"Торпедо" (Кутаиси) - "Пахтакор" (Ташкент) 1:4 (0:2)
30 октября 1970. Кутаиси. Центральный стадион. 8000 зрителей.
Судьи: Ю.Бочаров, С.Беляев, Ю.Черников (все - Москва).
"Торпедо" Кт: Д.Гогия, В.Читаури, А.Цверава (с 90, вр.), М.Шергелашвили, Р.Чохонелидзе, Ш.Окропирашвили (Г.Абзианидзе, 46), А.Еркомаишвили, Г.Анфимиади, Д.Векуа, Д.Херхадзе (И.Аладашвили, 46), Г.Кикава.
"Пахтакор": Н.Любарцев, С.Доценко (Вяч.Кузьмин, 67), В.Штерн, Р.Тургунов, Б.Петухов, Р.Юнусов, В.Солохо, Т.Исаков (В.Родионов, 76), Б.Абдураимов, В.Варюхин, В.Цыбин.
Голы: 0:1 Б.Абдураимов (13), 0:2 Т.Исаков (38), 1:2 И.Аладашвили (48), 1:3 Б.Абдураимов (86), 1:4 Б.Абдураимов (90, с пенальти).
Удаление: "Торпедо" Д.Гогия (90, вр.).
Примечание: с 90-й минуты вместо удалённого Д.Гогия место в воротах занял А.Цверава.
Дублёры - 1:1. Голы: Месхадзе - Якубов.
Источник: Андрей Б., личный архив
Ему позавидовал бы Пеле...
Знатокам футбола со стажем не надо напоминать, кто такой Владимир Штерн. Защитник ташкентского “Пахтакора”...провел за свою команду более 300 матчей в сезонах 1964-1973 ...
...Дело было на исходе сезона 1970-го. Мы уже обеспечили себе сохранение “прописки” в высшей лиге, а вот торпедовцам очки были нужны как воздух. Понятно, что сразу же по приезду хозяева начали нас обхаживать.
Но, наверно, прежде им надо было посмотреть, кто являлся старшим тренером “Пахтакора” (М.И.Якушин). А, во-вторых, учесть, что в составе ташкентцев играет прирожденный голеадор Берадор (в кругу друзей его зовут Эркин) Абдураимов, который никогда не упускал случая забить гол.
Хорошо, говорили гостеприимные хозяева, пусть “Пахтакор” во главе с Абдураимовым забивает сколько захочет. Мы забьем на гол больше. Насколько мне известно, никакой договоренности не было, да она и не могла быть в принципе! Но футболисты “Торпедо” вышли побеждать. Не одним, так другим способом.
А мы вышли играть, не опасаясь за исход матча. Получилось очень даже неплохо. К 86-й минуте вели - 2:1, и тут Эркин забивает третий мяч, лишая кутаисцев последней надежды! Вначале стадион онемел от горя, а потом пошли, разумеется, крики, требующие наказания команды, “не выполнившей принятых обязательств”.
А довершил “избиение” сам Абдураимов, реализовав пенальти, справедливо назначенный арбитром Юрием Бочаровым из Москвы, уже в добавленное время. 4:1!
Что тут началось!
Под градом камней и других метательных предметов пробрались в какое-то складское помещение, которое вот-вот должно было рухнуть под натиском разъяренной толпы.
Но самое примечательное, что мы не собирались ни сдаваться, ни отдавать хозяевам нашего Эркина. Оказалось, что здесь лежат копья (легкоатлетические), коими мы тут же вооружились. Кому не хватило копьев - пришлось хвататься за что попало.
В общем, ни футболисты, ни комментаторы Роман Турпищев и Ахбор Имамходжаев так просто сдаваться не собирались. Благо, спустя час после окончания матча подоспели по тревоге поднятые подразделения МВД.
Они спасли нас, вывезя под усиленной охраной в Тбилиси. Ужина, конечно, не было, зато с удовольствием съели сухой солдатский паек...
http://russian-bazaar.com/en/content/151398.htmИсточник: Gorsovet 2014-07-29 13:29:13
Изложенные факты источником Gorsovet не соответствуют действительности. Перед матчем у ,,Пахтакора'' еще не было обеспечено сохранение “прописки” в высшей лиге. Очки обим командам нужны были как воздух. Проиграв этот матч ,,Пахтакор'' никто не мог предвить остался бы он высшей лиге или нет (смотрите окончательный расклад таблицы). Доказано, что арбитр Бочаров имел ,,наказ сверху,'' что ,,Торпедо'' должен был проинграть любой ценой и этот ,,наказ'' он исполнил безупречно. За ним ведь наблюдал сам Гранаткин специально приехавший в Кутаиси на этот матч. Не буду пересказывать как пахабно он судил весь матч, к тому же он судил матч в пьяном виде. Для разговора не подпускал к себе даже капитана торпедовцев Цвераву. Матч мог закончиться без скандала, если бы он на последней минуте не ,,выдумал'' пенальти в ворота хозяев, именно этот пенальти вызвал бурю негодования у футболистов хозяев и зрителей. То что произошло после матча прямо на совести судьи Бочарова.
Беспорядки в Кутаиси, 1970
30 октября 1970 года была пятница. Именно тогда в Кутаиси местные торпедовцы принимали ташкентский «Пахтакор». И хозяевам нужна была только победа, иначе они покидали высшую лигу. Попытки «купить» игру не удались, тем более что на матче присутствовал председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин, который решил лично проследить за порядком в этой принципиальной встрече. Но порядка-то и не получилось, скорее наоборот. О попытках подкупа в своё время вспоминал главный судья той игры Юрий Бочаров: – Матч начинался в четыре часа, а в половине третьего начали меня из номера «вытаскивать». Местные. Звонят по телефону: выйди, поговорить надо. Понятно зачем…
Пора ехать на стадион. На лестнице меня встречают местный арбитр Тодадзе и человек, представившийся зав. административным отделом горкома партии: «Товарищ Бочаров! Слегка помочь надо. Вот здесь у меня 6 тысяч». И показывает свёрток. Мне почему-то весело стало. «Если уж продаваться, то за десять». Горкомовец кивнул: «Будет!»
На стадионе уже другой человек – из местной милиции – подошёл со свёртком: «Тут десять». Десять тысяч по тем временам – это как миллион сегодня. Да только… Что это, думаю, за идиота меня принимают? Если б имели серьёзные намерения, привезли бы, скажем, деньги в Москву, как, кстати, сегодня практикуется. А может, провоцируют. Свёрток, разумеется, не взял!
За десять минут до конца торпедовцы безнадёжно проигрывали 0:3. И тут Бочаров назначает пенальти в ворота «Торпедо». Вратарь Давид Гогия выскакивает из ворот и, подбежав к арбитру, бьёт его в лицо. Судья удаляет голкипера, но на него накидываются остальные игроки команды.
Своих кумиров поддержали болельщики (а стадион был переполнен) – они стали бросать на поле камни, выломанные из сидений доски. Футболисты «Пахтакора» бросились в раздевалку, понимая, что в противном случае им придётся туго. Однако убежать удалось далеко не всем: несколько ташкентцев вынуждены были найти спасение в центре поля, куда не долетали камни с трибун. Линейный судья этой встречи Сергей Беляев в опубликованной несколько лет назад своей докладной записке писал:
– И вот в тот самый момент, когда команды и судьи стали покидать поле, с трибун полетели камни. Если почти все игроки, за исключением Любарцева (вратарь «Пахтакора». – Авт.), успели скрыться под трибуну, то судьям пришлось вернуться в центр поля. Каждая наша попытка уйти прерывалась бросанием бутылок и камней. В этот момент пострадал кто-то из милиции. Так продолжалось минут 15–20. И лишь когда милиция потеснила хулиганов, удалось по одному – Любарцеву, Бочарову, Беляеву, Черникову – скрыться под трибуну.
Когда я оказался под трибуной, меня встретил Херхадзе и ударил в спину, а когда я пробегал мимо раздевалки торпедовцев, оттуда выскочил Цверава и нанёс мне удар кулаком по голове. Он же пытался ворваться в судейскую комнату, но не был допущен сотрудниками. Представители команды были ознакомлены с поведением игроков, действия которых были зафиксированы в протоколе главным судьей. Претензий к судейской бригаде не было, однако покинуть стадион мы смогли только спустя несколько часов. Примерно минут через сорок после окончания игры в судейскую комнату полетели камни. Хулиганы стали бить, поджигать стоящий на территории стадиона транспорт: милицейские мотоциклы и легковые автомашины. Вызванная пожарная команда не оказала никакой помощи сотрудникам милиции. Несколько раз за окнами были слышны выстрелы. Только прибытие дополнительных нарядов милиции и военных позволило нам выехать со стадиона в сопровождении оперативных машин.
Воинствующие кутаисцы перевернули и подожгли автобус «Пахтакора» и продолжали попытки пробиться в раздевалки. Команду гостей надо было немедленно эвакуировать, но пути к отступлению были отрезаны.
Через час прибыли дополнительные силы милиции и внутренних войск, вооружённые автоматами. Но болельщики были настолько возбуждены, что даже вид оружия их не отрезвил. Они бросились на милиционеров и солдат с палками, лопатами и ломами наперевес, после чего раздались первые выстрелы. Только тут толпа бросилась врассыпную. Людей потом долго отлавливали по дворам и подворотням, пытаясь выявить зачинщиков беспорядков. Различные источники сообщают об убитых и раненых с обеих сторон. Таков был мрачный итог кутаисской трагедии.
12 ноября в «Труде» появилась короткая статья под названием «Кутаисцы хлопают дверью», принадлежавшая перу заместителя председателя Спортивно-технической комиссии Николая Мечникова, из которой, как обычно, понять ничего было нельзя:
– А вот торпедовцам Кутаиси самообладания не хватило: проигрывая на своём поле «Пахтакору», они забыли о спортивном достоинстве и решили уйти из высшей лиги, «громко хлопнув дверью». Редкий случай удаления с поля вратаря и запрещение играть ещё трём футболистам – это первый отклик на беспрецедентный демарш игроков кутаисского «Торпедо».[1]
ამაზე აქამდე არაფერი ვიცოდი, თუ ვინმემ რამე იცით დაწერეთ