ეეეხ... სადაც საპენსიო ფონდსაც აბარონკაში უშვებენ იქ საშინაოზე ფიქრით არც კი იტკიებენ თავს
* * *
Социалка рвет Минфин на части
Голодец уличила Силуанова в желании сэкономить на детях, сиротах и инвалидах и собирается жаловаться Путину
Заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обычно носят сугубо протокольный характер. Профсоюзные деятели, представители работодателей и правительственные чиновники, как правило, легко находят общий язык и быстро подписывают итоговое соглашение.
Очередное такое заседание стало исключением. Разговоры на повышенных тонах, возмущенные реплики, обвинения и угрозы и, наконец, по-детски беспомощные обещания «все довести до Владимира Владимировича».
Финансовые потоки, питающие федеральный бюджет, скудеют, и государственная казна все больше напоминает тришкин кафтан: как ни крути, а всем не хватает. Неделю назад в ходе обсуждений в правительстве бюджетных проектировок на ближайшие три года это признал и премьер. Правда, Дмитрий Медведев не сделал никаких намеков, как выходить из ситуации, а лишь произнес свою обычную фразу о том, что надо все обсудить с экспертами. И то, что до конца не решили на правительственном заседании, пришлось еще раз обсуждать на трехсторонней комиссии.
Минфин по-прежнему твердо стоит на своих позициях: «Больше денег, чем есть сейчас в бюджете, не будет. Если кому-то добавить, надо с кого-то снять».
Еще одну стратегическую задачу озвучил заместитель министра финансов Алексей Лавров: удержать дефицит бюджета в пределах 1% ВВП. Ни увеличение расходов, ни рост дефицита неприемлемы. Этого требует утвержденное бюджетное правило. «К сожалению, влияние макроэкономики приводит к тому, что в следующем году дефицит будет не 0,2%, как планировалось ранее, а 0,56%», – отметил Лавров.
Чтобы как-то снизить давление на бюджет, Минфин планирует сократить расходы на социальные статьи, в первую очередь на образование и здравоохранение. Если в 2013 году на образование планируется выделить 4,3% от валового внутреннего продукта, то в 2016 году – 3,9%. Траты на здравоохранение составляют 3,7 и 3,3% ВВП соответственно.
Фонд заработной платы работникам федеральных госучреждений в 2014 году планируется уменьшить почти на 42 миллиарда рублей, в 2015-м – еще на 20 миллиардов. Лишь на 2016 год намечается рост общих выплат.
Выслушав выкладки финансового ведомства, министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что при таких бюджетных проектировках не удастся выдержать темпы роста зарплат бюджетников в 2014 году. При этом Топилин напомнил, что увеличение зарплат работникам бюджетной сферы утверждено правительством в рамках исполнения майских указов президента.
По мнению Топилина, запланированные дотации для регионов в размере 100 миллиардов рублей явно недостаточны. Минтруда, Минздрав, Минобрнауки и Минкульт ведут переговоры с Минфином по поводу решения проблемы, сообщил министр.
Вице-премьер Ольга Голодец, отвечающая в правительстве за социальную сферу, сразу перешла в решительное наступление. «Вам не кажется, что министерство финансов берет на себя функции, не свойственные министерству финансов? Вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами, вы просто не имеете права», – заявила она и пообещала обсудить на заседании правительства вопрос о дисциплине финансового ведомства.
Вице-премьер обвинила Минфин в стремлении сэкономить на детях, сиротах и инвалидах. «Мы не видим в проекте бюджета расходов на программу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. И вторая тема, очень важная для нас, – это программа по детским садам. Мы, безусловно, настаиваем на ее исполнении в полном объеме», – заявила Голодец.
Речь идет о финансировании программы помощи детям-сиротам стоимостью 40 миллиардов рублей и о программе материнского капитала – это еще 140 миллиардов рублей. Этих средств вице-премьер в планах Минфина не нашла.
«Мы будем категорически настаивать, чтобы эти позиции, которые мы считаем необходимыми для себя, были включены в бюджет», – подчеркнула Голодец.
Досталось Минфину и за невыполнение плана приватизации, в результате чего, по данным вице-премьера, в 2014 году федеральный бюджет недосчитается 564 миллиардов рублей.
«Доходы от приватизации все равно идут на финансирование дефицита», – попробовал оправдаться заместитель министра финансов Лавров. Но Голодец было уже невозможно остановить.
Вице-премьер напомнила, что в прошлом году были приняты весьма непопулярные меры по пенсионной реформе. Видимо, она имела в виду повышение страховых взносов для бизнеса. Это, по данным Голодец, позволило сэкономить 470 миллиардов рублей, которые в виде социальных трансфертов поступают в федеральный бюджет.
«Социальный блок рванул в плане реформ, а Минфин предлагает теми усилиями, которых мы достигли, заткнуть дыры, образовавшиеся в бюджете из-за того, что кто-то недоработал, – отметила вице-премьер. – Финансовый блок не отработал свою часть. Минфин ожидает повышения производительности труда за счет наших реформ».
Лидера независимых профсоюзов Михаила Шмакова больше всего возмутило стремление Минфина увеличить производительность труда за счет введения почасовой оплаты. Шмаков назвал этот показатель мифическим. «Это – обман, обман не только всего трудового народа, но и президента», – заявил профсоюзный босс.
«Это просто надо довести до Владимира Владимировича», – подвела своеобразный итог обсуждения Ольга Голодец.
Судя по всему, Минфину вновь придется пересматривать свой проект «Основных направлений бюджетной политики». Нет сомнения в том, что предстоят жаркие баталии, столкновения ведомственных интересов. И вполне возможно, что выносить окончательный вердикт действительно придется главе государства.
Читать полностью:
http://www.km.ru/economics/2013/07/03/vlad...infin-na-chasti * * *
«Кудриномика» возвращается
Что означает «почетная отставка» министра экономики Белоусова и назначение Улюкаева на его место
Новый министр экономики Алексей Улюкаев, назначенный на этот пост неделю назад, встретился с чиновниками своего министерства. И заявил: «Сегодня для меня лично - очень хороший день, я бы сказал - состояние близкое к счастью. Когда руководство страны поставило передо мной этот вопрос, я и 30 секунд не думал, а сразу сказал: «Да, я согласен».
Потому что, как выразился Улюкаев, Минэкономразвития является «скрепкой, которая определяет развитие России и общества». А бывший глава ведомства, отправленный в «почетную отставку» на виртуальный пост - помощник президента Андрей Белоусов добавил к этому, что «Минфин - это центр тяжести в правительстве, который всю конфигурацию очень часто переворачивает, а Минэкономразвития - это гвоздь, на котором вся эта конструкция висит и не дает упасть».
Первым делом Улюкаев пообещал чиновникам своего министерства повысить зарплату. Кстати, то же самое им обещал еще в апреле бывший министр Белоусов, и даже обратился с этим к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но результат был нулевой. Однако у Улюкаева «покровитель» покруче: по его словам, когда он беседовал с президентом Владимиром Путиным после своего назначения, то попросил его повысить зарплату сотрудникам министерства до уровня Минфина. «Я в свое время приложил к этому руку, поэтому должен эту несправедливость устранить», - пояснил Улюкаев.
Но больше всего высоких чиновников министерства интересовал «шкурный вопрос»: будут ли их снимать с должностей? Что было особенно актуально после «перезагрузки» Центробанка. В нем после прихода «новой метлы» - главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной уже два зампреда (Улюкаев и Мельников) лишились своих постов. И появилась на должности зампреда еще одна женщина (Иванова). А другая (Юдаева) ожидается. Чего в Центробанке отродясь не бывало – там в руководстве всегда была чисто мужская компания.
Однако опасения чиновников Минэкономразвития, к счастью для них, не оправдались – министр Улюкаев заявил, что он доволен командой, оставшейся после его предшественника, и не намерен проводить существенных кадровых перестановок. «Изменения будут минимальные, в принципе коллектив хороший, профессиональный. Кто-то может уйти, кто-то может прийти, но это будет немного. Несколько человек приглашу - кого-то из ЦБ, кого-то из бизнеса», - приводит слова Улюкаева агентство РИА «Новости».
И все-таки, придет ли российская экономика в «состояние близкое к счастью» от появления Улюкаева на посту главы Минэконмразвития, и почему «отставили» Белоусова? Свое мнение на этот счет «СП» высказал экономист Владислав Жуковский.
- Назначив главой Минэкономразвития Алексея Улюкаева - одного из учеников «отца шоковой терапии» 90-х годов Егора Гайдара, президент Путин тем самым совершил стратегическую и, возможно, роковую ошибку, которая может очень дорого обойтись не только отечественной экономике, но и его политической карьере. Убрав, по сути дела, единственного профессионального макроэкономиста Белоусова из правительства, Путин тем самым развязал руки сторонникам либерального, губительного для России экономического курса.
На это можно было бы закрыть глаза и не обращать внимания – клановые разборки чиновников касаются рядовых россиян весьма опосредованно. Но речь идет о неспособности либеральных чиновников обеспечить рост экономики, качественные изменения структуры народного хозяйства, создание рабочих мест, увеличение реальных доходов населения, рост уровня жизни и так далее.
Назначив Улюкаева министром экономики, Путин также создал риск мощного системного кризиса. Российская экономика на протяжении последних полутора лет демонстрирует усиливающийся спад производственной и инвестиционной активности, и может свалится в кризисное состояние даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В последние полтора года она находится в стагнации даже при стабильно высоких ценах на нефть. За период с января-мая 2012 года по январь-май 2013 года темпы экономического роста сжались с 4,8 до 1,6%, промышленного производства – с 3,4% до 1,2%, а объем грузоперевозок (важный показатель экономического здоровья страны) вообще обвалился на 4,1%.
«СП»: - Почему так мешал Путину министр Белоусов, и чем лучше Улюкаев?
- Белоусов осмеливался публично критиковать Центральный Банк и Минфин за удушающую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, требуя проводить стимулирующую меры, ослабить рубль и направить накопленные нефтегазовые валютные резервы на модернизацию экономики и инфраструктуры. А Улюкаев является сторонником так называемой «кудриномики» (по имени бывшего министра финансов Алексея Кудрина), которая за последние 12 лет спровоцировала превращение России в сырьевую колонию и обеспечила масштабную деиндустриализацию экономики.
Хуже всего то, что назначением Улюкаева на пост главы Минэкономразвития Путин собственноручно поставил крест на своих предвыборных обещаниях, которые в условиях «кудриномики» становятся в принципе невыполнимыми. Очевидно, что Улюкаев просто не сможет обеспечить исполнение тех социально-экономических задач, которые были обозначены Путиным.
Совершенно непонятно, какими соображениями руководствовался президент, назначая ответственным за экономический рост, структурно-технологическую модернизацию промышленности руководителя, который на протяжении долгих лет в руководстве Центрального Банка проводил прямо противоположную, противоречащую национальным интересам и государственному суверенитету финансовую политику.
«СП»: - Должность помощника президента для Белоусова – это отставка или повышение?
- Некоторые весьма ложно расценивают переход Белоусова из Минэкономики в администрацию президента как повышение по служебной лестнице и усиление президентского административного ресурса. Но это всего лишь «почетная отставка».
Чтобы понять это, достаточно вспомнить видного отечественного экономиста и академика РАН Сергея Глазьева, который, являясь советником президента Путина и формально имея «доступ к телу», реально никак не может повлиять на курс проводимой в стране либеральной социально-экономической политики. Да, он крайне жестко, последовательно и аргументировано критикует оккупировавших правительство Медведева либералов, которые продолжают втягивать Россию в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Глазьев выступает на телевидении, радио и в прочих СМИ с пропагандой альтернативных либеральному мейнстриму взглядов. Он пишет прекрасные по своей форме и содержанию доклады, аналитические записки и материалы, но никаких реальных рычагов по воздействию на правительство и Центральный банк не имеет. Должность помощника или советника президента не предполагает никаких полномочий и действенных механизмов влияния на разработку и реализацию социально-экономической политики.
И Белоусов наверняка повторит судьбу Глазьева – просто станет удобным для Кремля критиком, который получит возможность давать нелицеприятные оценки финансово-экономическому блоку правительства и будет разрабатывать очередные альтернативные стратегии развития российской экономики, которые даже без прочтения со стороны заказчика будут ложиться на полку.
«СП»: - А что, Минэкономразвития, действительно «скрепка» и «гвоздь», на котором все держится, или просто «прокладка» между экономикой и Кремлем?
- Было бы ошибочно преувеличивать те полномочия и административный ресурс, которыми вплоть до недавнего времени обладал Белоусов на посту министра экономического развития – они были скорее формальными, нежели реальными. По сути дела, из всего состава финансово-экономического блока правительства, Минэкономразвития является самым слабым звеном - как с точки зрения располагаемого административного ресурса, так и с точки зрения реальных рычагов макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика страны находится в руках Центрального банка России, а налогово-бюджетная политика полностью контролируется Министерством финансов. При этом ни одно из указанных ведомств, даже с формальной точки зрения - согласно действующему законодательству, не несет ответственности за экономический рост, стимулирование производственной и инвестиционной активности, модернизацию экономики, техническое перевооружение производств и развитие научно-технического потенциала. Зато Минэкономразвития, не обладая никакими реальными полномочиями и инструментами, является единственным министерством в правительстве, которое отвечает за этот самый экономический рост. Именно по этой причине - от безысходности и бессилия, Андрей Белоусов открыто критиковал деятельность Минфина и Банка России, которые своими действиями на протяжении последних двух десятилетий душат отечественную экономику, разрушают остатки производственного и научно-технического потенциала и усиливают деградацию народного хозяйства.
«СП»: - Как вы оцениваете в целом все последние перестановки в финансово-экономическом блоке государственной власти?
- Совершенно очевидно, что назначение Набиуллиной главой Центрального банка, уход Андрея Белоусова на должность помощника президента, и приход Алексея Улюкаева в Минэкономразвития, являются звеньями одной цепи. Это говорит о том, что не смотря на свои патриотические заявления, президент продолжает держаться за команду «младореформаторов», расставляя учеников Гайдара и Анатолия Чубайса на все возможные высокие государственные посты.
Сначала вместо Сергея Игнатьева на пост главы Центробанка была назначена Эльвира Набиуллина - аспирантка Евгения Ясина, помощница Германа Грефа и супруга ректора цитадели либералов - ВШЭ - Ярослава Кузьминова. Затем вместо Белоусова на пост министра экономики назначили Улюкаева, докторская диссертация которого похожа на компиляцию десятка плохо сведенных воедино псевдонаучных статей и беллетристики разных авторов. Всеми этими назначениями президент усиливает влияние либералов во власти, которые жаждут реванша за утрату в 2000-е годы политического влияния и контроля над наиболее лакомыми секторами экономики.
В этой ситуации не позавидуешь замминистра экономики Андрею Клепачу. Потому что, будучи противником и критиком проводимой Банком России и Минфином денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, он практически не имеет шансов остаться на своем посту после прихода «гайдаровца» Улюкаева
http://svpressa.ru/economy/article/70348/ველოდებით შედეგებს
მარა როდის დეეცემა ეს გაზმაზუთის ფასები ამისი...