ადრე გივი გამრეკელი წერდა ესეთ ხალტურას
ეს იან გორელოვი ვინაა გაგიგიათ ვინმეს?
ЯН ГОРЕЛОВ
ВЕСЕЛЫЙ СПОРТ
ШАШЛЫК ПО-ЧЕМПИОНСКИ
На Олимпиаде-52 в Хельсинки грузинские борцы Давид Цимакуридзе (полутяжелый вес) и Арсен Мекокишвили (тяжелый вес) выиграли золотые медали. Два богатыря решили отметить это событие по грузинской традиции. Шеф-повар советской делегации, к которому они обратились за помощью, выделил им по этому случаю бутылку вина и торт. Чемпионам это не понравилось.
- Нет, - сказал Мекокишвили. - Нам нужен ящик "Гурджаани" и сколько можешь баранины.
С чемпионами, в число болельщиков которых входили Сталин и Берия, не спорили… Шеф-повар немедленно согласился.
Усевшись под деревом, друзья, разведя костер, стали жарить шашлык. Одна за другой опорожнялись бутылки, произносились нескончаемые грузинские тосты.
По мере того, как по окрестностям распространялся дразнящий аромат жареной баранины и росла батарея пустых бутылок, вокруг участников импровизированного застолья стала собираться олимпийская деревня. Все ждали: что произойдет, когда будет выпито вино, сумеют ли богатыри подняться из-за стола?
Наконец была опорожнена последняя бутылка. Мекокишвили, как ни в чем не бывало, встал и направился в столовую. Через некоторое время он вышел, держа в руках еще один ящик вина.
- Всех приглашаем к нашему столу, - объявили чемпионы.
Застолье продолжалось…
Откуда олимпийцам в Хельсинки было знать, что Мекокишвили и Цимакуридзе были известны в Грузии еще и как выдающиеся тамады. Каждый за вечер мог опорожнить ведро вина - около 12 литров. А настоящий грузинский тамада, сколько бы тостов он ни произносил, должен всегда быть трезвым!
ПОДНЯЛ КИЛОГРАММ - ПОЛУЧИЛ РУБЛЬ
Грузинский штангист Дмитрий Шанидзе, двукратный серебряный призер олимпийских игр, тяжелой атлетикой занялся довольно поздно - в 20 лет. Парень он был целеустремленный, много и упорно тренировался.
Как-то один спортивный болельщик поинтересовался у Шанидзе: зачем так нужно нагружать себя, какая от этого польза?
Шанидзе, величайший остряк и забияка, очень удивился:
- Как зачем? Ведь за каждый поднятый килограмм мне платят рубль.
- И много ты поднимаешь за тренировку? - поинтересовался болельщик.
- Две - две с половиной тонны…
- И каждый может записаться в секцию?
- Если у тебя хорошая комсомольская характеристика, нет проблем.
- Дашь адрес?
- Конечно, записывай: Электрический переулок, 4.
Болельщик немедленно исчез…
В Тбилиси по этому адресу находилась городская психиатрическая больница.
ГРУЗИТЕ ДЕНЬГИ ПАРОХОДАМИ
Двукратный олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Леван Тедиашвили из Тбилиси отличался хорошим чувством юмора. Своей жене он обычно говорил: "Если ты меня ищешь, а меня нет – значит, я уже ушел".
Вот так однажды где-то в середине 70-х годов Тедиашвили ушел и… оказался на турнире в США. Здесь он встретил старых друзей, иммигрировавших из Грузии. В беседе с Леваном они между прочим пожаловались, что за мешок советских денег здесь, в США, даже 100 долларов не получишь.
- Подождите, ребята, - прервал их Леван. - У меня с собой 200 долларов. Пришлите пару мешков в Тбилиси.
ПАРТИЙНЫЕ СОСИСКИ
Однажды с Леваном Тедиашвили мы встретились в здании ЦК КП Грузии. Выяснилось, что мы оба хотим есть, но на завтрак в закрытом партийном буфете ни у него, ни у меня нет денег.
- Сейчас что-нибудь придумаем, - пообещал Леван и исчез. Он появился минут через пять, потрясая в воздухе красной десятирублевой бумажкой - немалыми по тем временам деньгами.
- Ян, - кричал он мне из одного конца коридора в другой, - только мы с тобой здесь коммунисты. Все остальные жулики, у всех есть деньги.
Еда в закрытом партийном буфете была очень вкусной!
ГОЛОВА - НЕ КАМЕНЬ
Первый секретарь ЦК КП Грузии Эдуард Шеварднадзе как-то принимал группу известных спортсменов республики. В беседе речь зашла о том, что атлеты, у которых много времени занимают тренировки и соревнования, должны иметь льготы при поступлении в вузы. Присутствовавший на приеме Леван Тедиашвили внес предложение:
- Все правильно, - сказал он, - только борцам должны быть выделены особые льготы.
Поймав недоуменный взгляд Шеварднадзе, Леван пояснил:
- Батоно Эдуард, мы так часто ударяемся головой об пол, что у всех у нас смещение мозгов и потеря памяти.
Шеварднадзе шутку оценил. После окончания Института физкультуры Тедиашвили продолжил образование на престижном юридическом факультете Тбилисского университета.
ТЫ ЗАБЕЙ - Я ПРОДАМ
Перед финальным матчем 1981 года на Европейский Кубок обладателей Кубков с немецкой "Карл Цейс" тренеров и футболистов тбилисского "Динамо" принял первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе. Помимо крупных денежных премий игрокам за победу пообещали по новому автомобилю "Волга".
Когда беседа закончилась, Шеварднадзе попросил остаться лучшего нападающего "Динамо" Владимира Гуцаева.
- Вова, - обратился к нему лидер грузинских коммунистов, - если ты забьешь мяч и "Динамо" выиграет, обещаю тебе - лично я буду продавать все привезенные тобой лекарства.
Все знали, а тем более имевшие длинные уши органы, что свое безбедное существование Владимир Гуцаев поддерживал не столько футболом, сколько продажей привезенных из-за рубежа дефицитных лекарств, что вообще-то было распространенным явлением в те годы среди советских спортсменов.
Владимир Гуцаев забил гол в ворота немецкой команды, и "Динамо" выиграло.
Только до сих пор остается тайной, сдержал ли данное ему слово Эдуард Шеварднадзе.