აი ძალიან კაი სტატია ყუმბარმტყორცნებზე (მის ავტორს თითქმის 90%-ით ყველაფერში ვეთანხმები.. წაიკითხეთ არ დაიზაროთ ბევრ კაი და ახალ არმეს გაიგებთ...მაგალითად როგორი შეფასება აქვს რუსებისგან ვამპირს...):
მთლიანად სტატია აქაა აი ლინკი http://www.almanacwhf.ru/?no=3&art=15Итак, для начала, оценим гранатомётную систему РПГ-7 – основное оружие рассматриваемого класса.
За всё его сорокалетнюю историю он практически не модернизировался. К нему принимались новые боеприпасы, но сам гранатомёт остался практически неизменным с 1961 года. Несмотря на очень положительные отзывы наших военных из Афганистана имевших возможность оценить иностранные доработки РПГ-7, а именно - наличие сошек и ручки для переноски – отечественное высшее руководство оставалось непреклонным и не стало требовать от промышленности добавить столь простые и вместе с тем эффективные меры резко повышающие его эргономику. Пропали в туне и многочисленные просьбы о принятии осколочной гранаты – наши бойцы с удовольствием пользовались трофейными если удавалось их захватить. Только во второй половине 1990-х наконец то начались какие-то подвижки в этом. Гранатомёт (модификация РПГ-7В1/-Д2) получает складную сошку и два новых типа выстрела – осколочный и термобарический. Это сразу сделало его многоцелевым эффективным оружием способным поразить на дальности до 200-400 м практически любую цель. А последовавшее за этим установка т.н. "универсального прицельного приспособления" УП-7В (модификация РПГ-7В2/-7Д3) резко повысила дальность стрельбы гранатами типа ТБГ-7В и ОГ-7В (до 550 и 700 м соответственно), что дало возможность использовать гранатомёт как этакую ручную "гаубицу", хотя, точность стрельбы на таких дальностях вряд ли можно признать удовлетворительной для поражения точечной цели.
Однако, при этом:
1. Остался самый главный недостаток многоразового гранатомёта – значительный мёртвый вес после расходования боекомплекта. В современной комплектации РПГ-7В2 весит почти 8 кг. А в дополнение к физической нагрузке добавляется и психическое раздражение от необходимости переносить уже бесполезный груз.
2. Надкалиберный тип используемых гранат (кроме ОГ-7В) резко увеличивает рассеивание при стрельбе за счёт первоначального "рыскания" в момент старта. Вот выстрел ОГ-7В, (получивший кличку "карандаш", за характерную форму), тот совсем по другому себя ведёт. Потому и отличается завидной точностью. (Тут нельзя не вспомнить выпускавшийся ранее РПГ-16. Многие ветераны до сих пор вспоминают высокую точность стрельбы из него обусловленную, в т.ч. и, калиберной гранатой.)
3. Чрезмерное удлинение системы (ок. 0,5 метра) при заряженном тандемном боеприпасе ПГ-7ВР делает практически невозможным нормальное перемещение, из-за резкого ухудшения условий балансировки оружия увеличивает время и усложняет прицеливание.
4. Усложнилось прицеливание – ранее использовались выстрелы с практически идентичной баллистикой, теперь же, используются четыре выстрела с различной баллистикой: 93-мм ПГ-7ВЛ, 105-мм ПГ-7ВР и ТБГ-7В, 40-мм ОГ-7В. Это делает сложным для стрелка расчёт поправок. Да и сетка оптического прицела ПГО-7В3 оказывается сильно перегруженной метами для прицеливания.
5. Так и не добавлена рукоятка для переноски. Видимо это очень сложное и дорогое устройство.
6. Переноска боеприпаса ПГ-7ВР длиной 1,3 м (в сборе с зарядом) крайне неудобна. Не многим более удобными качествами в аналогичном смысле обладают и выстрелы с ТБГ-7В – этакий карандаш со здоровенным набалдашником.
7. Отсутствие у выстрелов герметизирующего контейнера приводит к определённой зависимости точности выстрела от погодных условий. Более того, при длительном пребывании выстрела в сборе (т.е. граната присоединена к метательному заряду) в полевых условиях пороховые метательные заряды могут отсыреть – не спасает даже толстое лаковое покрытие.
В 1976 на вооружение ВДВ и СпН ГРУ СССР, для замены имевшихся РПГ-7Д был принят гранатомёт РПГ-16 "Гром". Конструктивно он был в общем то подобен подобен РПГ-7Д и даже сильно походил на него внешне. Отличался же, прежде всего использованием резко улучшенного по точности боеприпаса – гранаты ПГ-16В. В число факторов обеспечивших высокую точность можно отнести: использование калиберной гранаты уменьшающей рысканье на старте, шестилопастный (а не четырёхлопастный) стабилизатор, оригинальное круговое размещение сопел двигателя, высокую скорость полёта (максимально она достигала 475 м/с).
Однако, у него имелись и недостатки:
1. Наиболее важным из них, обусловившим его снятие с вооружения, стала малая бронепробиваемость гранаты – ок. 300-320 мм. Калибр в 58 мм не мог обеспечить поражение танков 3-го поколения. (Хотя, само отношение пробиваемости к калибру – 5,5 – было для того времени очень высоким показателем.)
2. Хотя сошки и наличествовали, но опять таки отсутствовало такое высокосложное устройство как ручка для переноски.
3. Вес гранатомёта получился завышенным – 8,83 кг с прицелом и сошками.
4. Высокая начальная скорость гранаты (250 м/с) увеличивала зону безопасности при выстреле.
5. Сохранились также и "болезни" РПГ-7: значительный "мёртвый" вес после расходования б/к и негерметизированный выстрел.
В 1989 г. на вооружение поступает новый образец – 105-мм многоразовый гранатомёт РПГ-29 с жутким именем "Вампир". В отличие от всех других образцов баланс отрицательных и негативных качеств которых всегда был в пользу первых, этот так и не заслужил, наверное, ни одного доброго слова.
1. Несмотря на то, что гранатомёт разделяется в походном (и для десантирования) положении на две части, соединённый в боевом положении он имеет непомерно большую длину (1780 мм), а если учесть, что непосредственно на поле боя он должен постоянно находиться именно в таком положении, то участи бойца-гранатомётчика не позавидуешь. (Это было вызвано тем обстоятельством, что стремясь обеспечить безопасность стрелка от потока газов, конструкторы пошли на оригинальное решение – при пуске, весь стартовый заряд сгорает в пределах пусковой трубы.)
2. Гранатомёт перетяжелён, его вес (с прицелом и сошкой-упором) составляет более 11,5 кг.
3. Если предыдущие образцы не имея ручки для переноски всё ж можно было перехватить за сравнительно тонкий ствол, то за этот иначе как сразу двумя руками и не ухватишься.
4. Несмотря на то, что уже давно было известно о неприятностях с метательными зарядами, новый выстрел опять таки не имеет герметичной упаковки. Это портит в общем то неплохое впечатление от обладающей высокими пробивными способностями тандемной кумулятивной гранаты ПГ-26В, конструкция БЧ которой идентична применяемой в ПГ-7ВР.
5. Несмотря на отсутствие мощного потока газов их хвостовой части ствола, беспламенным выстрел так и не сделали – вспышка в передней части с лихвой это компенсирует.
В общем, несмотря на понятное желание конструкторов создать высокоточное пехотное оружие с высокими характеристиками БЧ оно не увенчалось успехом и прежде всего из-за явной неэргеномичности.
Перейдём теперь к оценке одноразовых гранатомётов. Сначала о противотанковых.
Первоначально, здесь однозначно восторжествовал компоновочный принцип американского гранатомёта М72, при котором, граната помещена в герметичный раздвижной транспортно-пусковой контейнер с простейшими механическими прицельными приспособлениями. Первым отечественным образцом такого гранатомёта явился РПГ-18 "Муха" выпущенный в 1972 г. Он стал наиболее известным образцом, а его название – "Муха" – стало своеобразным именем нарицательным для обозначения всего класса подобного оружия.
Через 9 лет принимается новый гранатомёт – РПГ-22, который имел значительно большую бронепробиваемость – она была повышена с 250 до 350 мм. Однако, использование этих образцов в войсках выявило весьма неприятную особенность – если гранатомёт приведен в боевое положение (раздвинут), то его уже нельзя перевести в походное. А необходимость этого случается весьма часто. И вот, после выпуска сравнительно небольшой серии РПГ-22 тот был заменён на совершенно новый образец – РПГ-26.
В отличие от предшественников он уже имеет обратный перевод, да и раздвижным, собственно, уже не является – для приведения его в боевое положение и обратно достаточно за 2-4 секунды сделать три простейшие операции. Однако, бронепробиваемость нового гранатомёта (400 мм) стала считаться уже недостаточной и параллельно ему был разработан и вскоре принят на вооружение гранатомёт РПГ-27 БЧ которого, выполнена по тандемной схеме, а бронепробиваемость доведена до 600 мм за (т.е. после преодоления) НДЗ.
Поскольку РПГ-18 "Муха" и РПГ-22 "Нетто" являются явно устаревшими образцами, то рассматривать мы их подробнее не будем и сразу перейдём к более новым: РПГ-26 "Аглень" и РПГ-27 "Таволга".
Хоть этого никто и не ожидал и, видимо, никто не заказывал, теоретически не обосновывал, никто не давал никаких техзаданий, но, сложилась de facto, весьма удачная картина, когда на снабжении имеются сразу два образца – лёгкий и тяжёлый. Если для поражения танка оснащённого НДЗ или многослойной композитной бронёй пробиваемости РПГ-26 не хватит, то используется РПГ-27; а вот для поражения более лёгких бронецелей – БТР, БМП, БРМ, автомобили и др. – РПГ-26 хватает вполне. Таким образом получается явный выигрыш по весу носимого боекомплекта. Более того, сопоставление ТТХ этих и лучших иностранных образцов (АТ4, АТ12T, APILAS, LAW-80) выявляет довольно высокое совершенство отечественных.
Среди же недостатков можно выделить:
1. Отсутствие каких либо прицельных приспособлений кроме как простейших механических. Это, фактически, приводит к тому, что на поражение цели расходуется два боеприпаса – первый для пристрелки, второй для поражения. Неудобства и даже опасность подобной ситуации в ПТО очевидны и не требуют доказательств. Также, это снижает результативность стрельбы по движущимся целям даже на заявленных эффективных дальностях – 150-200 м низводя её до уровня в 80-100 м максимум.
2. РПГ-26 и РПГ-27 не обеспечивают безопасную возможность стрельбы из закрытых помещений т.к. принципиальный конструктивный подход заключался в придании запущенной гранате начальной скорости в 130-140 м/с, что требует значительной открытой зоны позади стрелка для безопасной стрельбы (в этом плане даже лучше РПГ-7, для него требуется расстояние в 3-4 метра от обреза трубы до стены).
3. Неприемлемым является неудачное расположение источника звука по отношению к стрелку. Решение такой задачи путём комплектования РПГ-26/-27 берушами неудачно.
4. Если РПГ-27 должно являться сугубо противотанковым средством и все усилия объективно должны были быть направлены в этом ракурсе, то для РПГ-26 было бы заманчиво иметь возможность лучших характеристик по поражению также и ж/с противника.
5. При разработке гранатомётов недостаточно мер было предпринято по уменьшению их длины. И РПГ-26 и РПГ-27 можно было бы сделать значительно короче, что серьёзно улучшило бы удобства при их переноске.
6. Стоит обратить внимание и вот на что: одноразовые РПГ рассматривались как внештатное оружие усиления, выдаваемое в соответствии с поставленной задачей. Соответственно, если у многоразовых РПГ имелись штатные расчёты, проходящие соответствующие тренировки по их использованию, то об одноразовых РПГ л/с имел крайне смутное понятие – обычно обучение ограничивалось только демонстрацией такового. Т.е. с одной стороны, действительно имеется оружие, которое не требует от его применяющего особой специальной подготовки – достаточно прочесть памятку на корпусе, а с другой – отсутствуют соответствующий навык. Хотя это уже более относится к оргмероприятиям, но тем не менее такой оборот надо учитывать.
Теперь обратимся к не противотанковым, или как их теперь принято называть, штурмовым гранатомётам.
Приоритет в этой области несомненно принадлежит отечественному ОПК. В мире, кроме России, оружие подобного класса производят в небольших количествах только США, Израиль и Германия – это фугасный боеприпас к гранатомёту SMAW (он же В-300 в Израиле), американский "противобункерный" гранатомёт М141, а также германский "противобункерный" выстрел "Bunkerfaust" к РПГ "Panzerfaust 3". Причём оригинальностью отличается только "Bunkerfaust", а остальные представляют собой просто полностью ВВ стандартные БЧ но без КУ выемки. Однако, при этом, надо отметить хорошую фугасность выстрелов М141 и SMAW, что является не маловажным фактором.
Основные недостатки РПО-1 "Шмель" принятого на вооружение в 1984 г. заключается в следующем:
1. Большой вес боеприпаса (бол. 11 кг) с трудом позволяет переноску двух единиц оружия (в стандартном вьюке) самому стрелку-огнемётчику и не позволяет "раскинуть" дополнительный б/к на других бойцов, т.к. вызывает явную их перетяжелённость.
2. На этот образец также распространяются трудности при стрельбе из закрытых помещений – необходима большое свободное пространство позади стрелка.
3. Штатные постоянные прицельные приспособления не позволяют вести огонь на заявленной эффективной дальности в 600 м, для этого необходимо использовать специальный оптический прицел ОПО-1, который поставляется отдельно (а чаще всего, не имеется вообще). Но и при его использовании надёжно поразить цель можно на дальностях не свыше 400 м при благоприятных условиях. Завышенные требования по максимальной дальности – 1000 м – видимо и послужили одним из факторов к перетяжелению системы (другим фактором стал металлический корпус).
4. Не лучшим образом сказывается на удобстве переноски длина системы – 920 мм и отсутствие рукоятки.
В кон. 90-х гг. появляются два новых образца одноразовых гранатомётов с термобарическими БЧ. Один из них сделан на основе РПГ-27 и носит наименование РШГ-1, а другой – на основе РПГ-26 и называется РШГ-2. Наконец во 2-й чеченской компании был использован и новый гранатомёт РМГ сделанный уже, в свою очередь, на основе РШГ-1 и предназначенный для действий на урбанизированной местности.
Наряду с теми замечательными возможностями, которые дают боеприпасы подобного рода, они унаследовали и часть недостатков свойственных своим противотанковым прародителям.
В таблицах Приложений приведены ряд основных ТТХ образцов.
В заключении этой части, хочу подчеркнуть, что данная критика проводится не с целью охаять несомненно хорошие и нужные образцы, а для того, что бы объективно оценив их недостатки принять новое оружие уже избавленное от них.
This post has been edited by 098 on 18 Apr 2007, 15:34