როგორც იტალიელები დგანან ესპანეთის საფრანგეთის გერმანიის არისტოკრატიის სათავეებთან ისე დგანან ქართველები ერაყის სირიის და ეგვიპტის სათავეებთან.
ვიცი რომ ეს საკმაოდ ირონიულად ჟღერს სკეპტიკოსებისთვის მაგრამ მხოლოდ ფაქტები სენიორებო.
ერაყში მამლუქთა მმართველობის პერიოდია - 1704 - 1831 წლები.
ამ პერიოდში ერაყს მართავდნენ ქართველი მამლუქები ე.წ 2000 კაციანი "ქართული გვარდიის" მეშვეობით.
Hathaway, Jane; Barbir, Karl (2008). The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. Pearson Education. p. 96.
ქართული პროექტი ვითარდებოდა საქართველოს და ეგვიპტეს შორის V საუკუნიდან.
«Житие св. Кириака» сообщает, что вскоре после 479 г. Кириак, патриарх александрийский, посвятил в сан епископа-митрополита Эфиопии и отправил в эту страну некоего грузинского монаха. Сохранился грузинский перевод этого сочинения, сделанный с арабского перевода (подлинник «Жития» был написан египетским писателем Кириллом Скифиопольским на греческом языке). Эта грузинская версия дошла до нас в рукописи IX в. Крупнейший эфиолист итальянский академик Э. Черулли считает, что известные нам факты культурной истории Аксума не противоречат правдоподобию этой версии. Во всяком случае, она свидетельствует об интересе к Эфиопии и Египту в среде образованных грузинских монахов.
ესეიგი ჯერ კიდევ V საუკუნიდან იყო ეგვიპტე ეთიოპიით დაინტერესება
В X в. арабский христианский писатель Сайд ибн аль-Батрик (он же православный александрийский патриарх Евтихий) привел в своем сочинении «Нанизанные драгоценности» эдикт халифа Омара от 15-го года хиджры. Этот эдикт относится к тому времени (637 г.). когда Иерусалим сдался мусульманам и иерусалимский патриарх Софроний вышел навстречу халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Халиф Омар специальным эдиктом подтвердил подчинение греческому иерусалимскому патриарху большинства проживавших в городе христиан, в том числе коптов, но оговорил автокефалию грузинской и эфиопской религиозных общин.
აქ გვაქვს ხალიფა ომარ -ის ედიქტი რომელიც VII საუკუნეში იერუსალიმის ბერძენ პატრიარქს დაექვემდებარა ყველა ქრისტიანი ქალაქში
გარდა ქართული და ეთიოპური(ეგვიპტური) ეკლესიების. ყურადღება უშუალოდ ამ ისტორიის (რომელიც იერუსალიმში ხდება) პარალელურად ალექსანდრიის ეპისკოპოსი ეგვიპტეში არის წარმოშობით ქართველი (მეგრელი) - კირი. ესაა VII საუკუნე.
Кир считался родом из Колхиды. Есть сведения об отдельных грузинах или даже целых группах выходцев из Грузии в Египте арабского времени. Выше приведено сообщение Носира Хисроу о грузинских царевичах при дворе Фатимидов, где они находились вместе со знатью эфиопского, нубийского и североафриканского происхождения.
1021 -24 წლები გიორგი I ბიზანტიის წინააღმდეგ ხელშეკრულენას დებს ეგვიპტის სულთან ალ ჰაქიმთან. მაგრამ ბიზანტიასთან მარცხდება.
По мнению советского историка Л. Н. Гумилева, в 1259 г. восстание Грузии против монголов сорвало «желтый крестовый поход», помогло мамлюкам отбросить монголов от границ Египта и, по-видимому, спасло эту страну от страшного нашествия !
შემდეგ, ხელს გვიშლის ოსმალეთის იმპერიის შექმნა
Не случайно мамлюки оказывали почти постоянную поддержку грузинам в Иерусалиме. Когда в конце XIV в. нубийцы, перешедшие из христианства в ислам, потеряли свои святые места в Палестине, наследниками их на полтора столетия стали грузинские монахи, а позже — армяне. Среди мамлюков было немало грузин и абхазов, поэтому политические отношения Египта и Грузии были исключительно дружескими. Характерный эпизод произошел в 1510-1513 гг., когда в ответ на пиратское нападение венецианцев и родосских рыцарей на египетский флот мамлюкский султан Кансава аль-Гури приказал арестовать католическое духовенство в Иерусалиме. Были арестованы также венецианские консулы в портах Египта и Ливана, а заодно и все находившиеся здесь европейцы. Но грузин и эфиопов, несмотря на их тесную связь с католической Европой (Эфиопии — с Португалией, Грузии — с Италией и Францией), репрессии не коснулись. Венеция укрепляла связи с Персией для совместного нападения на Египет. Французский король Людовик XII, с которым Кансава вел переговоры, выражал недовольство преследованием своих единоверцев. В то же время царь Грузии, противник Персии и турок, направил в Каир посольство. В результате успешных переговоров грузинские и эфиопские монахи получили от мамлюкского султана важную привилегию: для богослужения у гроба господня они входили в храм Воскресения свободно, безданно и беспошлинно, на зависть другим христианам, вносившим входную плату мусульманским «сторожам».
ქართველები ეთიოპიაში
Сходное положение, которое, как мы видели, возможно, восходит еще к VII в., не могло не сблизить обе христианские общины в Иерусалиме. Это сближение отразилось в литературном творчестве средневековых грузин и эфиопов. Грузины («курз») упоминаются в эфиопской «Книге чудес Марии»; эфиопы называли грузин также «людьми пояса». Грузинская паломническая литература упоминает коптов и эфиопов в Иерусалиме. Но эта тема нуждается в специальном изучении. [88]
К XVI в. относится первое свидетельство эфиопского источника о пребывании грузин в Эфиопии. Летописец эфиопского императора Галавдевоса (1533-1552 гг.) сообщает, что «приходили к нему люди из Грузии (“Квердж»)». Очевидно, имеются в виду грузинские ремесленники, которых приглашал Галавдевос в Эфиопию, как и ремесленников из других христианских стран.
В более позднее время известия о грузинах в Эфиопии отсутствуют, вплоть до появления .в этой стране доктора Мерабишвили в 1908 г.
ეს მერაბიშვილი რას აკეთებდა 1908 ში არ ვიცი

))
შემდეგ ეგვიპტეში XVIII საუკუნიდან უკვე მთელ ძალაუფლებას იღებენ ქართველები! უშუალოდ ალი ბეი ალ ქაბირ - აფხაზიო წარმოშობიტო ბავშვობაში მღვდლის ოჯახში გაზრდილი ნათლობის სახელი იოსები .
ეს იოსები (მომავალი ალი ბეი) ქაიროში იყიდა იბრაჰიმ ქათჰუდას (ასევე ქართველი) და მამლუქთა სკოლის მფლობელი.
ალი ბეიმ დაიკავა შემდგომში ეგვიპტე მექა და მედინა იერუსალიმი და პალესტინა შემდეგ აიღო დამასკო და სირია.
შემდეგ
კაიროში შესულმა ნაპოლეონმა ასეთი მანიფესტი გამოაქვეყნა: „ეგვიპტელო ხალხო! თქვენი გამგებელი და მჩაგვრელი ბეგები დიდი ხანია შეურაცხყოფენ ფრანგ ერს, მის სოვდაგრებს. მათი დასჯის ჟამმა დარეკა. მრავალი საუკუნეა, კავკასიაში ნაყიდი მონების ეს ბრბო ქვეყნიერების უმშვენიერეს ნაწილს აწამებს; მაგრამ ღმერთმა, რომლის ნებაზეა ყველაფერი, ბრძანა, რომ დადგეს მათი ძალმომრეობის აღსასრული“.
ეგვიპტე პრობლემებს უქმნიდა საფრანგეთ/ოსმალეთის ფინანსურ ინტერესებს.
Случай представился в 1786 г., когда к царю обратился его артиллерийский офицер Манучар Качкачишвили с просьбой навестить своего дядю в Египте. Ираклий охотно дал свое разрешение и необходимые инструкции, а также рекомендательные письма к русскому послу в Стамбуле Я. И. Булгакову и мамлюкским беям в Египте.
საინეტერესოა, ერეკელ II -ს არტილერიის ოფიცერი მანუჩარ კაჭკაჭიშვილი 'სარეკომენდაციო წერილს' სთხოვს ეგვიპტეში მამლუქი ბიძა უნდა მოვინახულოვო
О путешествии Манучара Качкачишвили в эту страну мы знаем из донесений Я. И. Булгакова и главным образом из докладов самого Качкачишвили князю Г. А. Потемкину,
შემდეგ
Манучар Качкачишвили (в России и русских посольствах за [90] границей он именовал себя Максимом Павловичем Качкачовым) отбыл из Тбилиси 21 августа 178б г. и по Черному морю (с промежуточной остановкой в Таганроге) прибыл 2 ноября в Стамбул. Здесь он получил письмо из Тбилиси за подписью Соломона Азнаурашвили с просьбой передать его в Каир Ибрагим-бею. Письмо содержало также рассказ о положении Грузии, а в конце автор предупреждал Ибреим-бека (Ибрагим-бея) о том, что должно советовать «отправлявшимся из Каира в Грузию ехать обязательно через Багдад (в Багдаде сидел Сулейман-паша — грузин. — Ю. К.) или через Крым (перешедший в руки русских. — Ю. К.)».
შემდეგ
В январе 1786 г. Качкачишвили прибыл в Египет. Своего дядю в живых он не застал, однако провел в Египте весь 1786 год: он вел полуофициальные переговоры с правителями страны, представителем Эфиопии и русским консулом в Александрии бароном Тонусом, который не оправдал надежд, возлагавшихся на него тогда грузинами.
В правителе Египта Ибрагим-бее Манучар Качкачишвили признал бывшего крестьянина кахетинского села Марткоби Абрама Шинджикашвили. Ибрагим-бей стоял во главе правящей группы мамлюкских беев, считавшихся как бы побратимами. Их было 18, в том числе 12 грузин и один абхазец. Кроме того, был один черкес, два чеченца, молдаванин и один казак из Бахмута (ныне Артемовск), украинец или русский
აქედან გამომდინარეობს ერთი
ეგვიპტე საქართველოს გავლით ცდილობს ოსმალეთის წინააღმდეგ რუსებთან კოოპერაციას.
შემდეგ
Нужно отметить политическую дальновидность Качкачишвили в его прогнозах относительно обстановки па Ближнем Востоке и в районе Индийского океана, оценках стратегического положения Египта, Магриба, Судана, Эфиопии, определении перспектив национально-освободительной борьбы угнетенных народов Османской империи, особенно балканских и арабских стран.
Интересно, что проект Качкачишвили о действиях русского флота в Индийском океане против англичан перекликается с аналогичным проектом знаменитого американского революционера, «первого капитана» американского флота Дж. П. Джонса 1 .Качкачишвили покинул Египет в январе 1787 г., имея при себе письмо египетских беев-грузин царю Ираклию, а также неподписанное письмо беев русскому правительству. Как правильно заметил В. Г Мачарадзе, частные письма беев Ираклию должны были служить рекомендацией их подателю перед грузинским и русским правительствами.
Через Стамбул, где он снова встречался и вел беседы с русским послом Я. И. Булгаковым, Качкачишвили едет в Россию и 10 мая 1787 г. подает три специальных доклада князю Потемкину о положении в Египте и Эфиопии и своем проекте посольства в эти страны (Перевод докладов М. Качкачишвили с грузинского на русский язык был выполнен переводчиком Коллегии иностранных дел С. Л. Лашкаревым (ლაშქარაშვილი)в 1787 г.).
შემდეგ
Из доклада Максима Качкачова князю Потемкину о намерении египетских беев и царя Эфиопии установить связь с Россией
<...> Все египетские знатные люди и войска из Картли
შემდეგ
В сие время из Африки очень опасаются османы Абаши 1б; за последнее время очень усилился абашинский царь. Недавно их царство было поделено на три части 17. Царь Микаэл 18 истребил весь род двух царей и сам воцарился над всеми абашинцами и многие земли отнял у сунарцев 19, Мусовского шиха 20 взял под свое покровительство, разделил свое царство на двадцать четыре губернии и в каждую губернию учредил по десять тысяч войска, чтобы доход от губернии [95] давался его войскам в жалованье; много добрых правил он им установил; уже четыре года, как этот царь Микаэл скончался и сын его сел на царство, десятилетний мальчик, по имени Гаригол 21. Поскольку он мальчик и управлять царством не может, вместо царя правит царством патриарх. Патриарх этот — египетский «кифт» 22. По этой причине Ибреим-бек находится в большой дружбе с абашинским царем, всегда они приветствуют друг друга письмами. По велению Ибреим-бека начали мы дружбу с абашинским «парзитентом» 23, и вышеупомянутый абашинский «пархитенд» 23 рассказал нам и расспросил о российской монархине и обо всем устройстве в войсках или в городах. По своему разумению мы рассказали. Очень приятно им было услышать о русских делах. В этой дружеской беседе спросил я его: почему вы не сговариваетесь с европейцами, чтобы регулу 24 и артиллерии обучиться, чтобы всяческую премудрость получить из Франции? Тогда он мне ответил так: в предшествующие времена джизувитские патеры 25 пришли в нашу страну и такую смуту посеяли, что тринадцать лет мы истребляли друг друга. По этой причине наложено проклятие, чтоб не впускать человека католической веры в нашу страну 26, если он не английский воежир 27, а людей греческой веры нужно впускать по паспорту «парзитента».
რუსები ეგვიპტის ქარტველებით გადიან ეთიოპიის სამეფოზე
და ბოლოს ზალიან საინტერესოა რუსი ეკითხება ქართველ მამლუქს ფრანგებთან რატომ გაქვთ ცუდი ურთიერთობაო და ის პასუხობს
ადრე კარგი ურთიერტობა ვცადეთ და იმათ იეზუიტი მღვდლები გამოგზავნეს რომლებმაც ისეთი შფოთი მოაწყვეს ქვეყანაში 30 წელი ერთმანეთს ვხოცავდითო
საინტერესოა რომ მამლუქთა პირველი განადგურება (მოტყუებით) მოხდა ოსმალების ფრანგების და ალბანელების მოქმედებებით
ბრიტანელები წინააღმდეგები იყვნენ
ასევე ერაყში ოსტ ონდოეთის კომპანია კერძოდ ბასრაში ქართველმა მამლუქებმა მიიყვანეს.
შემდეგ კიდევ მეორე ფაქტი მოხდა მამლუქთა ჟლეტვის
ძალიან საეჭვოა რომ ერტხელ მოტყუებული მამლუქები მეორედ კიდევ იგივე ჩასაფრებაში მოყოლოდნენ ერთი და იგივე ოსმალთან რომ არ ჰქონოდათ გარანტიები ესეიგი ღალატი უფრო მაღალ დონეზე იყო და მათი კასტის მოშორება როგორც ეგვიპტის მმართველი ელიტის
სააფრანგეთ ბრიტანეთის დონეზე იყო გადაწყვეტილი.
750 მამლუქი მეთაური შეიტყუეს და ამოხოცეს და შემდეგ დღეებში ეგვიპტური მამლუქთა ელიტის 500 მდე ოჯახი ამოხოცეს
გადარჩენილები გაიქცნენ ნილოსის ქვევით და როგორც ამბობენ დაარსეს სუდანი
იმჰო
This post has been edited by Eric on 13 May 2020, 15:40