проект власти – либеральный проект «Россия в XXI веке: образ желаемого завтра» (его недавно представил институт Гонтмахера ИНСОР), является, по существу, проектом самого Дмитрия Медведева, основан на идеях и лозунгах неолиберализма, т. е. того самого порочного направления политической мысли, которая и привела Россию к распаду и разорению. К сожалению, по большому счету, ни одна из существующих политических партий этому проекту не противостоит: ни «Единая Россия» (которая просто исполняет то, что говорит власть), ни «Справедливая Россия», ни даже КПРФ, и уж тем более не Жириновский.
Нам представляется, что наша политическая элита уже приняла решение о том, что Россия является «частью европейской цивилизации», и стремительно «подгоняет» нашу державу под стандарты умирающей Европы, притом, что это касается не только экономики, культуры, образования и здравоохранения, но и всей сферы национальной безопасности. Вот почему в России уже практически нет армии: ее военное образование и профессиональная корпоративность офицерского корпуса уничтожены, с этой же целью уничтожена национальная суворовская военная школа.
http://a-vladimirov.vkrugudruzei.ru/blog//აუუუ, ჩვენ სიტუაციას რაღაცით არ გაგონებთ?