რავი მემგონი საინტერესო სტატიაა ანალიზისთვის.
შეიძლება ბევრი გაბუქება ან უზუსტობა იყოს მაგრამ
მაინც საინტერესოა აფხაზეთგამოვლილი არსენალელების აზრი ამ სტატიაზე. საკმაოდ ვრცელია და მხოლოდ ნაწყვეტებს მოვიყვან. ისე მთლიანად წაიკითხეთ:
Батал ДЖОПУА: “Противник всегда должен тебя недооценивать!”
О первых днях войны 1992-1993 гг. и штурме Сухума, а также о боевых операциях, проводимых на Восточном фронте, с бывшим командиром разведывательной группы начальником штаба Восточного фронта Баталом Джопуа
http://www.abkhaziya.org/confer/batal.html- Как захватывали танки?
- Я не знаю, но с моим братом было так: на фланге вышел на них один танк. Он выехал из-под железнодорожного моста и хотел заехать на автомобильную трассу. Мой брат взял бутылку, выбежал на трассу, лег на асфальт и ждал. Танк начал залезать на трассу по склону и скатывался обратно. Мотор не тянет! Тогда он развернулся и пошел под мост с другой стороны… Брат пошел за танком. А тот под мост не идет, так как нашего одного пацана увидел на мосту и боится, что тот в него что-нибудь кинет сверху. Танк ствол задрал и стреляет в парня, а тот прятался наверху. Брат сзади подполз и кинул бутылку… не загорелась смесь… Танк задний ход дал, отъехал и начал стрелять с другого места. Брат снова пополз за ним… Снова кинул бутылку. Танк задергался, из башни крики послышались: “Вашу мать, где пехота?! Сейчас развернусь и расстреляю город!”.
У брата к этому моменту осталось две бутылки. Он начал из одной переливать смесь в другую и разлил на руку. Когда поджег, то рука загорелась и он не видел из-за огня где находится танк. Тогда он руку за спину убрал, танк увидел и кинул третью бутылку. Танк уполз под мост и встал над миной. Мина была закопана слишком глубоко и не взорвалась. Но в этот момент танк задрал ствол и выстрелил в того парня, который был на мосту, от удара мина детонировала и танк подорвался.
В этом танке как раз был какой-то родственник Тамаза Нодарейшвили… Экипаж выпрыгнул из танка, этот парень Нодарейшвили в кустах с пистолетом и гранатой стоял… Когда его заметили, он подорвал себя гранатой. Но, как брат рассказывал, до него ни кому дела не было, все видели в его руках пистолет и стремились захватить именно пистолет.
- Не могу понять, как так легко грузины отдавали технику?
- Мы ведь тоже теряли технику и иногда, на самом деле, получалось - слишком легко. Например, Айк Кесян и Хвича потеряли танк “Тигр”. Пытаясь спрятаться от авиации, задним ходом заехали на бетонный бордюр и повисли. А снизу уже поднимается грузинский танк. Вызвали БМПшку, она начала его прикрывать, но бес толку. Тогда он решил стволом орудия упереться в дерево и сдвинуть танк. Ствол застрял между деревьями… Все! Пришлось бросить… Кикел уже поднялся, башню повернул – расстреляет. Ничего унести не удалось, все пришлось бросить, выпрыгнуть и уйти. Еще один раз Айк подорвался на мине на тамышском направлении. Не сходя с места, выпустил весь боезапас по противнику, упорно сопротивлялся. Командир полка находился на трассе со своим танком, Айк побежал к нему, попросил помочь вытащить танк, но этот танк тоже подорвался на мине… Погнали третий танк, он завяз в болоте и его пришлось оставить. Другое дело, как брали танки…
Тот же экипаж “Тигра” бьет по танку врага осколочным снарядом, чтобы оглушить экипаж и взять танк целым. Четыре грузинских танка Айк Кесян взял таранными ударами!
- А с каким количеством техники закончили войну?
- Ну, не очень впечатляюще… в середине войны у нас было, кажется, 7 танков, а закончили с тремя или четырьмя. В июльской наступательной операции мы потеряли вообще все танки и у нас остался только один.
- Поговорим о грузинской авиации.
Я знаю, что как раз на Восточном фронте сбили “черного полковника” Джими Майсурадзе. Кажется, это было над Киндги?
- Над Атарой. Это был ПЗРК Артура Тарба. К нам с гумистинского фронта прибыло два человека: Адгур Ардзинба и Артур Тарба. Не помню, где мы расположили Адгура, но Артура отправили в Атару. Артур очень часто менял позиции, пытался поймать этот вертолет. 24 декабря на гумистинском фронте было какое-то очередное перемирие, грузины перебросили на наш фронт силы и средства и начали масштабное, по всему фронту, наступление. С Атары было видно, как горел весь фронт. Началось наступление с бомбо-штурмового удара, затем артподготовка, потом пошла техника и пехота. Если не ошибаюсь, то бой начался часов в 11 по всему фронту. Я и заместитель по оперативным вопросам Заза Зантария оказались на этом фланге специально, зная, что что-то готовится. Мы наблюдали активность, ночные передвижения: противник двигался нагло, без светомаскировки. У нас были установлены специальные позиции, которые назывались “счетчики”. Там сидели люди с рацией и каждый день считали машины. Информации было много, и мы даже докладывали эту информацию в Гудауту. Не знаю, насколько им это было надо… Когда началось наступление, мы находились на атарских позициях. Когда появилась авиация – этот самый вертолет, я понял, что у них не получается ничего. Вертолет делал круг, не помню, чтобы он стрелял, видимо проводил разведку. Вдруг что-то от него отлетает, кажется, это был винт и вертолет упал. Само собой, все абхазцы бросили бой и побежали смотреть… Это была не первая потеря грузинской авиации, но резонанс был большой, потому что Майсурадзе был законченный гад и известная личность. До этого тоже сбивали…
- А откуда узнали, что это был именно Майсурадзе?
- Там все равно общались между собой наши люди, передавали приветы друг другу…
Атарцы многие в аэропорту работали… Вот так Майсурадзе и сбили. Мы тут же сообщили по рации по всему фронту эту новость, а с других участков начали поступать данные о других потерях врага, кто-то 5 танков подбил, кто-то 2, кто-то захватил какую-то технику. Через каждые несколько минут шли такие доклады и, как мне известно, в этот день мы не потеряли ни одного человека убитым. Только на следующий день потеряли сразу несколько человек убитыми в Киндги и еще где-то… Арсдзыхских ребят двоих потеряли, но в тот день только раненые были. Удивительно!
Авиацию грузины использовали против нас очень активно. Были и достойные люди - например пилот, сбитый нами во время перемирия, когда он пересек зону, запрещенную для полетов.
Фамилия пилота была Надирашвили… Очень достойно себя вел в плену, очень достойно себя вел при обмене и затем был объявлен чуть ли не предателем и, кажется, уехал из Грузии. Когда его сбили, он катапультировался и приземлился во дворе абхазского дома. Хозяйка дома подметала двор, подняла голову и видит: опускается парашютист! Она испугалась – думала, десант высаживается… Летчик приземлился и спрашивает ее, где тут речка или море. Он хотел по речке спуститься к морю – к своим. Женщина поняла, что он сбитый грузинский летчик и набросилась на него с веником, которым подметала двор. Не отпустила! Тут же подоспела вооруженная группа, и летчика взяли в плен. Он содержался на гауптвахте в Ткварчели вместе с нашими бойцами, которые тоже там содержались за различные провинности. Они его жалели и подкармливали… Вообще его поведение было таким, что даже следователи часто вызывали его на допрос, чтобы просто покормить. Он чуть-чуть кушал, а остальное нес в камеру, чтобы угостить тех, с кем сидел. Его меняли в присутствии грузинских журналистов, и когда те его спросили, откуда на его лице ссадины и синяки, Надирашвили честно ответил, что его побила абхазская женщина. “Я им не подарки дарил, а бомбил их” сказал он журналистам, и все вопросы сами собой были сняты. Когда он уезжал, то оставил свои адреса, телефоны…
В февральских меркульских боях грузинам удалось взять группу из 7 человек и медсестру. Командиром группы был Александр Жук. Люди были живы вплоть до момента обмена, а уже на обмен они привезли убитых. Трупы были припудрены, чтобы скрыть следы издевательств, ожоги… Медсестру звали Ира Курская, ее вообще изрезали, обожгли. Вот так нам убитых отдали… Хотя мы прекрасно знали, что люди были живы, их взяли живыми! И мы привели на обмен живых… Но когда такое увидели, то прямо на их глазах их людей убили.
2001 წლის გილაევის შესვლაზე კოდორში
- Можно сказать, что это была успешная операция грузинских спецслужб по вербовке ваххабитов и прочих боевиков?
- Можно. У грузин было две цели: спрятать этих людей, находившихся в Панкиском ущелье, и использовать их в Абхазии. Им это удалось!
А перебрасывали их на армейских автомашинах, и в СБ есть номера машин, типы, кто у какого зубного врача зубы лечил, в какой пекарне сколько хлеба купили. За месяц мы уже все это знали. Мы знали, что они переходят в Кодорское ущелье и накапливаются в мегрельских районах. Это не было секретом, и мы их ждали.- А чем все закончилось?
- Отряд был в 500 человек, и практически половину отряда они потеряли убитыми и ранеными. Цель не была выполнена.
Отряд Гелаева был отвлекающим, но на тотальную войну грузины не решились.- Насколько действенной была помощь России при ликвидации банды?
-
Я знаю, что со стороны моря был нанесен ракетный удар. Я видел эти ракеты в воздухе. Мои разведчики засекли в небе беспилотный летательный аппарат, зарисовали его. Долго висел в воздухе, а у него небольшой радиус. А уже после этого произошел запуск ракет, и я видел три следа. Говорят, что эффективность удара была колоссальной. Ракеты попали прямо в группу расположившихся на отдых боевиков численностью около 60 человек. Гелаев был ранен в бедро и живот уже на пятый день боев, и его вынесли.ძაან დაწვრილებით აქვს აგრეთვე აღწერილი ტამიშის ოპერაციის მოსამზადებელი ეტაპი და ვფიქრობ საინტერესოა
Меня постоянно преследуют мудрые мысли... но я быстрее...