Россия сгорела, или Конец экономики РОЗ, часть третья 7 августа 2010 в 4:06 Автор Станислав БелковскийИсточник gzt Опубликовал antiput111 3864 просмотра 144 комментария
Новость на Newsland: Россия сгорела, или Конец экономики РОЗ, часть третья
Экономика РОЗ, царящая ныне в России, отличается одним важным свойством. Она воспроизводит только системы и структуры (государственные и негосударственные) с высоким уровнем коррупции. Все остальное она отсекает за ненадобностью. Отрасли и предприятия с низкой коррупционной емкостью в условиях экономики РОЗ постепенно атрофируются и исчезают. Самый наглядный пример — страшные пожары, охватившие страну.
Вдруг мы узнали, что в современной России практически отсутствует система предупреждения и тушения пожаров. Она исчезла. Подобно тому, как подводная лодка «Курск» — утонула. А почему исчезла? Потому что противопожарная система не генерировала должных коррупционных мотивов и стимулов.
Трудно получить взятку с несчастного погорельца. Еще сложнее— потребовать откат с молчаливого русского леса, дремучего, как вся наша история. Этот лес будет гореть с последним достоинством, не предполагающим коррупционных взаимоотношений с некогда вышедшими из его чрева людьми.
Что мы еще познали о русском пожаротушении за последние недели и дни? Что в соответствии с новым Лесным кодексом, принятым в 2006 году, государственная лесная охрана была ликвидирована за ненадобностью.
Бремя предотвращения и тушения лесных пожаров возложено на арендаторов леса. Отчего? Оттого, что в условиях экономики РОЗ арендаторы леса хотели вести себя практически как его частные собственники. Вытворять с лесом все, что угодно. Все, что приносит деньги и удовольствия.
Старая система имени дедушки-лесника этому мешала. Вот ее и упразднили. В результате стало невозможно самое главное— раннее предупреждение пожаров и оповещение о них.
Уничтожили также федеральную авиалесоохрану. Последние жизнеспособные ее куски передали в Европейскую авиаэскадрилью, которая занимается тушением лесных пожаров в Европе (Италии, Греции, бывшей Югославии). Зачем так сделали? Затем, что европейцы хорошо платят российскому МЧС им. С.К. Шойгу за участие всяческих наших спасателей и тушителей в их европейских делах.
А деньги перечисляются… перечисляются… в общем, перечисляются в изящные оффшоры, и никто, кроме особо чрезвычайных лиц из руководства соответствующего министерства, не знает ни сумм, ни направлений их употребления. Это же гораздо выгоднее, чем горбатиться на пожаре в неплатежеспособном русском лесу.
Одно из важнейших правил экономики РОЗ: делать надо то и только то, что в данный момент времени финансово выгоднее. Независимо от общественных и государственных последствий.
Еще выяснилось, что МЧС, которому с 2001 года поручена борьба с пожарами, не располагает для этого ни техникой, ни технологиями. В распоряжении министерства есть всего четыре (четыре!) пожаротушительных самолета Бе-200.
Производство этих машин на Иркутском авиазаводе закончилось, а на Таганрогском— еще не думало начинаться. В результате новые Бе-200 МЧС сможет получить не раньше 2012 года. (А в наших условиях «не раньше» почти всегда означает «позже»). Следовательно, если нам сказали, что два самолета Бе-200 были задействованы для предотвращения пожара в Ядерном центре в Сарове, то на всю прочую страну в этот момент оставалось еще только два самолета.
МЧС за все свои противопожарные годы проявило нулевой интерес к российским научно-техническим разработкам по части пожаротушения. Например, к огнегасящей бомбе АСП-500, которая одна способна потушить сильное пламя на площади в 1 000 кв. м.
И к методу пермского профессора Владимира Сретенского, который еще в 1990 году, при советской власти, запатентовал технологию эффективного малозатратного тушения торфяных пожаров. В центре технологии Сретенского находится один обычный отечественный бульдозер, каких у нас в России— в избытке.
Очевидно, коррупционная емкость внедрения таких разработок оказалась явно недостаточной, чтобы привлечь внимание экономики РОЗ.
Не стали российские госпожарные читать и доклад Института прикладной математики им. Келдыша РАН, где предсказывалось, что первое же засушливое лето ввергнет страну в пожарный коллапс. Не до того было.
Зато— самый примитивный визит на официальный сайт госзакупок позволяет узнать, что МЧС в последнее время увлекалось закупками представительских и полупредставительских автомобилей.
Например, для пожарной охраны Нижнего Новгорода был куплен Toyota Land Cruiser за 2,2 млн рублей. Еще одним развлечением эмчээсников были всевозможные исследовательские-маркетинговые-мониторинговые работы. Это один из излюбленных каналов распила и отката в условиях экономики РОЗ.
В 2009 году они потратили почти 2,5 млн рублей на «исследование современныхотечественных и зарубежных образцов техники и технологий в области обеспечения комплексной безопасности для формирования экспозиции МЧС РФ в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности— 2009». Вы поняли, о чем это?
Еще было освоено 7 млн рублей на проведение «мониторинга социальной эффективности реализации мероприятий Программы, разработку по повышению их социальной эффективности и специализированного сборника о результатах реализации». О какой Программе— партийной ли, телевизионной ли— идёт речь, вообще неясно. Зато ясно, что в 2010 году на эти же нужды будет потрачено втрое больше, т.е. 21 млн рублей.
А порядка 230 млн рублей МЧС планирует потратить в текущем году на совершенствование общероссийской системы информирования населения. Эти расходы, впрочем, вполне оправданы— история с пожарами показала, что на сегодняшний день никакой системы информирования почти вовсе нет. И куда улетучились 225 млн рублей, выделенных на это дело в прошлом году, понятно не до конца.
Хотя— станем жалеть погорельцев, настоящих и будущих, но не МЧС. Всероссийский пожар поспособствует этому ведомству много к украшенью. Сейчас, когда точно известно, что система борьбы с пожарами в России отсутствует, скорее всего, сработает стандартная для экономики РОЗ реакция: если где-то что не работает, это что-то надо залить огромными государственными деньгами. Чтобы всем хватило.
Близок тот день, когда, прорвавшись сквозь невыносимую дымку нашего федерального смога (помните сбывшийся пошловатый анекдот:— Как там в Лондоне?— В Лондоне смог.— Лучше б ты дома смог!) и изблевав изо рта остатки пожарной серы, руководство МЧС РФ напишет письмо в правительство РФ с призывом-требованием экстренно выделить 100 млрд рублей на создание ультрасовременной системы профилактики пожаров и ликвидации их последствий. Можно и по частям, но надо сразу.
Параллельно МВД РФ обратится в правительство РФ с точно такой же просьбой. Про 100 млрд рублей. Указав, что МЧС борьбу с пожарами уже безнадежно профукало, а значит, ультрасовременный центр огнеборья (УЦО) должен создаваться по ведомству внутренних дел.
И госкорпорация в форме некоммерческой организации «Российские технологии» им. С. В. Чемезова обратится с такой просьбой. 100 млрд рублей. Поскольку все ультрасовременные технологии пожароборьбы сосредоточены на предприятиях этой госкорпорации. А значит, и УЦО надо сформировать в ее рамках.
И открытое акционерное общество нефтегазовая компания TНК-BP обратится в правительство РФ. За 100 млрд рублей. Потому что только компания BP располагает уникальным опытом тушения пожаров. На нефтяной платформе, в Мексиканском заливе. И если эти технологии перенести на русскую почву, пожаров в РФ больше не будет. Никогда. Следовательно, УЦО должен быть акционерным и под управлением ТНК-ВР.
Если бы нечто подобное случилось в эпоху расцвета экономики РОЗ, то дальше события развивались бы примерно так. Дали бы из бюджета не 100, а 75 млрд рублей. Из них 25 млрд рублей украли бы, а за 50 млрд построили некий УЦО. С той или иной степенью эффективности.
Но сейчас, на финише экономики РОЗ, все будет не так. Выделят не запрошенные 100, а больше— типа 137 млрд рублей. Так как в процессе рассмотрения вопроса в правительстве-Кремле появятся новые интересанты, которым тоже надо. Затем— 117 млрд рублей украдут. А за 20 млрд построят центральный офис УЦО и проведут его презентацию.
А дальше— гори оно все синим пламенем.
Но, как говорила Анна Андреевна Ахматова, не будем терять отчаянья.
Ведь еще 10 млрд рублей из федерального бюджета будет выделено на обеспечение молитвенных мероприятий с целью предотвращения пожаров и ниспослания дождей. Получит эти средства независимый консорциум в составе: общественная религиозная организация «Русская Православная Церковь Московского Патриархата» и индивидуальный предприниматель Михалков Н.С.
Основные направления расходования средств (10 млрд рублей):
* 2,8 млрд. рублей— издание специального противопожарного молитвенника для всех россиян; тираж— 280 млн экз., по два экз. на голову россиянина— если один молитвенник сгорит при пожаре, второй должен уцелеть;
* 2,8 млрд рублей— молитвенные услуги РПЦ МП (20 рублей за душу каждого россиянина);
* 1,4 млрд рублей— молитвенные услуги Михалкова Н.С. (10 рублей за душу каждого россиянина, практически демпинг);
* 3 млрд рублей— организация всероссийского православного байк-трайк-шоу «Ангелы ада против огня»; фронтмен шоу— председатель правительства РФ В.В. Путин (по согласованию).
Помолимся. Другого выхода (из экономики РОЗ) все равно уже нет.
http://newsland.ru/News/Detail/id/542407/cat/42/მაგარი სტატიაა ბელკოვსკის
* * *
В России растет негодование несостоятельностью власти
6 августа 2010 в 19:27 Автор Анн-Дорит БойИсточник inosmi Опубликовал AlexGa 8281 просмотр 268 комментариев
Новость на Newsland: В России растет негодование несостоятельностью власти
В России растет негодование из-за несостоятельности власти и роста количества смертей.
Сотни лесных пожаров не поддаются контролю, в опасности оказались нефтеперерабатывающие заводы, а Москву поглотил густой смог. В России общенациональная катастрофа – и отчасти в этом виноваты власти. Пожарные части в стране недоукомплектованы и плохо оснащены, а служба лесного хозяйства фактически ликвидирована.
Ночью ветер был благоприятный. К утру четверга густой едкий дым в центре российской столицы рассеялся – но ненамного. "Смотрите, даже небо видно!" – обрадовалась продавщица газет Наташа Иванова. За день до этого видимость возле ее киоска у метро "Павелецкая" не превышала 100 метров.
Столичные высотки оставались в густой пелене смога, а вдоль по улицам гулял горячий ветер. Зная, что в любой момент на Москву может опуститься новое облако дыма от пожаров, Наташа надела защитную маску, купленную в местном супермаркете. Она теперь постоянно носит такие маски в сумочке. Пожары вокруг столицы и на значительной части территории России так и не удалось пока взять под контроль.
В среду дым, образовавшийся от огромных лесных пожаров, которые охватили страну, добрался до столицы. Десятимиллионный город окутала пелена белого дыма. Это был самый сильный смог в городе за несколько десятилетий. Он просочился даже на станции метро, находящиеся глубоко под землей. Выходящая большим тиражом газета "Комсомольская правда" описывала апокалиптические сцены, напоминающие фильмы ужасов.
Мокрая одежда и настой ромашки
Люди прижимали к носу и рту маски и влажную одежду, хотя это не спасало их от ядовитого воздуха. Врачи предупредили, что загрязнение воздуха в 10 раз выше нормы. А концентрация токсичного угарного газа достигла такого уровня, что это опасно даже для здоровых людей.
Органы здравоохранения призвали москвичей не выходить из дому и промывать слезящиеся от дыма глаза настоем ромашки. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко порекомендовал работодателям по мере возможности отпускать сотрудников с работы домой.
Но продавщице газет Наташе такая рекомендация не очень-то помогла. Этой рыжеволосой женщине, которой за тридцать, приходится работать даже в пелене густого смога. Если она не будет работать, то не сможет платить за квартиру. Наташа прочитала объявление, что в течение нескольких часов человек в такой обстановке вдыхает такое количество токсинов, какое содержится в двух пачках сигарет. "Это ужасно, - вздыхает женщина, - но от этого никуда не денешься".
Почти десять дней пожары бушуют на значительной части территории России. Особенно тяжелая ситуация складывается в подмосковном регионе, где горят высохшие торфяники. Сдерживать огонь становится все труднее, практически это невозможно.
В среду вечером огнем было охвачено 172 000 гектаров. К утру четверга власти объявили, что площадь возгораний увеличилась до 190 000 гектаров. По официальным данным, погибло 50 человек, и по крайней мере, 500 человек получили ожоги. В семи российских регионах введено чрезвычайное положение, и с огнем борется сейчас более 200 000 человек. Большинство из них добровольцы, работающие бок о бок с несколькими тысячами пожарных и 10 000 солдат. При помощи тяжелой техники они роют в земле большие канавы в попытке остановить наступающий огонь.
Под угрозой нефтеперерабатывающие предприятия
Российское правительство смогло объявить в среду, что ядерному исследовательскому центру в городе Сарове, находящемся в 400 километрах к востоку от Москвы, уже ничто не угрожает. Огонь подошел на расстояние 4000 метров к этому комплексу, где до сих пор создается российский ядерный арсенал.
Возглавляющий государственное ядерное агентство "Росатом" Сергей Кириенко сказал, что все взрывчатые и радиоактивные вещества вывезены, и что опасности ядерной аварии нет. Однако около 90 нефтеперерабатывающих предприятий по-прежнему под угрозой, и ни на одном из них нет автоматической системы пожаротушения. Для предотвращения катастрофы нефть с части предприятий придется как можно быстрее вывозить в другие места.
На протяжении нескольких дней власти не сообщали, насколько серьезной стала угроза пожаров. Москва только во вторник согласилась принять помощь из-за рубежа, когда туда прибыли пожарные самолеты из Азербайджана и Украины. В среду свою авиацию прислала Италия. Причиной пожаров стала сильная жара, которая стоит этим летом в России. С начала июля температура стабильно превышает 30 градусов Цельсия, а шансов на похолодание в ближайшее время нет никаких.
Но и российские власти также несут, по крайней мере, часть ответственности за то, что допустили столь быстрое распространение пожаров. Во время нахождения Владимира Путина на посту президента служба лесного хозяйства была практически ликвидирована. 70 000 лесников, которые могли регистрировать пожары и даже тушить их, были уволены.
А инфраструктура пожаротушения находится в страшном запустении. На всю страну приходится всего 22 000 профессиональных пожарных. В Германии, которая гораздо меньше России, их более 27 000. Кроме того, в России нет ничего похожего на систему добровольных пожарных, которая существует в Германии и объединяет в своих рядах 1 миллион человек. Кроме того, пожарные машины и техника в России зачастую устаревшие. Многим жителям российской глубинки самим приходится защищать свои деревни и дома от огня, и действуют они порой голыми руками.
Компенсации и увольнения
Премьер-министр Путин сумел сполна ощутить то чувство гнева, которое испытывают отчаявшиеся жертвы пожара, когда он на прошлой неделе посетил небольшой промышленный город Выксу. Разъяренная толпа окружила его и начала кричать, взывая о помощи. Путин пообещал, что их дома будут восстановлены в кратчайшие сроки. Позднее он заявил, что будет лично контролировать ход строительных работ по системе видеонаблюдения.
Премьер-министр в попытке успокоить разгневанный народ также пообещал выплатить компенсации. Родственники погибших получат около 33 000 евро, а те, кто потерял крышу над головой – около 5000 евро. В связи с прозвучавшими обещаниями о выплате компенсаций некоторые российские СМИ начали предупреждать, что люди могут сами начать поджигать свои дома, чтобы получить деньги.
А президент Дмитрий Медведев, тем временем, продемонстрировал типично русскую привычку и начал искать виновных. Он уже отправил в отставку ряд крупных военачальников, включая командующего авиацией ВМФ и по меньшей мере семерых офицеров за, как он выразился, преступную халатность. Произошло это после того, как огнем была уничтожена военная база. По сообщениям российских СМИ, в огне на тыловой базе флота в Коломне, находящейся в ста километрах к юго-востоку от Москвы, сгорело 200 вертолетов и самолетов.
Прокуратура уже возбудила несколько дел о халатности в ряде регионов. Интернет-газета Gazeta.ru, которая обычно критически настроена по отношению к властям, весьма язвительно прокомментировала эту деятельность. "Если все пойдет в обычных российских традициях, то можно быть уверенным, что руководство государства ни за что не ответит".
http://newsland.ru/News/Detail/id/542279/cat/42/