
დუშეთში დაბადებული 35-ე სკოლის აღზრდილი გიორგი კაიშაური...უთამაშია თბილისის დინამოს დუბლებში (1961), დუშანბეს "ენერგეტიკში" (1965), გურჯაანის "ალაზანში" (1964), თბილისის "ლოკომოტივში (1966-67) იქედან წავიდა ორჯონიკიძის "სპარტაკში" (1968-77) კარიერა დაასრულა ასტრახანის "ვოლგარში"
Георгий Кайшаури: Руководство тбилисской «Локомотиви» не хотело отпускать меня во Владикавказ и написало «телегу» в Федерацию с просьбой о моей дисквалификации"
Один из популярных футболистов, нападающий орджоникидзевского «Спартака» 60-70 годов Георгий Кайшаури рассказал о том, как легендарный борец Савкуз Дзарасов спас его от двухлетней дисквалификации, как летал в одном самолете со звездами советского футбола Михаилом Месхи и Гиви Чохели, а также о том, как отказал Николаю Петровичу Старостину в переходе в московский «Спартак».
- Гоги, когда-то считалось престижным быть воспитанником знаменитой 35-й тбилисской футбольной школы, из которой вышли легендарные личности. Тебе посчастливилось быть ее выпускником. Кто был в ней твоим первым наставником?
- Тоже легендарный человек – Андрей Иванович Зазроев. В то время мечтой всех грузинских мальчишек было попасть в дубль тбилисского «Динамо». И для меня эта мечта сбылась, хотя и продолжалась кратковременно. Никогда не мог себе представить, что буду лететь в одном самолете в Москву с такими звездами, как Михаил Месхи, Гиви Чохели, Шота Яманидзе, Заур Калоев и другими.
- Чем еще запомнился твой начальный тбилисский период?
- Участием в финале первенства СССР среди юношей в составе тбилисской ФШМ в Калиниграде. Там я получил приз лучшего нападающего, но вернулся со сломанной ногой, из-за чего не играл полгода.
- А кто был виновником ЧП?
- Вратарь московского «Динамо» Ракицкий.

- Это тот самый Александр Ракицкий, которому ты забил в 1969-ом в Питере, когда играли с «Динамо» на «Петровском»?
- Да, именно тогда я с ним и «расквитался» (смеется). Та победа для “Спартака” была весьма значима. Она приоткрыла нашей команде дверь в финальную пульку в Симферополе.
- Как известно, что с Андреем Ивановичем ваши пути-дороги снова сошлись в Гурджаани, откуда спустя год вы вместе уехали в Душанбе. Однако в «Энергетике» оба долго не задержались. Потянуло в родные края?
- Можно сказать, что именно так. Но толчком послужило приглашение от самого метра грузинского футбола Автандила Гогоберидзе, тренировавшего тогда тбилисский «Локомотив».
- За два сезона в «Локомотиве» ты забил 17 голов, а в дебютном за «Спартак» - сразу 18. Запомнил, какой команде забил первый гол?
- Такое разве забудешь - по иронии судьбы тбилисскому «Локомотиву». Его руководство не хотело отпускать меня во Владикавказ. И написало «телегу» в Федерацию футбола СССР с просьбой о моей дисквалификации. Ее поначалу удовлетворили и отправили меня в «ссылку» на два года. Однако вскоре все кардинально поменялось, и я был реабилитирован.
- Что стало причиной такой милости?
- О, это была целая эпопея, продолжавшаяся десять дней в Москве… за столом ресторана «Метрополь». За старшего сидел председатель Северо-Осетинского ДСО «Спартак» Савкуз Дзабоевич Дзарасов. Его тонкая дипломатия убедила московских чиновников из Федерации поменять решение. После чего я был заявлен, и снова оказался под крылом Андрея Ивановича Зазроева.
- Вообще-то, тот 68-ой год был для тебя богат на события.

- Да, я был включен в сборную РСФСР, с которой выезжал на товарищеские матчи в Алжир и Египет. Вместе с Борей Конфедератом после окончания сезона вошли в список 22-х лучших российских футболистов. За что получили звания мастеров спорта СССР. А ещё была встреча в Москве с патриархом советского футбола Николаем Петровичем Старостиным на его квартире, в присутствии главного тренера московского «Спартака» Никиты Павловича Симоняна. Они сказали, что ищут замену Николаю Осянину и предлагают этот вариант мне. Я сказал, что подумаю. Но потом от такого заманчивого предложения отказался.
- Почему?
- В то время Андрей Иванович стал работать главным тренером «Спартака» и не хотелось его лишать моей поддержки. Ведь он был для меня почти как отец.
- Тренерскому тандему Зазроев - Цаликов помогал выходить в высшую лигу начальник команды Владимир Дзамболатович Карасаев. Что ты можешь сказать об этом человеке?
- Только хорошее. Неутомимый оптимизм и безудержная фантазия в нем сочетались самым необыкновенным образом.
- Говорят, что он забивал самому Льву Яшину и присутствовал при пленении Отто Скорцени?
- Об этом можно только догадываться (улыбается).
- О пульке в Симферополе, наверное, до сих пор вспоминается?
- Конечно. Выход в высшую лигу - был праздником души. Всё помню, как вчера. Даже выражение лица Валерия Лобановского, убитого поражением. И ещё недоумение Андрея Бибы, заканчивавшего свою футбольную карьеру в «Днепре».
- В высшей лиге ты забил 8 голов, больше всех в команде. Какие из них тебе больше всего запомнились?
- Гол в ворота Виктора Банникова в победной игре с «Торпедо» в Москве, и два гола «Шахтеру», который мы обыграли как дома, так и на выезде.
image
- Хотя вы и покинули высшую лигу, любить «Спартак» не перестали. В том числе и в эшелонах власти. Ваш друг Владимир Копин рассказал, как после дружеского визита к председателю Совмина Цагараеву Михаилу Гацировичу буквально через несколько дней тебе вручили ключи от трехкомнатной квартиры.
- Да было такое, за что я был очень благодарен этому человеку, страстному болельщику «Спартака». Это сейчас футболисты сами покупают жильё. Благо доходы позволяют. Но по прошлым временам и мы были не бедными, хотя сравнения здесь неуместны. К зарплате мы получали по две, а иногда и по три доплаты на заводах. Кстати, до войны на одном из них – ВРЗ - работал мой дед по матери, уроженки Владикавказа.
- А как игралось в Астрахани, где ты поставил точку в своей футбольной карьере?
- За два сезона забил за «Волгарь» более 20 голов. Получал прилично и иногда не знал, на что и потратить эти деньги.
- Икру ложками ели?
- Не отказывал себе в удовольствии, тем более, что стоила она тогда всего три рубля за килограмм (смеется).
- Друзья называют тебя Герсоном. Чем обусловлено такое прозвище?
- Был такой футболист, ставший чемпионом мира в составе сборной Бразилии в 1970 году. А называют меня так, видимо, из-за внешнего сходства (улыбается).
- Скажи Гоги, окажись ты в молодые годы в наше время, кем бы ты был?
- Нападающим сборной России (смеется). (უნდა ეთქვა სამხერთ ოსეთის ეროვნული ნაკრების ..მაგრამ მოერიდა აშკარად
