Сценарист, режиссер, монтажер и продюсер.
Родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила (Orimattila) (1). Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец Аки занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Семья часто переезжает с места на место.
Мы ни разу не прожили много лет на одном месте, так что я в действительности ниоткуда особенно не происхожу... Я просто пытаюсь прикрыть свои деревенские корни, снимая городские фильмы...» (2)
Из Ориматтила семья Каурисмяки переезжает в Лахти, а затем и в Тойяла. Воспоминания этого периода позднее нашли отражение в фильме "Береги свою косынку, Татьяна" (1994). Аки вспоминает: «За городом, в середине 60-х, молодёжь была разделена на рокеров и хиппи. У рокеров были американские машины, около восьми вечера они собирались в центре города, чтобы сделать несколько кругов вокруг рыночной площади. У хиппи были бесформенные холщёвые сумки, украшенные символом мира, они слушали Битлз и психоделическую музыку. Я был хиппи, по примеру своих старших братьев и сестер, и я боялся всего на свете...» (4)
На стареньком автомобиле Rambler American, купленном отцом, Каурисмяки всей семьёй путешествуют по Европе и даже совершают поездку в Крым. По
словам самого Аки, это путешествие расширило его "романтико-патриотическое восприятие мира".
Начиная с детских лет, главной страстью Аки были книги. Читать он начал рано, с четырёх лет и, уже учась в школе, нередко прогуливал уроки, чтобы в это время прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке. Музыкальные пристрастия Аки сформировались во многом благодаря Харри Марстио, с которым он жил по соседству в Куусанкоски. Позднее песни самого Марстио прозвучат в фильмах Каурисмяки "Преступление и наказание" (1983) и "Тени в раю" (1986).
В 1973 году Аки заканчивает среднюю школу в городке Канкаанпяя. К этому времени он начинает всерьёз интересоваться кино, становится активным членом киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу... (5) Но поступить в киношколу не удаётся, его "прокатывают" на экзаменах как "слишком большого циника" (3). Аки поступает в университет Тампере на факультет журналистики, но, проучившись два года, решает уехать.
Однажды я собрал свои вещи, которые помещались в то время в два пластиковых пакета, прыгнул в поезд и отправился в Хельсинки, искать какую-нибудь работу...» (4)
Ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, оператором в типографии, почтальоном, художником, журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском ресторане.
В 1981 г. вместе с братом Микой, который к тому времени закончил киношколу в Мюнхене, они основывают кинокомпанию "Villealfa", названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль». Первым детищем свежеиспеченной фирмы становится документальный опус о гастролях трех финских рок-групп по окрестностям озера Саймаа. С тех пор Аки навечно привязан к такому специфическому и экстравагантому музыкальному явлению, как финский рок. Позднее, в 1986-м, с короткометражного фильма "Рокки-6" начнётся сотрудничество с культовой группой "Ленинградские ковбои" (в то время - "Sleepy Sleepers"), гордо носящей статус "худшей рок-группы в мире".
В начале 80-х Аки пишет сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Мики («Лжец» (1981) - объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). Эти фильмы отмечены также и его актёрскими работами. Позднее Аки участвовал в написании сценария фильма брата «Клан. Рассказ о лягушках» (1984) и диалогов в фильме «Россо» (1985).
Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания» (1983).
Как-то я прочёл интервью Хичкока, где он говорит, что никогда не сможет прикоснуться к этой книге. И я подумал: "Хорошо, я покажу тебе, старик". Позже я понял, что он был прав. Но я был молод и это меня извиняет...» (6)
Первый фильм Каурисмяки имел очень большой успех в Финляндии, кинокритики и публика с нетерпением ждали следующей картины молодого режиссёра. Однако Аки опять удалось всех удивить - в 1985 году он снимает абсурдистскую трагикомедию "Союз Каламари", самый что ни на есть crazy из его фильмов. А затем вновь возвращается к опыту литературной адаптации в фильме "Гамлет идёт в бизнес" (1987), перенеся классическую трагедию в современный мир большого бизнеса. "Я - шизофреник. Я делаю то серьёзную картину, то что-то из области "ни в какие ворота не лезет", а потом возвращаюсь обратно", - говорит режиссёр.
В 1986 году Каурисмяки снимает свой первый "классический" фильм - "Тени в раю", положивший начало "трилогии лузеров", в которую вошли также "Ариэль" (1988) и "Девушка со спичечной фабрики" (1990). Благодаря этим фильмам имя Аки Каурисмяки становится известным в Европе. С начала 80-х годов уже пятая часть всей кинопродукции Финляндии подписана фамилией Каурисмяки.
Начиная с 1981 года Аки снял 18 полнометражных художественных и документальных фильмов, его короткометражки были включены в киноальманахи (последний из них - "У каждого своё кино" - был снят к 60-летию Каннского фестиваля). Главный герой его фильмов почти всегда это прирождённый аутсайдер, который теряет всё, но находит в себе силы подняться. Он бежит к свободе и эта свобода может быть где угодно - в Эстонии, Мексике, Сибири, но - за пределами Финляндии. Актёрский ансамбль в фильмах Аки Каурисмяки практически неизменен.
Хороших актеров в Финляндии не так много, если они кажутся мне убедительными и хорошо вписываются в сюжеты моих фильмов, то зачем их менять?.. Я всегда говорю актерам, что они могут произносить текст как хотят, но никогда не должны кричать и должны проговаривать диалоги, точно следуя тому, как они написаны...» (2)
На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки (Матти Пеллонпяя, Кари Вяянянен и Сакари Куосманен), на роли в своём фильме «Ночь на Земле».
На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового.
Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру.
Он совладелец бара “Москва”, нескольких ресторанов и кинотеатра “Андорра” в Хельсинки (плюс отель в Нумми-Пусуле, западнее Хельсинки). Аки является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Соданкюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом.
Как правило, каждую осень, Аки, загрузив в фургон трёх своих собак, вместе с женой Паулой Ойнонен отправляется на полгода в Португалию, где у него дом недалеко от Порто, мастерская, сад и виноградник. Возвращаясь в Финляндию, живёт в своём доме в Карккила, небольшом городке в 65 км от Хельсинки.
http://aki-kaurismaki.ru/news.htmბიოგრაფია,ფილმები,სცენარები,საუნდები ყველაფერია ამ საიტზე.
ახალი კინო არაა ერთი არსად.
კაი დოკუმენტური ფილმი,კინოებზე ბაზრობს,ძაღლები ჩანს მაგისი და ის ქერა ქალი,ყველა ფილმში რო თამაშობს.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1882109 This post has been edited by bebera on 25 Dec 2011, 18:22
პრინციპში, მე იგივე ვარ მარად და მარად.. ადამიანების შეურაცხყოფაზე ვრეაგირებ..@irusha
პლეხანოველი მოგელა ამას დიდად ვერ ხედავდა,ჩასჩერებოდა ქვაფენილს და iქუდან თავამოყოფილ ბალახს და ფიქრობდა,ნახე როგორ დავიყვირე,ამის დედას ######ო