basa-ttt
Super Crazy Member +++

        
ჯგუფი: Members
წერილები: 38456
წევრი No.: 27414
რეგისტრ.: 25-December 06
|
#8309714 · 28 Jan 2008, 13:59 · · პროფილი · პირადი მიმოწერა · ჩატი
QUOTE | ისე, აფხაზთა თვითწოდება აფსშუა (ბზიფური)/აფსუა (აბჟუური) უკავშირდება აფხაზურ ზმნას აფსშრა (ბზიფ.)/ აფსრა (აბჟ.), რაც აღნიშნავს "კვდომას". აფსშუა/აფსუა ეტიმოლოგიურად - "მოკვდავი=>ადამიანი =>აფხაზი ადამიანი". “სშ” აღნიშნავს სისინა-შიშინა ბგერას, რომელიც ს-სა და შ-ს შორის წარმოითქმის და ბზიფურმა დიალექტმა შემოინახა. ეს ეტიმოლოგია ეკუთვნის აფხაზ ენათმეცნიერს ვ. ჩირიქბას. იხ. Chirikba, V. A.: On the Etymology of the Ethnonym /Apswa/ 'Abkhaz'. Annual of the Society for the Study of Caucasia, Vol. 3, 1991, Chicago |
ეს ერთადერთი ეტიმოლოგიაა? სხვა არ არსებობს?
QUOTE | რაც შეეხება აფხაზების სახელის შუმერებთან დაკავშირების მცდელობას. ეგ იმდენად ზღაპრული და უსუსური ჰიპოთეზაა, რომ დროის ხარჯვადაც არ ღირს. თუმცა მაგის საფუძველზე უფრო ლოგიკური იქნებოდა აფხაზთა (აფსუა) შუმერული წარმომავლობის მტკიცება და ძირძველი ქართველობის გამორიცხვა. მოკლედ, ეგ უკვე ვორონოვ-ტურჩანინოვისეებრთა საქმეა |
მარტო აფსუ რომ დამთხვეოდა, ვიტყოდი დამთხვევაა მეთქი - მაგრამ ენგურიც რომ ემთხვევა? ენგური შუმერული ღვთაებაა, რომლის მფლობელობა არის აფსუ- წყალი.. მეტი რაღა გინდა...
QUOTE | ყოველთვის ასახავს!! - გამორიცხულია რამე განსხვავებული ეთნიკური ხალხი ცხოვრობდეს ამა თუ იმ ტერიტორიაზე, მათი სახელი დაერქვას სახელმწიფოს და იმ ტერიტორიაზე არ იყოს ამ ხალხის დამახასიათებელი არანაირი კულტურული ელემენტი გეიგე?
მე კი, მაგრამ შენ ვერა. სრულიად შესაძლებელია, რომ მატერიალური კულტურის ძეგლები (არქიტექტურა, დამწერლობა, საკულტო ნივთები - ხატები) შექმნილი იყოს უცხო, დომინანტური კულტურის გავლენით. |
დომინანტური კულტურის შემთხვევაშიც კი უნდა შეიმჩნეოდეს სხვა განსხვავებული კულტურის კვალი. აფხაზური კულტურა ჩვენ როგორც ასეთი ცალკე არ გვაქვს არც რეცესიული სახით და არც რაიმე კვალის სახით. * * *
QUOTE | ეთნონიმი დღევანდელი აფხაზეთის მიწაზე პირველად დასტურდება არიანესთან ფორმით αβασκοι, |
QUOTE | თანამედროვე აფხაზეთის მიწაზე ეთნონიმი აფსშუა/აფსუა დასტურდება I ს-იდან (პლინიუს უფროსი) ფორმით absilae. გვხვდება არიანესთან (II ს.) - Αψιλαι. მოგვიანებით ამ ეთნონიმს ქართულ წყაროებში შეესაბამება აფშილი (ჯუანშერი). |
Плиний1 о племенах Колхиды и о предках абхазов(апсуа) Не позже 79 года 2
VI, IV, 14. По ту сторону Трапизона начинается [владение] племени арменохалибов3, а дальше,за 30 миль - Большая Армения. На побережье, не доходя до Трапизона, протекает река Пиксит;4 за Трапизоном [живут] возничие санны (гениохи)5 и р. Абсар6 с одноименной крепостью в ущелье на расстоянии 140 миль от Трапизона. Позади гор этих местностей - Иберия, а на побережье [живут племена]: возничие (гениохи), амфитаи7 и лазы. [Там же] реки: Акампсеон8, Исис, Могр и Бати9, колхидские племена, город Матии, река Геракла и одноименный мыс и река Фазис10, известная в Причерноморском регионе. Она течет среди мосхов и является судоходной для любого корабля на протяжении 38,5 миль, а намного дальше она лишь для маленьких кораблей. На ней перекинуто 120 мостов. Здесь было множество городов [построенных] на берегах реки [Фазиса]. Среди них самые знаменитые: Тиндарида, Сиркеум, Сугнум у самого устья Фазис. Хотя наиболее известной явилась Эя (Айа)11, за 15 миль от моря, где два очень широких притока соединяются с Фазисом на противоположном направлении. Эти притоки – Гиппос12 и Кианей. В настоящее время [вдоль р.Фазиса] существует лишь один город Сурий, принявший свое название от реки, впадающей [в реку Фазис], по отношению к которой, мы сказали, что она судоходна для широких кораблей. Существуют также другие притоки, значительные по своим размерам и объему. Среди них - Глаукус; после устья р.Абсар следует другая река - Хариен,13 народ салты, прозванные шишкоедами (фтирофагами) от древних авторов,14 другое племя - саны15, река Хоб, которая берет начало в Кавказских горах и течет через землю сванов;16 затем р. Роан17, земля Сегритик18, реки: Зигана, Тарсос, Астельеф и Хрисороас,19 племя абсилов20, крепость Севастополь2' в 100 000 шагов от Фазиса, племя санигов, 22 город Цигн, река и город Пении 23, и далее племена возниц (гениохов), имеющих разные названия...
VI, V, 17. Ниже находится Черноморский район, именуемый Колика.24 Возвышаясь над ним, Кавказская горная цепь изгибается вокруг Рипийских гор25, как было нами выше сказано; одна часть наклоняется к Черному морю и Азовскому морю, а другая часть - к Каспийскому или Гирканскому морю. Племена, занимающие почти весь остальной берег - одетые в черную бурку (меланхлены) и кораксы26, с колхидским городом Диоскурия на реке Антемунта,27 ныне необитаемый (пустынный), но некогда настолько известный, что, по словам Тимосфена, 300 племен, говорившие на различных языках, находили прибежище в нем, а впоследствии римские купцы вели там производство дел с помощью 130 переводчиков.28 Некоторые полагают, что Диоскурия была основана возницами Кастора и Поллукса -Амфитеем и Телхием, от которых, как хорошо известно, происходит племя возниц (гениохов)29. Город Гераклий лежит в 100 милях от Диоскурии и в 70 милях от Себастополя. (Сухуми -сост.). Здешние племена следующие: ахеи, марды и керкеты, а затем серры и цефалотамы.30 Внутри этого региона лежит довольно богатый город Питиунт (Пицунда - сост.), который был разграблен гениохами (возницами). Позади Питиуса - эпагериты, сарматское племя у горной цепи Кавказа, а после них -савроматы.31
VI, XV, 37-38. Агриппа32 говорит, что Каспийское море и окружающие его народы, включая Армению, граничат на востоке с Китайским океаном33, на западе - с горной цепью Кавказа, на юге - с Таврией, а на севере - со Скифским океаном34 на расстоянии 480 миль в длину и 290 миль в ширину. Однако есть и такие авторы, которые говорят, что общая окружность [Каспийского] моря с упоминаемыми проливами - 2500 миль. Воды [Каспийского моря] проделывают свой путь по узкому устью значительной длины и то место, где оно расширяется;
начинает изгибаться подобно лунообразному рогу, спускаясь из устья к Азовскому морю, похожему на серпа, как говорит Марк Варрон35. Первая часть его (т.е. Каспийского моря - сост.) называется Скифским заливом, поскольку жители обеих сторон-скифы, поддерживающие друг с другом тесную связь через пролив. С одной стороны, живут кочевники - номады и савроматы, известные под различными именами, а на другой стороне -абзое,36 также называемое по-разному.
Плиний. Естественная история, с английским переводом в десяти томах, т.111, кн. Ш-УП, по Г.Рекему. Лондон-Кембридж -Массачусет, 1977, с.346-349, 364-377. -------------------------------------- კომენტარები: Плиний о племенах Колхиды и о предках абхазов (апсуа). Не позже 79 года. 1. Гай Плиний Секунд - римский писатель, ученый и государственный деятель (23/24-79 гг.). 2. Дата смерти автора. 3. Армено-халиби - этнополитический термин. Над халибами (колхское племя - см.док. NNЗ, 4, 6 и др.) распространялось влияние "Малой Армении", возникшей в начале II века до н.э. (Очерки истории Грузии, т.1, Тб., 1989, с.274-275). 4. Ныне Вице-Су или лазское Вице-Цкари. 5. Настоящее сообщение Плиния доказывает, что под гениохами подразумевается не отдельный этнос, а население определенной профессии (возницы). Ниже Плиний дважды говорит о других племенах возниц (гениохов), живущих южнее и севернее Сухуми. Во всех случаях речь идет о грузинских племенах: в первом - о чанах (те же дрилы), во втором и третьем - о сванах и колхах (Плиний пишет о возницах, "имеющих разные названия"). См.еще док. №З, прим.7; док. №8, прим.4; Н.Кечагмадзе. Указ. соч. с.75. 6. Р.Абсар - букв. "непятнистый", "безрыбный". По этимологии У.Папэ - "сильная вода". Абсар и самоназвание абхазов - апсуа имеют разную этимологию. Ср. с рекой Бсар в Киликии (Ксенофонт). 7. Амфитан - Мальфитан поздних авторов (см.карту Омема и др.). 8. Акампсеон - отАкампсис (р.Чорохи). 9. Исис - Натанеби; Могр - Супса; Бати - Королис-цкали (Н.Кечагмадзе. Указ.соч., с.67-69). 10. Локализация гор.Матии не удается; река Геракла - Ингури, мыс Геракла - возле Анаклии (у Фл.Арриана - около Хоста); Фазис -| Риони. I | 11. Эя(Айя) - Нокалакеви или Кутаиси (док. №6, прим.2). 12. Гиппос - Цхенисцкали (С.Каухчишвили. Что рассказывают I нам древние греки о Грузии. Тб., 1964, с.35, на груз.яз.). 13. Хариен ("приятный" - У.Папэ) - р.Циви (С.Джанашиа. Труды, Т.У1.Т6., 1989, с.273, на груз.яз.); р.Хоби - Н.Кечагмадзе, с.68). 14. В переводе К. Гана сказано: "народ сапы, которых древние называли иногда фтирофагами, иногда сванами" (СМОМПК, IV, I 1884, с.104). 15. Зано-мегрельское племя (чани). - Н.Марр, С.Джанашиа. Труды, т.III, Тб., 1959, с. 15 и др. 16. Р.Хоби. По мнению Н.Кечагмадзе, р.Ингури (Н.Кечагмадзе, с.69). 17. Река между Ингури и Хоби. 18. Сегритик (от "Саэгро") соответствует Эклектике Птолемея и Экер//Экераци М.Хоренаци (док.№№11,180). 19. Р.Зигана//Сингаме (Фл.Арриана), по мнению Н.Кечагмадзе (с.69-70), Ерис Цкали. Одноименная местность Зигане (Гудаква) локализуется в Гальском районе у устья Ерис Цкали (Георгика, т.1, с.175). См.док. М19; Тарсура - Моквис Цкали; Астельеф -приток Кодори по Н.Кечагмадзе (Ингури - поЛамберти, Скурча -по Ф.Бруну); Хрисороас - наверное, Кодори. 20. Абсилы - колхидское племя. См. Историографию, док. №1, прим.2. 21. Сухумская крепость. 22. Саниги - Сванское (И.Орбели, Д.Гулия, П.Ингороква, Г.Меликишвили, Т.Мибчуани и др.) или зано-мегрельское (Н.Марр С.Джанашиа), но не апсуйское (З.Анчабадзеидр.) племя. Подробно об этом см.Т.Ш.Мибчуани. Указ.соч., с.83-94. 23. Цигн - город севернее Сухуми, населенный санигами. Пении - локализовать не удается 24. Собственно Колхида. 25. Кавказские горы. 26. О меланхленах и кораксах см.док. NNЗ,4. 27. "Колхидский город Диоскурия" на р.Чалбаш, Келасури или Гумиста. 28. Страбон считает, что авторы, приводящие подобные цифры, "вовсе не заботятся о действительности" (док. М8). 29. Диоскурия находилась и между р.Кодори и Моквисцкали. Считается, что греками была построена не эта Диоскурия, а другая - Сухуми. 30. Колхидские племена. 31. Савроматы ("глаза ящерицы"). 32. Агриппа Марк Випсаний (64/63 - 12 гг. до н.э.). Римский полководец. 33. Зд.Индийский океан. 34. Северный Ледовитый океан. 35. Варрон МаркТеренций (116 - 27 до н.э.). Римский ученый - энциклопедист. 36. Абзое - предки апсуа (совр.абхазов). Впервые в грузинской историографии на это обратила внимание Мери Инадзе (см.ее К вопросу об этническом составе северо-восточного Причерноморья античной эпохи. - "Моамбе" - отд. общ. наук Академии наук ГССР, 1960, N2, с.85, на груз.яз.). На карте Фредерико Дюбуа, составленной им по сведениям Плиния, Абзое помещается в северо-восточной части Кавказа у берегов Каспийского моря (Т.Мибчуани. По кровавым следам абхазского сепаратизма. Тб., 1994, с.34). Общий процесс передвижения скифских племен, захвата ими разных территорий, в том числе северо-западного Кавказа, слияния с порабощенными народами с присвоением их названий и культуры описан Никифором Григорасом (док. №66).
Флавий Арриан1 о племенах восточного Причерноморья 131 год
После Апсара (Чорохи - сост.) мы миновали р.Акампсис (левая и правая ветви р.Чорохи - сост.) ночью, она отстоит от Апсара на 15 стадий. А р.Батис отстоит от р.Акампсиса на 90 стадий. Р. Акиназис отстоит от р. Батиса на 90 стадий. От Акиназиса на 90 стадий протекает р.Изис. Эти две последние судоходны и с них по утрам дуют сильные ветры. После Изиса мы миновали р. Могр, между ними расстояние 90 стадий; эта река также судоходна. Отсюда мы вошли в р.Фазис, отстоящую от Могра на 90 стадий... За Фазисом мы миновали судоходную реку Хариент; между ними расстояние 90 стадий. За Хариентом мы вошли в Реку Хоб, которая отстоит тоже на 90 стадий от Хариента. Здесь мы пристали к берегу... После Хоба мы миновали судоходную Реку Сингаме, отстоящую от Хоба на 210 стадий Соседняя с Сингамом - река Тарсур, между ними расстояние 120 стадий. Река Гипп отстоит от Тарсура на 115 стадий. От Гиппа до Астельефа - 30 стадий. Миновав Астельеф2, мы прибыли в Севастополь (Сухуми - сост.), выйдя прежде полудня из Хоба, отстоящего от Астельефа на 120 стадий...
От р.Хоба до Севастополя считается всего 630 и от Трабезонда до Севастополя - 2260 стадий. Севастополь в древности назывался Диоскурией и был милетским поселением.3
Народы, страны которых мы миновали, следующие:сопредельное с трабезундцами, как говорит Ксенофонт, колхи; другой же народ, весьма воинственный и враждебный трапезундцам, Ксенофонт называет дрилами. Мне же кажется, что это санны, ибо они доныне весьма воинственны и очень неприязненны к трапезундцам... Соседи этого народа - махелоны и гениохи, царь их Анхиаль. Смежный же народ с махелонами и гениохами - зидриты; они подвластны Фарсману (царь Иберии -сост.). За зидритами следуют лазы; царем у них - Маласс, получивший от тебя (Римского императора - сост.) царство. Соседи лазов - апсилы; их царь Юлиан получил царство от твоего отца. По соседству же с апсилами живут абаски; ты сам даровал царство государю их Резмагу. Сопредельные с абасками - саниги4; в земле их находится Севастополь. Царь санигов Спадаг от тебя получил царство...
До Апсара мы плыли к востоку по правой стороне Эвксинского Понта; Апсар, как мне кажется, служит пределом длины Понта: ибо от этой реки мы поворотили на левую сторону Понта до р. Гиппа; а от Гиппа - до Астельефа и Диоскурии. Отсюда мы видели горы Кавказа, равняющиеся Кельтийским Альпам; видна была даже некая вершина Кавказа, называемая Стробилом, к которой, как рассказывают, был прикован Прометей Вулканом по приказанию Юпитера...
От устьев Ириса до Гераклей5, корабельной пристани 360 стадий. Оттуда до р.Фермодонта" 40 стадий. Это та самая река Фермодонт, на берегах которой, как говорят, жили амазонки. От Фермодонта до Диоскурии мы выше исчислили посредством рек; в общей сложности же от Трапезонда до Диоскурии, нынешнего Севастополя, 2260 стадий. На пути из Диоскурии первой встречается пристань Питиус (Пицунда - сост.), на расстоянии 350 стадий. Отсюда до Нитика 150 стадий. Раньше здесь жило скифское племя, которое упоминает историк Геродот (док. №5 - сост.). Он называет их шишкоедами (фтирофаги -"вшиеды" - сост.).7 Это мнение о них сохранено до сегодняшнего дня. А от Нитика до р. Абаскоса 90 стадий. Боргис удален от Абаскоса на 120 стадий. Несис от Боргисы - на 60 стадий; здесь находится мыс Гераклея. От Несиса до Масаитика - 90 стадий. Отсюда до реки Ахейус3 - 60. Эта река служит границей, между зикхами9 и санихами.* Царь их Страхемфакс получил от тебя царство. От Ахейуса до мыса Гереклей, при котором находится место, закрытое от северо-западного и северного ветров, 120 стадий. Отсюда до древней Лазики10 - 1.20 стадий. Оттуда до дреней Ахеи - 150 стадий. СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с. 146-151; Флавий Арриан. Путешествие вокруг моря. Перевод, исследование, комментарий и карта Н.Кечагмадзе. Тб., 1961, на груз.яз.
Десять последних предложений документа №13 переведены составителями с грузинского текста ---------------------------------------------------------- კომენტარები: №13
Флавий Арриан о племенах восточного Причерноморья.
Не ранее 130 года.
1. Древнегреческий историк и философ (прибл.95 - 175 гг.). Занимал высокий военный пост. Был правителем Кападокии. В 131 г. по заданию императора Адриана инспектировал воинские части восточного Причерноморья, написал отчет, отрывки из которого публикуются.
2. Н.Кечагмадзе считает, что р.Батис-Королисцкали, Акиназис-Кинтриши, Изис-Натанеби, Могр-Супса, Хариент-Хоби, Хоб-Ингури, Сингаме-Ерисцкали; Тарсур-Моквисцкали, Гипп -зд.Кодори, Астельеф - приток Кодори (Фл.Арриан. Путешествие вокруг моря, с.67-70).
3. Город Милет в Малой Азии с греческим населением, являвшийся крупным городом •• государством \/III-VI вв. до н.э., создавал свои колонии в Причерноморье. Отсюда - милетское поселение.
4. Зафиксированные в секторе Трабзон (Трапезонд) - Сухуми (Севастополь) племена, включая апсилов и абасков, являются грузинскими племенами (см.Историографию, док.№10, прим.5, №12, прим.5 и др.), а не предками апсуйцев (Очерки истории Абхазской АССР, ч.1, с.36), которые в те времена проживали на северо-востоке Кавказа (док, №10, прим.36). Если допустить, что апсилы и абазги являются предками апсуа, то становится непонятным, каким же образом оказались вдруг эти горские племена в Центральной Колхиде (в современном Гальском и Очамчирском районах) между грузинскими племенами - колхами, с одной стороны, сванами (саниги) и лазами (г.Старая Лазика) - с другой, причем, в период римского господства, когда в восточном Причерноморье (включая нынешнюю Абхазию) стояли их гарнизоны и исключались как крупные перемещения народов, так и враждебные нашествия на эти территории ранее неизвестных малых племен.
5. Гераклийский мыс - около Хоста (С.Джанашиа.Труды, т.6. Тб.,1988, с.267, на груз.яз.). См.еще док. №10, прим.10, док.№З-1, прим.13.
6. Современный Терме-Су в Турции.
7. Нитике - в районе Гагры (Н.Кечагмадзе, с.81). См.Геродот -док. N5.
8. Р.Ахейус - р.Шахе.
9. Зикхи - зиги Страбона (док. №8, прим.4) пелазгийского происхождения (док. №12, прим.5); этноним греческий (зиги -"находящиеся под игом"), грузинское племя. Позже это имя в несколько измененном виде получает черкесское племя - джики (см.док. №42, прим.2).
10. Старая Лазика (упоминается и у Анонима V в. - док. №20) по справедливому утверждению Ф.Бруна, А.Дьячкова-Тарасова, Б.А.Куфтина, Л.И.Лаврова, Дюбуа де Монпере и других находилась на р.Нечепсухо, у совр.с.Ново-Михайловское. Позже город именуется Никопсией и она долгое время являлась северозападной границей объединенной Грузии (см.Качарава Д.Д., Квирквелия Г. П. Города и поселения Причерноморья античной эпохи, с.244; Н.Кечагмадзе.Указ.соч., с.83, Б.А.Куфтин. Материалы к археологии Колхиды, т.1, Тб., 1949, с.100-101 и др.). Существование города Старой Лазики на р.Нечепсухо убедительно свидетельствует о наличии грузинского населения (лазо-мегрелов) в районе северо-западного Причерноморья.
This post has been edited by basa-ttt on 28 Jan 2008, 14:29
|