აჩვევენ

Взрывоопасная жизнь
Утилизация боеприпасов на полигоне Верхний Адуй стала адом для местных жителей
Почти год на полигоне Верхний Адуй в Свердловской области производится утилизация снарядов и ракет, отслуживших свой срок. Несколько раз в день местные жители слышат взрывы. В домах дрожат люстры и посуда, горшки с цветами падают на пол, стены и потолки покрываются трещинами. Люди жалуются в разные инстанции, но взрывы по-прежнему гремят.
- Взрывают беспрестанно, дом раскалывается, всё в нём шевелится. С потолка обрушилась штукатурка. Правнук очень испугался, закричал: «Потолок рухнул!» Кошку чуть не убило. Штукатурка упала на пол, на кровать. По сей день не могу отойти от шока! – говорит 86-летняя жительница села Мостовского, ветеран труда, вдова ветерана войны Евдокия Первушина.
- Когда начинают взрывать, я уношу двухлетнюю дочь в другую комнату, там безопаснее. Трясётся всё вокруг – от пола до потолка! Уже полгода пишу в разные инстанции – результата никакого! – жалуется местная жительница Юлия Подольская.
В сельском клубе вынуждены были прекратить занятия с детьми, поскольку стены покрылись глубокими трещинами, а с потолка ежедневно осыпается штукатурка. До недавнего времени в клубе действовали хореографический коллектив и спортивная секция. Это единственное место, в котором сельские дети могли проводить досуг.
-
- Живём, словно во время войны, каждый день ожидая бомбёжки. Ущерб нам наносит армия нашей страны, разрушая то, что мы годами строили на свои символические заработки. Программа по утилизации боеприпасов рассчитана до 2015 года. За это время все дома здесь развалятся, - возмущается житель Мостовского Александр Минкин.
От взрывов пострадало и здание сельской администрации.
- От взрывной волны наклонилась оконная рама, пришлось прибить её большими гвоздями, - свидетельствует глава администрации села Мостовского Александра Яковлева.
Уничтожение боеприпасов в стране производится в соответствии с целевой Федеральной программой «Об организации уничтожения боеприпасов с истекшими сроками хранения с целью обеспечения безопасности военных объектов, населения, проживающего вблизи арсеналов, баз, складов боеприпасов». Российская армия должна ликвидировать 42 тысячи вагонов устаревшего вооружения. Среди них 30 тысяч вагонов ракет и боеприпасов, 10 тысяч вагонов устаревших образцов вооружения и боевой техники, в основном танков, боевых машин и бронетранспортеров, а также 2 тысячи вагонов стрелкового оружия. На сегодняшний день уничтожено около 40 тысяч тонн боеприпасов с истекшими сроками хранения. Это приблизительно половина запланированного. Большинство признанных непригодными боеприпасов изготовлено в 1950–1970-х годах.
Возмущаются действиями военных и жители города Верхняя Пышма.
- Несущие конструкции жилых домов вибрируют, а некоторые дома уже разрушаются, - утверждает жительница города Надежда Говоркова.
Глава городского округа Верхняя Пышма Надежда Мамаева свидетельствует: «Январь и февраль мы прожили относительно спокойно, а в марте количество взрывов увеличилось. В день взрываются от 10 до 35 снарядов в промежуток времени между 15-тью и 18-тью часами. Для ведения полноценного мониторинга ситуации необходимо установить датчики на полигоне за счёт министерства обороны России и ежедневно проводить замеры различных показателей. Имеется ещё одна опасность – приближение пожароопасного периода. В прошлом году к возгоранию в низине реки Адуй привело уничтожение боеприпасов».
Из военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа Надежде Мамаевой поступил ответ, в котором сказано, что «…шумовой эффект от ударной волны в несколько раз превышает допустимые значения». Но ситуация не изменилась.
- Отчего же в таком случае, на стенах домов появляются трещины, а с потолков осыпается штукатурка? – говорит жительница города Берёзовского Анна Федосеева. – Зимой у меня из окон весь утеплитель вывалился, треснуло стекло в форточке, в стене появилась трещина в два пальца.
Продавец одного из берёзовских магазинов рассказывает: «Холодильник с напитками танцует, если упадёт, то разобьёт два холодильника с полуфабрикатами и мороженым. А в Кедровке продавцы во время взрывов хватаются за прилавки.
- В скважинах ухудшилось качество воды, появилась глина. В старых домах осыпаются печные трубы, - поддерживает продавца местный житель Александр Ольхович.
Повреждения в Берёзовском появляются не только на старых домах, но и на недавно построенных коттеджах. В особняке Дмитрия Хлебникова появилась огромная трещина на весь потолок в одной из комнат, повредились несущие стены.
В отличие от жителей других страдающих населённых пунктов, берёзовцы не только слышат взрывы, но и наблюдают «чёрные грибы» и красное зарево.
Мы требуем прекратить войну с мирным населением и запретить утилизацию снарядов, которая вредит нашему здоровью и имуществу. Взрывы – это многие миллионы рублей, превращенные в ядовитые вещества, которыми нам приходится дышать. Мы намерены подключить СМИ, будем писать в центральные правительственные органы и поднимем всю общественность, если вы не прекратите эти разрушительные игры».
Действия военных при уничтожении устаревших боеприпасов вызвали возмущение и жителей других регионов страны.
Население города Кинеля и посёлка Рощинского Самарской области выражает недовольно тем, что из-за взрывов на Рощинском полигоне в жилых домах образуются трещины длиной два метра. Военные заявили, что работы ведутся на безопасном расстоянии от населённых пунктов.
Жители Чебаркульского района Челябинской области жалуются на колебания почвы. Сейсмологическая комиссия Института геофизики Уральского отделения РАН, исследовав причины землетрясений, пришла к выводу, что они стали следствием утилизации боеприпасов на Чебаркульском военном полигоне. Жители села Непряхино говорят, что не могут спокойно жить из-за постоянных взрывов, сотрясающих дома. В местной школе невозможно вести уроки: с потолка осыпается штукатурка, дети пугаются. В домах падают двери, вылетают стёкла из окон, люди опасаются обрушений. На одном из корпусов элеватора появилась трещина.
Свердловская область не единственная, где утилизируют «методом взрыва» боеприпасы Министерства обороны.
Жалуются на подземные толчки и жители Волгограда. Город «трясёт» из-за уничтожения боеприпасов на полигоне Прудобой. Администрация Волгоградской области обратилась к командующему войсками Южного военного округа генерал-лейтенанту Александру Галкину с просьбой перенести уничтожение боеприпасов на полигон Ашулук, находящийся в Астраханской области, где созданы условия, исключающие воздействие взрывов на население и жилые объекты.
Жители левобережной части Новосибирска недовольны действиями военных, производящих утилизацию устаревших боеприпасов на Шиловском полигоне. В ответ на претензии новосибирцев представитель службы информации и общественных связей Центрального военного округа Юрий Сивохин сообщил: «Поймите, это же президентская программа по утилизации старых боеприпасов, мы не можем прекратить взрывы, можем лишь уменьшить их объем».
А жители села Мостовского грустно шутят: «Ещё три-четыре месяца «потрясёт» нас – и останемся бездомными!»
This post has been edited by comus-74 on 11 Apr 2011, 12:48