За державу обидно! 11 АВГУСТА 2011 г. АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК

Помню, в Советском Союзе иногда было стыдно за руководителей страны – шамкающих, не способных связать двух слов, не умеющих себя прилично вести, туповатых и без всяких надежд на улучшение. Короче, маразматическая стадия социализма. Нечто подобное приходится испытывать и теперь. То одному президенту взбредет в голову позировать перед фотографами топлес или изъясняться на приблатненном уличном жаргоне, то другой, снисходительно посмеиваясь, выдаст в эфир такое, отчего начинаешь задумываться – а действительно ли мы живем в стране богатой культурными традициями и с тысячелетней историей?
Нет, никто не питает иллюзий относительно весьма скромных достоинств двух наших последних президентов, но ведь в других странах могут подумать, что они – элита, лучшие, избранные народом.
Что же сказал президент Медведев в интервью оппозиционному «Эху Москвы», вражескому ПИКу и ручному Russia Today? Честное слово, если бы все 53 минуты интервью Медведев многозначительно молчал, впечатление он бы произвел более выгодное. Надо отдать должное журналистам, они не слишком щадили его, хотя до настоящей журналистской беспощадности им было далеко. Но даже на эти прямые, но отнюдь не каверзные вопросы, Медведев не мог найти такие ответы, чтобы была ясна его позиция и при этом не было смешно. Вероятно, он и его коллеги в Кремле ежедневно получают такую искаженную информационную картину мира, такой откровенный лубок и развесистую клюкву, что при малейшем столкновении с реальным миром они теряются и не знают, что отвечать.
Журналисты спрашивают, почему не выполнен план Саркози и российские войска не отведены на довоенные позиции. Медведев отвечает: «Я выполнил план Медведева-Саркози на все сто процентов». А как же с отводом войск на довоенные позиции, интересуются журналисты. Он произошел, невозмутимо отвечает Медведев. Войска отведены «на довоенные позиции в понимании российской стороны». Что это такое? У позиции есть точки координат, а не российское или французское понимание. Кого Медведев держит за идиотов?
Журналисты спрашивают, как относится Медведев к резолюции Сената США, признающей оккупацию Россией 20% грузинской территории. Медведев отвечает, что «формулировки Сената ни на чём не основаны, они отражают вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям». И вообще, ему нет до этого никакого дела. Это ответ политика, президента страны?
Журналисты спрашивают Медведева, почему он не идет на диалог с законно избранным президентом Грузии. Медведев отвечает, что не может простить ему убийства наших миротворцев: «Этого я ему никогда не прощу, и поэтому я с ним общаться не буду, хотя он периодически пытается подмигивать в различных международных коридорах и так далее». И это – ответ президента? Саакашвили бегает по международным коридорам и подмигивает Медведеву? Гордый Медведев не садится за стол переговоров, потому что не может простить Саакашвили? Что за детский сад? Если бы личное прощение всегда было условием диалога, то никаких мирных переговоров вообще не существовало бы. Какая гордыня или безумство должны овладеть Медведевым, чтобы взаимоотношения двух стран он согласился поставить в зависимость от своей личной неприязни к Михаилу Саакашвили?
Первое, что приходит в голову: просто Медведев не нашел лучшего ответа, а причины на самом деле есть и вполне серьезные. Однако, поразмыслив, вспомнив похожие высказывания Путина и всю российскую политическую стилистику, начинаешь понимать – Медведев сказал сущую правду. Они действительно «не хотят водиться» с Саакашвили. Они сидят в большой песочнице за кремлевскими стенами и играют в большую политику. Они все время обижаются, ругаются в меру своего уличного или домашнего воспитания, воруют друг у друга игрушки и готовы драться со всеми, кто не признает их первенства. Советский маразм сменился российским инфантилизмом.
Менять! Как можно скорей менять их, пока великовозрастные инфанты и неуравновешенные подростки не натворили с Россией таких бед, от которых она уже не сможет оправиться. Менять, не откладывая. Вот только как?
http://ej.ru/?a=note&id=11250 * * *
Профанация повестки
11 АВГУСТА 2011 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Накачивание разнообразными ресурсами и тотальное медийное продвижение путинского Народного фронта, этого общественно-политического симулякра, призванного заместить в сознании граждан давно протухшую и опостылевшую «Единую Россию» (ПЖиВ), дало основание самым разным аналитикам и экспертам утверждать, что сценарий предстоящих в 2012 году президентских выборов если и не очевиден нам от первого до последнего эпизода, то уж в общих-то чертах угадывается легко. Трудно не согласиться с той точкой зрения, что раз Путин прикладывает столько усилий для реанимационного ребрендинга презираемой им, по большому счету, организации, то уж, конечно, не ради думской потехи с участием все тех же коверных от Зюганова до Явлинского. Впечатляющая и не слишком скандальная победа «Единой России» на осенних выборах нужна ему с единственной целью — она, победа эта, должна послужить формальным основанием для выдвижения премьера на очередной президентский срок.
Конечно, такая мотивация выглядит не слишком убедительно: дескать, зачем Владимиру Путину еще какие-то «формальные основания», кроме собственных желаний, устремлений или капризов. Для того ли так тщательно и с таким усердием в течение целых десяти лет разрушалась политическая система России, изничтожались ее общественные институты, чтобы лидеру нации теперь приходилось еще соблюдать какие-то условности? Между тем, судя по всему, приходится. Жизнь по «кремлевским понятиям» в высших эшелонах российской власти устроена все-таки несколько сложнее, чем нам представляется. В любом случае, все эти нюансы и детали ни в коем случае не ставят под сомнение очевидный на сегодняшний день сценарий — Владимир Путин весной следующего года идет в президенты. А это, в свою очередь, означает, что некто Дмитрий Медведев весной следующего года в президенты не идет… А идет… куда-нибудь… Вернее, в том направлении, которое ему укажут старшие товарищи.
Я не знаю ни одного здравомыслящего (я уж не говорю — компетентного) человека, который бы по-другому интерпретировал всю цепь последних событий на российском политическом Олимпе, высказывания наших лидеров на самые разные темы, реакцию челяди (истэблишмента) и т.д. и т.п. Между тем, нас с завидным упорством пытаются убедить в том, что не все карты еще сданы, не все роли распределены и не все точки раставлены над всеми «i». Другими словами, немалые усилия прикладываются к тому, чтобы у заинтересованной общественности складывалось впечатление, будто политическая субъектность Дмитрия Медведева вовсе не растворилась бесследно на фоне мощной путинской кампании, а даже наоборот — нагуливает вес в преддверии каких-то важных решений и событий.
Я не возьмусь комментировать предположение «Независимой газеты», будто Путин с Медведевым собираются конкурировать на предстоящих выборах. (Просто, потому что с уважением отношусь к Константину Ремчукову.) Я не вполне понимаю, на кого рассчитана столь примитивная спекуляция. Как, собственно, и забавные откровения нашего президента о российско-грузинской войне, прозвучавшие в ходе интервью, данного Медведевым интернациональному пулу журналистов. (Забавные, если не вспоминать о трагических последствиях безответственной и преступной авантюры российского руководства, о погибших с той и другой стороны. А на самом деле, конечно, циничные и лживые от первой до последней фразы.) Но речь сегодня не об этом. А о том, кому выгодно поддерживать давно иссякшую интригу, удерживать Медведева на плаву, изо дня в день подсыпать ему эту виагру, позволяющую имитировать потенциальную готовность и способность побороться за второй президентский срок.
По-моему, на этот вопрос несложно ответить. У меня нет никаких сомнений в том, что весь сценарий предстоящих президентских выборов находится под непосредственным и постоянным контролем Владимира Путина. Равно как и миф (как важная составляющая этого сценария) о желании Медведева сохранить за собой высший государственный пост. Для раскрутки мифа о потаенных потенциях Дмитрия Анатольевича была рекрутирована определенная часть либеральной общественности (а кому еще поручать?). Дмитрию Медведеву во всей этой истории отводилась не слишком сложная роль — закатывать глаза, надувать щеки, пожимать плечами и загадочно улыбаться… Ну, еще, может быть, поражать публику фантастическими историями про то, как они созвонились с Путиным только на второй день войны. То есть сохранять интригу как можно дольше.
Возникает очевидный вопрос: зачем? Очень просто: чтобы весь этот балаган выглядел чуть-чуть поприличнее, чтобы у оппозиции было чуть-чуть меньше оснований кричать про безальтернативность предстоящих выборов, чтобы западные партнеры чуть-чуть реже кривили рожи при встрече со своим российским коллегой… А по большому счету — просто для того, чтобы новый приход Путина обставить каким-нибудь нетривиальным сюжетом. Не просто: «Я, вашу мать, возвращаюсь, и пошли все в жопу!!!». А «Видите, какие у нас тут кипят страсти, как все сложно в нашей российской политике, как все запутанно, непредсказуемо и суверенно демократично»...
Наверное, Медведев мог отказаться разыгрывать эту постыдную комедию. Тогда бы обошлись без него. Сурков придумал бы какую-нибудь другую комбинацию. Но Медведев согласился… Так и Бог с ним! Просто хватит про него говорить. Давайте как-то уважать друг друга…
http://ej.ru/?a=note&id=11252