Наиболее резонансным стал демографический аспект послания президента»
Михаил Ремизов
Политолог
В преддверии оглашения президентом своего очередного послания к Федеральному Собранию РФ в некоторых СМИ появилась информация о том, что это будет социально-ориентированное выступление. И надо сказать, что в этом отношении ожидания общественности не были обмануты. Послание Дмитрия Медведева действительно было выстроено вокруг социально значимых тем. Это заметно отличало его как от предыдущей аналогичной речи президента, которая носила в основном экономико-технологический характер, так и от самого первого выступления Дмитрия Медведева в качестве президента, когда были оглашены новации, касающиеся политической системы.
Президент не хочет раньше времени политизировать обстановку
Социальную ориентированность послания я связываю со стремлением президента не политизировать раньше времени обстановку в истеблишменте. Или, скажем так, не политизировать президентскую повестку. Потому что до выборов (как главы государства, так и думских) еще достаточно много времени. Мобилизация групп поддержки среди элит и в обществе пока еще преждевременна. По этой причине, как мне представляется, выступление президента в большей степени было «рабочим» посланием. Неслучайно значительная часть озвученных решений касалась отладки уже существующей законодательной базы и административного процесса, а не каких-то радикальных новаций.
В плане тематических векторов выступления Дмитрия Медведева я бы выделил вопросы региональной политики. В частности, прозвучала важная мысль о том, что необходимо изменять пропорции между бюджетами разных уровней (региональными и муниципальными). За счет перераспределения налоговой базы в пользу регионов. В таком случае последние смогут стать полноценными субъектами стратегии развития РФ на региональном уровне, а также ответственными субъектами в социальной сфере. Президент справедливо отметил, что в последние годы обязательства субъектов РФ росли, а их налоговая база при этом сокращалась. И эту вопиющую диспропорцию, безусловно, необходимо было ликвидировать.
В этом же контексте находится призыв к губернаторам быть активными субъектами разработки региональных стратегий развития. В этой связи ключевым индикатором эффективности стратегии было названо создание новых рабочих мест в регионе в производительном секторе экономики. Это та точка, в которой модернизационные устремления президента смыкаются с социальными запросами большинства населения. Потому что количество и качество рабочих мест в российских регионах — это одна из самых важных и болезненных проблем российского общества. На мой взгляд, достаточно странно, что до сей поры данный индикатор не числился среди приоритетных, хотя об этом всегда говорили эксперты. В целом в выступлении Дмитрия Медведева просматривалась установка на то, что региональные власти должны больше брать на себя инициативу по выработке стратегии развития. И это вполне резонно, потому что регионы РФ очень разные. Соответственно, их стратегии экономического и социального развития должны быть дифференцированы.
Поощрение рождаемости как таковой без отладки систем социализации бессмысленно
Наиболее резонансным стал демографический аспект послания президента. Здесь важно, что глава государства вычленил двуединую проблему. Она заключается в том, что детей нужно не только родить, но и правильно социализировать. Поощрение рождаемости как таковой без отладки систем социализации (институты, обеспечивающие здоровье, обучение и воспитание подрастающего поколения) бессмысленно. Сегодня возникает впечатление, что в нашей стране не просто рождается мало детей, но и общество не справляется с социализацией тех детей, которые родились, вследствие неблагополучного положения некоторых семей, низкого качества школы, а также деморализующего общество качества массовой культуры.
Президентом было сказано о том, что необходимо создавать культурные механизмы воспитания, а также культивацию в обществе атмосферы развития и прогресса. В этой связи Дмитрий Медведев говорил о книгах и фильмах, которые могут этому способствовать, а также о военно-патриотическом воспитании. Так что эта тема в целом прозвучала. Правда, без конкретных решений и достаточно лаконично. Несомненно, что массовая культура (телевидение и кинематограф) – это один из важнейших механизмов воспитания человека. И даже если мы будем поддерживать материально семью, реформировать школу, но останемся с существующим уровнем и качеством массовой культуры, то большой отдачи не получим.
Источник: KMnews
* * *
Россия, Санкт-Петербург
Документ:
http://www.rosbalt.ru/2010/12/01/796031.htmlДата: 2010-12-01 17:46:00+03
Гонка вооружений России не по карману
Первые лица России заговорили о новом витке гонки вооружений. Сначала в послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что не исключает такой возможности, если Москве и Вашингтону не удастся договориться по ПРО. «Или мы достигнем согласия о противоракетной обороне... или же, если нам не удастся выйти на конструктивные договоренности, начнется новый виток гонки вооружений», — подчеркнул российский президент.
А на следующий день премьер-министр Владимир Путин дал интервью телеканалу CNN, в котором пригрозил США серьезными последствиями, если не будет ратифицирован договор по СНВ. По его словам, тем самым Вашингтон заставит Москву наращивать ядерный потенциал. «Это не наш выбор. Мы этого не хотим, — сказал Путин в интервью Ларри Кингу. — Но это не в нашей власти. Мы просто говорим, что это то, что произойдет, если мы не согласимся на общее усилие в этой области».
Напомним, в декабре 2009 года закончился срок действия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Новый договор, подписанный 8 апреля нынешнего года, предполагает сокращение количества ядерных боезарядов и носителей практически вдвое по сравнению с нынешними показателями. Документ должен вступить в силу с момента обмена ратификационными грамотами и действовать десять лет. Но США с ратификацией затягивает. Правда, в середине ноября президент Барак Обама на переговорах с Дмитрием Медведевым пообещал добиться одобрения в Сенате договора об СНВ до конца 2010 года.
Впрочем, российские президент и премьер говорили о разных вещах. Путин — об СНВ, Медведев вернулся к теме ПРО, которую поднимал в конце ноября на встрече с лидерами НАТО в Лиссабоне. Тогда Медведев предложил объединить противоракетный щит, создаваемый 28 членами Альянса, с российской системой ПРО, и его предложение «не было услышано». При этом пражский договор никак не затрагивает вопросы ПРО.
Между тем, как отмечают эксперты электронного научного журнала «Россия и Америка в XXI веке», Вашингтон сделал упор на нестратегическую ПРО морского и наземного базирования (Patriot, Aegis, THAAD), которая пока не в состоянии перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), но способна обеспечить защиту от ракет средней и меньшей дальности. Напомним, Россия и США уничтожили свои наземные ракеты средней и меньшей дальности. Но такие ракеты есть у Ирана, Северной Кореи и ряда других государств в Азии.
К 2018 году Пентагон планирует начать развертывание третьей фазы ПРО с использованием ракет-перехватчиков SM-3 Block 2A, способных обеспечивать перехват ракет «промежуточной» дальности – до 5000 км. Предполагается, что такие ракеты будут размещены не только на Дальнем Востоке, но и в Европе.
И только на четвертом этапе — к 2020 году — планируется начать развертывание ракет SM-3 Block 2B, которые будут способны осуществлять заатмосферный перехват МБР. Договоренность о развертывании наземной базы SM-3 Block 2В в 2018 году подписана с Польшей. Однако эффективность такого перехвата еще под вопросом. «Реальность такова, что мы не в состоянии развернуть усовершенствованную ПРО, которая была бы способна нейтрализовать российский стратегический ядерный арсенал», — заявил недавно на слушаниях в Сенате заместитель министра обороны США Джим Миллер.
То есть реальное положение дел не так трагично, как можно подумать исходя из заявлений первых лиц России. При этом на 2011 год в бюджете запланирован 20%-ный номинальный рост расходов по разделу «Национальная оборона» в 2011 году (до 1 трлн 517 млрд 91 млн рублей, или 3,01% ВВП). Медведев в послании пообещал дополнительные ассигнования в 20 трлн рублей на 10 лет. Однако все равно военный бюджет США почти в 20 раз превосходит оборонные расходы России. И все дополнительные траты смогут сократить это отставание вдвое, но не ликвидировать его.
В то же время, при нынешнем положении дел, для России экономически обременительно даже элементарное соблюдение установленной Пражским договором планки в 700 единиц развернутых носителей. «Поскольку придется решить сложную двуединую задачу: выводя из боевого состава стратегических ядерных сил носители с истекающим эксплуатационным ресурсом (а число таких носителей составит несколько сотен), взамен вводить такое количество новых носителей, которое не только компенсировало бы потери, но и покрыло бы имеющуюся на сегодня дельту в 140 единиц от верхней планки в 700 единиц развернутых носителей», — отмечают эксперты журнала «Россия и Америка в XXI веке».
Более того, сразу после президентского послания министр финансов Алексей Кудрин был вынужден констатировать, что дополнительные 20 трлн «требуют дополнительной проработки в части источников финансирования». «Это будет дополнительной нагрузкой для экономики», — подчеркнул он. Проще говоря, Кудрин не знает, откуда взять эти 20 трлн.
«Реально гонка вооружений не по силам российскому бюджету, ведь государство уже много лет даже не в состоянии сделать серьезные шаги по переходу к профессиональной армии, качественному перевооружению, усилению боеготовности, — заявил «Росбалту» управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК) Моисей Фурщик. — Уже сейчас на национальную оборону запланировано более 1,5 трлн рублей из 10-триллионного бюджета. Дальнейший рост будет просто опасен для экономики. Для сравнения, на все проекты Инвестиционного фонда РФ предполагается потратить лишь немногим более 60 млрд рублей. А именно там и есть потенциал для развития».
Эксперты считают, что громкие заявления — всего лишь предвыборный пиар. «Я считаю, что этот пункт в послании главы государства носит скорее политический характер, нежели военно-стратегический, и является предвыборным жестом Медведева, призванным продемонстрировать его жесткость и волю», — заявил заместитель главного редактора журнала «Вооружение и экономика» профессор Сергей Викулов. «На мой взгляд, тема гонки вооружений – внутренний предвыборный пиар. Надо показать избирателю, что российское руководство играет на международной арене серьезные игры», — в свою очередь, отметил и Фурщик.
Лишним доказательством того, что заявления президента и премьера носят предвыборный характер, является их парность. Видимо, Путин не хотел дал Медведеву заработать на данной теме все предвыборные очки. И это понимают за океаном. «Я полагаю, что, по большому счету, НАТО и США вежливо проигнорируют предупреждение Медведева», — считает вице-президент Лексингтонского института в Арлингтоне, бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны США Дэниэл Гурэ.
«Американцам такие угрозы не страшны, — резюмируют в ФОК. — Их больше волнует возрастающая военная мощь Китая и угроза появления ядерного оружия у Ирана. Возможное увеличение военных расходов США лишь дополнительно простимулирует их экономику в краткосрочном режиме».
Игорь Чубаха
ხო წარმოგიდგენიათ როგორ გვჭირდება ეს გამალებული შეიარაღება? მიდით რესპუბლიკელებო, ვივა მაკკეინ!