დათიკო
Super Crazy Member +++

        
ჯგუფი: Moderators
წერილები: 32831
წევრი No.: 8152
რეგისტრ.: 10-January 05
|
#5068510 · 16 Mar 2007, 02:25 · · პროფილი · პირადი მიმოწერა · ჩატი
ეგრი
| QUOTE | | კიდევ ერთი შეკითხვა აქვე. ამბობენ, რომ ქალს ეკრძალება კრიტიკულ დღეებში ეკლესიაში შებრძანება. ესეც ყურით მოთრეული დოგმაა თუ აქვს რამე საფუძველი? |
სამწუხაროდ ბევრი დრო არ მაქვს, მაგრამ შევეცდები მოკლედ ჩამოვაყალიბო ჩემი აზრი შესაბამისი ციტირებების მოშველიებით. პირველ რიგში აღვთნიშნავ რომ დედათა წესის გამო წმინდა ნივთებთან დაუშვებლობა ლევიტელთა წიგნიდან მომდინარეობს (მე15 თავი). ახალ აღთქმაში ბევრი წესი გადმოვიდა ძველი აღთქმიდან, მაგრამ ეს კონკრეტული წესი ძველი აღთქმიდან არ გადმოსულა. ახლა ახალ აღთქმას გადავხედოთ: ეკლესიაში მტკიცედაა დაწესებული, რომ თუ ქალი მძიმე ავადმყოფია ან სიკვდილის პირსაა, მაშინ მასზე აუცილებლად აღესრულება საეკლესიო საიდუმლოებანი, და არა აქვს მნიშვნელობა იმას აქვს თუ არა დედათა წესი იმ მომენტში. შესაბამისად შეგვიძლია დავასკვნათ რომ დოგმატურ წინააღმდეგობასთან პრობლემას არ ვაწყდებით. ახლა შევხედოთ თუ არსებობს კანონიკური წინააღმდეგობები. სამწუხაროდ, ვერ აქ ვნახავთ დამაზუსტებელ პასუხს, რადგან მსოფლიო კრებებზე არაფერია ამ თემის გარშემო ნათქვამი. თუმცა ჩვენ გვაქვს საკმაოდ დამაჯერებელი წყაროები, რომელთა სიმართლეც ტრულის ადგილობრივი კრების კანონების მიხედვითა დამტკიცებული. ეს წესებია ათანასე დიდისა და დიონისე ალექსანდრიელისა, ასევე ეპისკოპოს ტიმოთესი - ასევე ალექსანდრიელი სპისკოპოსისა. თუმცა აქაც ურთიერთსაწინააღმდეგო აზრებია: აი რას ფიქრობს წმ. დიონისე: "О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его[5]. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом". ასევე ეპისკოპოსი ტიმოთეც: "Вопрос 7. Если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам, или нет? Ответ. Не должна, доколе не очистится". აქ ვხედავთ რომ არცერთი მათგანი არ ასახელებს რაიმე არგუმენტს, თუ რატომ არის აკრძალული. ათანასე დიდი კი სრულიად საპირისპიროს ამტკიცებს: "Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2 Кор. 2:15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернися и все (Тит. 1:5). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить" (Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну около 356 г.). ესე იგი ათანასე დიდი თვლის რომ მხოლოდ ცოდვაა ადამიანის გამაუწმინდურებელი.
ისღა დაგვრჩენია ისტორიული კუთხით განვიხილოთ ეს საკითხი: (О ересях, пп.27-30) говорится: "Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных (Лев. 15,1-30), те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими; ибо Соломон говорит о праведных, чтобы каждый уготовил себя так, чтобы Он, когда спят они, хранил их, а когда встают, говорил с ними (Притч. 6,22).
В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность. ერთი რამ ნათელია: არანაირი აკრძალვა არ არსებობს. პირიქით, ჩვენ ვკითხულობთ რომ ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого. ასევე წავიკითხოთ რას გვეუბნება ამის შესახებ წმ. იოანე ოქროპირი და წმ. თეოდორიტე კვირელი: "это поистине не есть ни грех, ни нечистота", так как, по словам Феодорита Кирского все, что происходит по природе, не есть нечисто, а нечисто лишь произволение ко греху: "Из сего явствует, что ничто не нечисто по природе; назвал же Бог одно нечистым, а другое чистым по особой некоей причине… А мы из сего познаем также, какое зло грех, потому что он производит истинное осквернение" აქვე გავიხსენოთ სისხლმდინარე ქალის განკურნების სასწაული მაცხოვრის მიერ. ეფრემ ასური ასე განმარტავს ამ მომენტს: "Кто приходил к Нему, как к человеку, тот и ощутил в Нем прикосновение человеческого естества; а кто приходил к Нему, как к Богу, тот обрел в Нем сокровище врачевания скорбей своих... Сила, исшедшая от Него, была послана и коснулась оскверненного чрева, так однако, что сама не подверглась осквернению. Точно также и Его Божество не было осквернено обитанием в освященном чреве, поелику дева и по закону и кроме закона более свята, чем та женщина, которая излишеством своей крови вызывала отвращение... Враги Его хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ея… Нет нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы" დღეს კი თანამედროვე ეკლესიაში ჩვენ განსხვავებული სურათი გვაქვს: Дьякон Андрей Кураев усматривает в этом следствие доступности и общераспространенности женских гигиенических средств: "Произошла гигиеническая революция. В былые века не было ни душа, ни нижнего белья. Кровавым же метам в храме никак не место. Плюс к этому, простите, запах (в четвертом веке преп. Макарий Египетский так перелагал слова пророка Исайи: "И вся праведность ваша - как тряпки женщины в ее месячных" ერთადერთი რაციონალურ ახსნას ჩვენ ვხედავთ სერბელ პატრიარქ პავლეთან: "позже дошло до такой точки зрения, что женщины не должны приходить в церковь в этом состоянии… Возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении". Патриарх Павел делает вывод, что "месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. ესე იგი საუბარია არა რიტუალურ უწმინდურობაზე, არამედ ფიზიკურ მდგომარეობაზე პირდაპირი მნიშვნელობით. პატრიარქი პავლე აცხადებს, რომ ასეთ მდგომარეობაში ქალს აქვს უფლება შევიდეს ტაძარში, ემთხვიოს ხატებს, მაგრამ საბოლოო ჯამში მაინც წინააღმდეგია ასეთი ქალის ზირებისა.
საბოლოოდ რა დასკვნა შეიძლება გამოვიტანოთ? არანაირი დოგმატური, კანონიკური თუ არსებითი აკრძალვა არ არსებობს იმისა, რომ დედათა წესის დროს ქალს არ აქვს უფლება ეზიაროს ან ემთხვიოს სიწმინდეებს. ეს აკრძალვები მოდის მხოლოდ ძველი აღთქმის სჯულიდან. და ბოლოს ძალიან საინტერესო კითხვა ნეტარი ავგუსტინესი გრიგორი დიოლოღოსის მიმართ: Вопрос Августина: Может ли беременная женщина быть крещена, и, когда у нее родится ребенок, через сколько времени она сможет войти в церковь? И спустя сколько дней может дитя принять благодать святого крещения, дабы предупредить его возможную смерть? И через какое время ее муж сможет вступать с ней в сношение, и можно ли ей входить в церковь или принимать святое причастие во время месячных? И может ли мужчина, имевший сношение с женой, войти в церковь или принять таинство святого причастия до того, как омоется? Все эти вещи необходимо знать непросвещенному народу англов.
Отвечает Григорий Великий: Брат мой, я не сомневался, что ты задашь мне эти вопросы, и уже приготовил на них ответ. Не сомневаюсь, что ты просто желаешь, чтобы этот ответ подтвердил собственные твои мысли и предчувствия. В самом деле, почему беременная женщина не может быть крещена, раз беременность ее не грешна в глазах Всемогущего Бога? Ведь когда праотцы наши согрешили в раю, они лишились бессмертия, дарованного им Богом, но Господь не пожелал за этот грех истребить все племя людское. Лишив мужчину бессмертия за его проступок, Он оставил ему мужскую силу для продолжения рода. Так почему же то, что было даровано человеку самим Богом, должно препятствовать ему принять благодать святого крещения? Было бы крайне неразумно ставить это таинство, изглаживающее всякую вину, в зависимость от подобной причины.
Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: "В болезни будешь рожать". Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех.
Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость святого таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть.
Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20)[17]. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?
იმედია ცოტათი მაინც მოვფინეთ ნათელი ამ თემას, რა თქმა უნდა მათთვის ვინც შეძლო ბოლომდე ჩაეკითხა ამოტოლა პოსტი. უკაცრავად რომ ვერ მოვახერხე რუსული ტექსტების თარგმნა, დროის ნაკლებობის პრობლემა მეტად აქტუალურია ჩემთვის. ხო ერთი რამე კიდევ. ვერაფრით მოვნახე შესაბამისი კანონები დიდი სჯულის კანონშიც. თუ რამეს წავაწყდი აუცილებლად დავდებ. იქნება რამე სიახლე შეიტანოს ამ საკითხში.
--------------------
შეიცანი სხვა, იქნები სწავლული; შეიცანი შენი თავი, იქნები ბრძენი [ლაო ძია]
|