Обманули дурака?
Дмитрий Кумбриков: Рост цен и тарифов все труднее скрывать за шумом вокруг Украины
Политические дискуссии в центральных СМИ создают впечатление, что в нашем обществе достигнуто полное согласие. Депутаты от «партии власти» и оппозиционных фракций, некогда гонимые редакторы патриотических журналов и кремлевские политтехнологи обсуждают одну тему – Украину – и в одном идейном русле. Говорить про внутренние проблемы в России, вокруг которых могли бы развернуться настоящие дискуссии, в среде допущенных до участия в телешоу людях стало будто неприличным. В итоге, у народа неизбежно складывается ощущение, что вся наша публичная политика не имеет никакого отношения к действительности. Так что кажущееся единение мнений истеблишмента в критический момент может обернуться сломом всей системы государственности.
В связи с событиями в соседней стране на ТВ вернулись даже прямые эфиры. Обсуждений стало даже больше, чем в «свободные девяностые». В «нулевые» самое лучшее время отдавалось трансляции концертов юмористов, вечеров Петросяна, Винокура, программе «Аншлаг». Хохмами затравили народ так, что его буквально тошнило. Теперь, понятное дело, не до шуток. Вместо них почти круглосуточно политические споры. Но, по большому счету, ничего не изменилось.
«Бандеровцы сожгли людей в Одессе, почему Европа этого не видит?!» – возмущается сенатор. «Надо помогать Донбассу, битва идет за Россию!» – с жаром кричит политолог. «Скоро в Киеве все замерзнут без нашего газа», – убеждает губернатор. «Неужели дорогая для нас украинская культура исчезнет под напором евросодома?» – сожалеет литератор. «Да! Америка сеет по всему миру хаос и войны», – отвечает литератору философ…
Иногда зовут на такие обсуждения и какого-нибудь либерала, который должен своим присутствием показать наличие на нашем телевидении плюрализма мнений. Либерал этот даже не говорит о «сжегших самих себя сепаратистах». Просто что-то невразумительное талдычит. Надо, мол, договариваться, стремиться к диалогу, искать компромисс. Все остальные участники шоу на него тут же накидываются, публично называют национал-предателем и чуть не раздирают единственного оппонента на куски.
С эфира все, наверное, выходят возбужденные и довольные. Кому засветиться лишний раз на экране большое счастье, кому покричать удовольствие. Продюсеры прикидывают, на сколько подрос рейтинг. Кремлевские идеологи радуются, в каком неприглядном свете удалось выставить либерала. «Оппозиционеры хотят сделать у нас, как на Украине. Если власть не любить, то будут холод, голод, гражданская война», – такой месседж посылают народу. Раздербаненный либерал тоже не в накладе, его все-таки позвали на ТВ, можно рассчитывать, что его способности играть роль «мальчика для битья» будут востребованы и дальше.
Проблема в том, что люди в России живут не такие глупые, как про них думают продюсеры, пиарщики, бьющие себя в грудь депутаты, политологи и философы. Цены растут, тарифы ЖКХ поднимают. Делают это втихомолку, не обсуждая, не устраивая телешоу, но народ этого не замечать не может. И у граждан складывается стойкое ощущение, что их просто держат за дураков. А никому не нравится, если его держат за дурака. Никому не по нраву холеные участники дебатов, не известно работавшие ли когда-нибудь в поле, на заводе или в больнице, когда они пудрят мозги, чтобы никто не заметил своих реальных проблем. Люди смотрят на все эти шоу, молчат, публично не возмущаются, а внутри копится злоба.
И самое плохое, что в момент, когда народ спросит, почему становится хуже жить, пострадают не только отдельные представители власти. Это в развитых демократиях одно правительство сменит другое, и все будут ждать следующих выборов. Когда накопившееся возмущение прорывается наружу у нас, то сносится не только правительство, но и отвергаются все смыслы, о которых прежняя элита говорила.
Так в 1991 году наш народ, ментально тяготеющий к идеям патриотизма, социальной справедливости, коллективизма, в одно мгновение откинул все, даже самые хорошие, постулаты коммунистической идеологии. Без сожаления с водой выплеснул и ребенка. Школьные учителя и военные смело рассуждали о том, какое счастье принесет нам свободный рынок, социал-дарвинизм и почему бы не отдать Сибирь Америке.
Потом, как известно, все свободного рынка наелись, вновь заговорили о коллективизме и патриотизме. И власть поняла, что народ осмеивать не надо, а надо потакать его настроениям, хотя бы на словах, рассуждать побольше о патриотизме и распространении в мире нашей мощи. Граждане поверили, тем более и в материальном плане жить стало лучше.
Сейчас экономическая ситуация стремительно ухудшается, и никто не знает, не придется ли снова вместо цветов на даче все засаживать картошкой. Но вместо правды, которую народ мог бы принять, ему откровенно подсовывают отвлеченные от жизни рассуждения. Значит, растет недовольство. «Они нашей жизни совсем не знают, только дурят», – думают про себя люди. А поскольку левые и правые, провластные и оппозиционные депутаты и интеллектуалы сейчас говорят одно и то же, то и спрос будет со всех. Вместо одной парламентской партии не придет другая.
Народ отвернется от всех и сразу, в том числе и от здравых идей патриотизма и помощи Донбассу. Такова уж наша особенность, что в момент гнева мы готовы поверить пустым посулам. И если кто-то из новоявленных деятелей в критической ситуации скажет, что стать колонией Америки это хорошо, то многие воспримут это как призыв к действию.
И будут в Москве «майдан» и всеобщий хаос. И это станет результатом нынешнего телевизионного единства мнений.Читайте далее:
http://svpressa.ru/blogs/article/104365/ * * *
"Двадцатка" не стала удобным форматом
Встреча лидеров стран "большой двадцатки" в австралийском Брисбене, несмотря на бодрые заявления российского руководства по ее окончании, не оправдала надежд Кремля на то, что ему удастся отстоять принципы многополярного мира. Таков лейтмотив комментариев большинства экспертов, опрошенных "Росбалтом" по итогам саммита G20.
Перечисление политики России в Украине в одном ряду с основными угрозами современному миропорядку сразу же после вируса Эбола, к чему прибег на саммите G20 в Австралии президент США Барак Обама, беспрецедентно, считает политолог Алексей Макаркин. Эксперт напомнил, что даже в разгар "холодной войны" западные лидеры не сравнивали СССР с эпидемиями.
Страны "большой семерки" продемонстрировали в Австралии высокую степень консолидации по отношению к политике России в Украине, сказал политолог. Но, по его мнению, и от руководителей других государств, входящих в "двадцатку", в первую очередь стран БРИКС, российскому руководству также не удалось услышать официального выражения поддержки.
В Брисбене лидеры одних стран консолидировались против Владимира Путина, другие вроде бы не проявляли к нему враждебности, но и не были ему союзниками, считает Макаркин. "Российский президент здесь фактически оказался в одиночестве. Выяснилось, что формат "двадцатки" нам тоже неудобен", — говорит политолог. В то же время, эксперт полагает, что все это "вряд ли повлияет на что-то, в смысле еще большой изоляции России, однако какие-то дополнительные шаги с обеих сторон могут быть предприняты".
В частности, Макаркин допускает, что "речь может идти даже не о юридически зафиксированных решениях (новые санкции будут скорее символическими и не опасными для РФ), а больше о неформальных шагах, когда частным компаниям будут рекомендовать не поддерживать слишком тесные отношения с Россией".
Лидеры западных стран заняли весьма жесткую позицию в Брисбене по отношению к России. Такое мнение высказал "Росбалту" политолог Григорий Голосов. "Мировые лидеры довели до российского президента свою позицию по украинскому вопросу. То, что было сказано Владимиру Путину лидерами ведущих держав в Австралии, я думаю, заставит его задуматься о том, до каких пределов Россия может дойти в своей поддержке событий на востоке Украины", — сказал политолог.
По итогам саммита "большой двадцатки" пропасть между Россией и Западом не только не уменьшилась, но напротив, увеличилась. Такое мнение высказал "Росбалту" политолог Андрей Окара. По его словам, в Австралии президенту России дали понять, что ситуация вокруг Украины вышла за все пределы, и говорить о том, что между РФ и странами Запада возможно потепление отношений и даже вернется взаимопонимание, уже невозможно. Россию сегодня рассматривают, как "больного человека Европы", — сказал эксперт.
Можно говорить, что есть коллективное мнение по поводу необходимости изоляции России, считает политолог. По мнению Окары, она "будет максимальной". Эксперт также не исключает, что после Брисбена Конгрессом США может быть рассмотрен вопрос о военной помощи Украине.
Что касается надежд Москвы на установление стратегического партнерства с Пекином, то они вряд ли оправдаются, поскольку "любое сотрудничество с Китаем всегда будет в интересах Китая", считает политолог.
План "большой сделки" российского руководства с Западом по поводу Украины в Австралии провалился, считает, в свою очередь, политолог Андрей Пионтковский. Он отметил, что контуры такой сделки в Брисбене "даже не обсуждались". Это произошло по той причине, что "Запад абсолютно не готов на такие конструкции", считает Пионтковский.
Кроме того, политолог отметил ряд дипломатических демаршей, проведенных на саммите "бывшими коллегами Путина по "большой восьмерке". Эксперт считает, что российскому лидеру в Брисбене дали понять, что если он не изменит свою политику в отношении Украины, то с ним будут и дальше говорить языком санкций. Но изменить эту свою политику он не может, уверен Пионтковский, потому что это означало бы "потерять лицо" в глазах его сторонников внутри самой России.
Политолог отметил, что у российского президента "сейчас очень сложное положение" и в ближайшее время можно ожидать обострения военной ситуации на Украине.
Александр Желенин
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/main/2014/11/17/1338621.html