Не будет преувеличением сказать, что Барака Обаму в Москве ждут с особым нетерпением. Ни на одной другой стране российская внешняя политика не сосредоточена так, как на США. Чем обернется приезд американского президента: реальным потеплением или очередной ничего не значащей декларацией? В конце концов, список разногласий между Америкой и Россией за минувшие годы вырос настолько, что отношения между странами, по выражению российского президента, скатились чуть ли не до уровня «холодной войны».
Москва замерла в ожидании. Ни один мировой лидер, ни один иностранный политик не вызывает у россиян столько интереса, сколько первый темнокожий президент США. Не только потому, что сейчас Обама – самый влиятельный человек на свете, но еще и потому, что он, подобно своему соотечественнику О’Генри, вполне заслуживает титула «Великого утешителя».
Большую часть своего времени на новом посту Обама провел в зарубежных поездках, раздавая направо и налево обещания. Друзьям и врагам США, союзникам и конкурентам он сулит «новую страницу» в отношениях, мир-дружбу и взаимное уважение. На этом «празднике любви» России отведено особое место: в самом начале своего правления Обама поспешил прислать в Москву нового Госсекретаря Хилари Клинтон с огромной красной кнопкой «перезагрузки отношений».
Сработает ли эта кнопка – вот в чем вопрос. Несмотря на оптимистичное утверждение посла США в России Джона Байерли о том, что «у наших стран гораздо больше общих интересов, чем разногласий», следует признать, что список разногласий за последние годы частично поглотил список общих интересов. У Кремля скопилось множество претензий к Белому дому. Это и расширение НАТО на Восток, и элементы ПРО в Польше и Чехии, и серьезное недоверие к американским предложениям по ядерному разоружению.
У Америки также немало вопросов к России: например, поддержка Ирана в вопросе ядерной программы и тесные контакты Кремля с ХАМАСом, признанным на Западе террористической организацией. Досадная оплошность, допущенная американскими дизайнерами знаменитой «кнопки», лишь проиллюстрировала реальное состояние российско-американских отношений: вместо русского слова «перезагрузка» они выгравировали рядом с английским «reload» — «peregruzka». И в самом деле – повестка весьма перегружена противоречиями.
После многих лет нараставшего отчуждения отношения между Россией и США достигли нижней точки в августе прошлого года, после «пятидневной войны» на Кавказе. Не лучшим образом сказались на них и постоянные «лекции Кондолизы Райс» – так назвал поучения бывшего госсекретаря США Дмитрий Медведев, который, впрочем, иронично признался в том, что, мол, их ему теперь будет недоставать.
Тон выступлений Хиллари Клинтон, как и самого Барака Обамы, по общему признанию, выгодно отличается от тех лекций, однако многие политики в Москве склонны объяснять мирные декларации новой администрации Белого дома, скорее, сложной экономической ситуацией в США, нежели искренним желанием начать отношения «с чистого листа».
Тем не менее, определенные надежды на потепление имеются, и быстрее всего успех ожидается в области ядерного разоружения. Обама желал бы в качестве первого шага ограничить количество ядерных боеголовок на стратегических ракетах до 1000 штук. Медведев, в свою очередь, говорит о количестве «меньше 1700» и о продлении договора «Старт-1», действие которого заканчивается в декабре этого года.
За этим стоят практичные соображения: Россия, также весьма ослабленная текущим кризисом, не в состоянии вооружиться новыми ракетными системами «Тополь-М» в сроки, предусмотренные ранее. Кроме того, содержание ракетных войск обходится стране примерно в 2,5 млрд евро в год – сумма более чем солидная. Сильный аргумент в пользу сокращения ядерного арсенала – впрочем, сокращения не слишком резкого и масштабного – не такого, к которому призывает Обама.
Предложенные президентом США новые рамки будут, по мнению Кремля, означать для России ни что иное, как отказ от последнего «козыря» в игре против Америки и Китая: в области конвенциональных вооружений Москва безнадежно отстала от Вашингтона, а Пекин в последние годы наращивает свою военную мощь с пугающей скоростью. Так что России вовсе не улыбается «похудеть» до уровня «средних» ядерных держав вроде Франции и Великобритании.
То, что русские после поражения в Холодной войне оказались «золушками» и в вопросе разоружения – это факт. Из договора, ограничивающего противоракетную оборонную мощь Вашингтон в одностороннем порядке вышел еще в 2002 году. Соглашение об ограничении конвенциональных вооружений в Европе США обсуждать не намерены. Договоренность об уничтожении ракет средней дальности приветствует исключительно Белый дом. Дело в том, что самой Америки могут достичь лишь межконтинентальные баллистические ракеты, в то время как в непосредственной близости от России подобными системами уже сейчас обладают Индия и Пакистан, а в скором времени к ним могут присоединиться Северная Корея и Иран.
Итак, за желанием Обамы достичь «безъядерного мира» российские политики в лучшем случае видят «прекрасную мечту», а в худшем – ловушку, поставленную с целью ослабить роль России как мировой державы. Ряд экспертов советуют Дмитрию Медведеву предлагать его американскому коллеге что-либо конкретное лишь в том случае, если Россия получит взамен также нечто полезное для себя, и ни в коем случае не продолжать традицию «даров гостям». До сих пор в ответ на подарки НАТО все ближе подкатывалось к российским рубежам. Для начала Кремль связал переговоры по ядерному разоружению с вопросом американского противоракетного проекта в Польше и Чехии – он должен быть либо прекращен, либо реализовываться совместно с Россией.
Также весьма далеки друг от друга позиции США и России по государствам бывшего СССР. Америка старается «привязать» их к себе, в то время как Россия, по словам Медведева, считает их «сферой своих привилегированных интересов». Наряду с Кавказом серьезный конфликтный потенциал скрывается на Украине. Если эта страна с ее 46 млн населения и столицей, которую называют «матерью городов русских», вступит в НАТО, Россия потеряет основную базу Черноморского флота.
В этой локальной геополитической игре основную ставку Кремль делает на скептическое, если не прямо враждебное отношение к НАТО, выказываемое многими украинцами. В такой ситуации популярный и «многообещающий» Барак Обама для России – скорее, раздражающий фактор, нежели предвестник всеобщего мира и взаимного уважения: ведь так же лучезарно, как он улыбается россиянам, он станет улыбаться и украинцам – он уже пообещал посетить Киев в скором будущем. Уж если что и умеет американский президент, так это очаровывать иностранцев. Этот талант он демонстрировал везде, где успел побывать. Не купятся ли украинцы на эту открытую улыбку, не повернутся ли лицом к НАТО?
По большому счету, как это ни прискорбно, реального прорыва в отношениях между Америкой и Россией от визита Обамы в Москву ждать не приходится. В области улыбок Обама опережает Медведева так же, как Америка опережает Россию в области вооружений. А раз так – обоим президентам предстоит не столько дружеское общение, сколько жесткая торговля за каждую запятую в новых соглашениях. К чему она приведет – скоро узнаем.
Борис Альтнер
http://www.rosbalt.ru/2009/07/04/652218.htmlეს კეია...
* * *
IIIდა ისე მაგათ შორის დედავშჩინა არაა?