Вести огонь из РПГ и РПГ не так просто, как кажется на первый взгляд. Стреляющий должен учитывать множество факторов: дальность до цели, температуру воздуха, скорость и направление ветра, скорость и направление движения цели и многое другое. Следует помнить, что для реактивного (динамо-реактивного) оружия характерны опасные зоны — из-за выбрасываемых назад с большой скоростью и температурой пороховых газов. Также к стреляющему предъявляются жесткие требования по правильному определению минимально допустимых объемов помещений, из которых производится выстрел. При выстреле РПГ-7 из помещения размером с небольшую кухню (7-9 кв. м и объемом 17-23 куб. м) стрелок рискует быть обожженным отраженными от задней стены пороховыми газами, контуженным (может повредить слух) и даже выброшенным из окна! Маскировка позиции для реактивного (динамо-реактивного) оружия имеет первоочередное значение, особенно когда мало возможностей для маневра и смены позиции. Здесь должны использоваться все доступные средства: от полива грунта водой до выстилания брезентом и другими подручными материалами зоны, омета-мой пороховыми газами. Очень хорошо рассеивает пороховые газы кустарник. С учетом значительных масс РПГ и РПГ наиболее эффективный огонь будет при положениях лежа и с колена. Для РПГ, несомненно, положительное вчияние на кучность и меткость стрельбы оказывает наличие сошек и оптического прицела.
Гранатометы против пехоты
Характер боевых действий в Афганистане, Югославии, Карабахе, Чечне изменил узкую бронебойную специализацию гранатометов. На первое место выходит необходимость поражения из РПГ и РПГ личного состава противника и его укреплений, а не малочисленных бронеобьектов. Но для уничтожения живой силы лучше подходят осколочно-фугасные (ОФ) боеприпасы. К сожалению, за полвека существования РПГ и четверть века РПГ у нас так и не появилась серийная осколочно-фугасная БЧ. Правда, в авторитетном справочнике «]JANE’S Infantry Weapons» упорно указывается на существование российского выстрела ОГ-7 к РПГ-7, хотя «живьем» его никто не видел. Реально же существуют китайские и арабские осколочные калиберные и надкалиберные выстрелы к РПГ-7. А многие зарубежные образцы, например 84-мм «Carl Gustaf» (Карл Густав) М2-550, имеют в боекомплекте (БК) кроме кумулятивного и осколочного еще дымовой и осветительный выстрелы. То, что ОФ БЧ остро необходимы, подтверждает практика многих боевых операций. На собственном опыте смог убедиться в низкой эффективности кумулятивных БЧ в случаях применения их противником против нашего личного состава. Высокая бронепробиваемость (как правило, 3 — 5 калибров) и слабое осколочно-фугасное действие приводили к тому, что когда кумулятивная ПГ-7В разрывалась в 4-5 метрах от личного состава, одетого в зимнее обмундирование, то, кроме легких контузий и пары дырок в куртках и РД-54, никаких других последствий не было. А если бы взорвалась осколочная граната?
Нужен осколочно-фугасный выстрел
Чтобы не быть голословным, попробуем решить тактическую задачу.
На рисунке представлен типовой эпизод боя в городе: на втором этаже здания — позиция вражеского снайпера или пулеметчика. Дальность — 200 метров. Понятно, что противник будет перемещаться из помещения в помещение, дабы не быть пораженным. Первый этаж уже захвачен нашей штурмовой группой.
Вопрос: как и чем быстро уничтожить противника?
Выбор не очень велик: РПГ-7, РПГ-22 (26,27), РПО-А, ГП-25, АГС-17 (30). Внимательно изучив таблицу рассеивания и сам рисунок, несложно сделать вывод о том, что наиболее действенным и точным будет применение РПГ-7 и АГС-17. Считается, что по могуществу ВОГ-25 в 1,4 раза превосходит 30-мм ОФЗ снаряд к пушке 2А42 (БМП-2). На практике это не совсем так из-за чрезвычайно малой массы осколков ВОГ-25, сравнимых с жестью. Хорош выстрел ВОГ-30, созданный ГНПП «Прибор», имеющий в 1,6 раза большую площадь поражения и в пять раз лучший коэффициент использования материала корпуса по сравнению с ВОГ-17.
Использование РПГ-22 (26) будет малоэффективным и опасным для своих войск из-за большого рассеивания и возможности, допустив ошибку в определении дальности, послать гранату на первый этаж к своим. И еще потому, что с первого выстрела из РПГ-22 (26) редко кто попадает. РПО-А или РПГ-27 развалят половину дома. Кроме того, особенностью термобарических боеприпасов является «затекание» детонационной волны в нижние этажи, что может нанести поражение своим бойцам. Немаловажным является высокая вероятность срабатывания на ветвях дерева высокочувствительного пьезоэлектрического взрывателя РПГ, РПГ (хотя колпачок можно и не снимать) и изменение траектории полета из-за касания перьями стабилизатора веток. Да и «загнать» в каждое окно по столь дорогому боеприпасу будет накладно для бюджета любой армии, а при борьбе с сепаратистами еще и уйдут немалые деньги на восстановление разрушенного (сравнительные характеристики наиболее мощных боеприпасов показаны в таблице).
Ответ: РПГ обладают недостаточной точностью и избыточным могуществом для решения задач в ходе антитеррористических операций. Кстати, дороговизна обучения личного состава стрельбе из РПГ и частые промахи обусловлены еще и отсутствием ПУСов и других имитаторов. Вес самих РПГ или РПГ, их скорострельность, носимый БК не позволяют полноценно использовать возможности оружия в скоротечном уличном бою. Наиболее простым, надежным и дешевым способом уничтожения данного противника будет применение АГС-17 (30). Но, к сожалению, АГС не является ручным оружием, и не в каждом отделении он есть. А подготовка и сколачивание расчета для мгновенного разворачивания оружия требует много времени.
Где ты, РПГ-16?
При ведении боя в горно-лесистой местности картина несколько иная. СПГ-9, а самое главное выстрелы к нему, хотя и заманчиво (есть осколочная граната), в горы тащить тяжело и долго, что не способствует мобильности антитеррористических подразделений. Из дальнобойных средств остаются РПГ-29 «Вампир», РПГ-7, РПО-А и АГС-17. Причем, РПГ-7 имеет недостаточную дальность для гор. УРПО-А вьюк из двух выстрелов весит 21 кг, что равно по массе 60 (!) выстрелам ВОГ-17. РПГ-29 «Вампир» требует расчета из двух хорошо обученных бойцов и нескольких подносчиков боеприпасов. А цена гранатомета и каждого выстрела заставит охнуть любого налогоплательщика. В связи с этим вспоминается, что был когда-то РПГ-16 «Удар». И, возможно, рано сняли РПГ-16 с производства и вооружения. Да, для борьбы с бронецелями он сегодня слабоват, но для стрельбы осколочной гранатой по «пехотным» целям, тем более на большие дальности был бы в самый раз. Гранатомет отличался исключительно высокой точностью попаданий, прекрасной «ветроустойчивой» гранатой, был весьма прост, надежен и быстро разбирался на две части для переноски.
Бандформирования быстрее руководства МО и МВД уразумели эффективность ОФ боеприпасов и начали «изобретать велосипед». В ход идет и использование труб от УБ-32 для запуска НУРС, и самодельные однозарядные гранатометы под ВОГ-17, и увеличение навески ВВ в гранатах РПГ-7 и многое другое. В некоторых республиках СНГ даже используют всевозможные эрзацы для увеличения огневой мощи. Например, Украина устанавливает блоки УБ-32 на шасси «Волыни».
Подводя черту
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Войска остро нуждаются в срочном создании ручного многозарядного гранатомета под выстрел ВОГ-17М (30) с увеличенной длиной ствола для большей настильности траектории и кучности. Эффективность, могущество и надежность срабатывания выстрела ВОГ-17 (30) для решения большинства типичных огневых задач в ходе антитеррористических операций вполне достаточны. И если в отделении помимо ГП-25 (30) иметь пару ручных многозарядных гранатометов, то многие тактические проблемы могли бы быть решены. Да и огневое поражение противника с больших дальностей нам выгодно, так как меньше будем подставлять людей под огонь противника. Тем более реальные образцы под ВОГ-17М уже есть, — например, ТКБ-0249 «Арбалет» В. Н. Телеша. В крайнем случае можно позаимствовать у ВМФ (с соответствующей доработкой боеприпасов) следующее противо-диверсионное средство: двухствольный гранатомет ДП-64 «Непрядва» (калибр — 45 мм, вес — 10 кг, дальность — до 400 м, ринят на вооружение в 1990 г.).
2. ЦКИБ СОО-КБП, головному разработчику РПГ и РПГ, и их главному конструктору В. А. Чулицкому в содружестве с соответствующими организациями желательно создать осколочно-фугасные аналоги существующих БЧ. А в идеале надо создать осколочно-шрапнельные БЧ с заданным дроблением корпуса. Для соответствия требованиям гаагских конференций, принявших соответствующие конвенции, боеприпас может называться и комбинированным: зажигательно-кумулятивным и кумулятивно-фугасным и даже «осколочно-агитационным». В войска должны поступать как кумулятивные, так и осколочные боеприпасы, по моему мнению, в соотношении 1:2.
3. Поскольку с гранатометчиков при проведении антитеррористических операций окончательно не сняты задачи уничтожения бронеобъектов, а скорее, они трансформировались в задачи по остановке прорывающегося грузового транспорта, хочу предложить командирам подразделений кое-что новое в методике обучения. Для повышения психологической устойчивости и развития уверенности у личного состава в своем оружии, привития навыков ведения огня по скоростным маневрирующим целям используйте в обучении гранатометчиков стрельбу инертной (!) гранатой по движущемуся танку (естественно, из учебно-боевой группы, отправляемому в капремонт). Заодно можно закрепить на башне пару поясных мишеней. Пусть снайперы попробуют снять «экипаж» в движении. Подобные опыты реально проводились и показали свою потрясающую эффективность.
მთლიანად სტატია აქ:
http://soldat-udachi.com/archives/2001/3/rpg.shtml