2007-07-11 10:45:56
Московская правда
Возмездие, или Смерть отморозка
Вчера исполнился год, как спецслужбы объявили о ликвидации Шамиля Басаева. Террорист, прозванный за захват роддома в Буденновске Гинекологом, закончил свою жизнь при не до конца выясненных обстоятельствах, но к удовлетворению всей страны. Смерть Басаева поставила точку в самой позорной войне, которую когда-либо вела Россия. Войне, чьи жертвы еще не подсчитаны окончательно.
Русский чеченец
Удивительно, но Басаева и представителей его тейпа "Ялхорой" до сих пор нет-нет да и назовут "чеченцами с русским хвостом". Дело в том, что село Ведено, откуда родом Басаев, было основано во время чеченских войн русскими перебежчиками на сторону Шамиля. Потом, конечно, они с местным населением перемешались, но о происхождении тейпа не забывалось никогда. Считается даже, что особая жестокость представителей "Ялхороя" по отношению к федералам объясняется их глубоко запрятанным комплексом "пришлых" людей, стремящихся доказать свою национальную состоятельность.
Но как бы то ни было, до конца 80-х большинство как жителей Ведено, так и москвичей с ленинградцами были вполне обычными людьми, принимали существовавшие тогда правила и стремились "построить дом, посадить дерево и вырастить сына". В эту схему вполне встраивались и мечты молодого Шамиля Басаева - служа в армии, он не раз говорил своим сослуживцам, что мечтает стать адвокатом и: разводить пчел. Адвокатом - чтобы защищать несправедливо обиженных, пчел - потому как нет ничего более сладкого и полезного, чем мед. Его он собирался раздавать бесплатно. Кстати, уже обретя славу жестокого и беспощадного боевика, от мечты о пчеловодстве Басаев не отказался. В одном из последних интервью он заявил, что мечтает умереть, собирая мед, а не с автоматом на изготовку.
Отслужив два года в армии, он отправился покорять Москву, но три (!) года подряд на юрфак не поступил. Чтобы понять чувства, которые, видимо, испытал молодой человек, мечтавший стать адвокатом, напомним, что в восьмидесятые годы ребята, отслужившие в армии, пользовались существенными льготами. В институты не принимали или совсем дремучих (но такие туда и не шли), или тех, кто не укладывался в общую блатную схему престижных вузов - все места уже были распределены, и армейским льготникам ставили по какому-нибудь предмету "неуд". Как бы то ни было, но Басаев руки не опустил, домой не вернулся и поступил в Московский институт инженеров землеустройства.
Семья была многодетной, и помогать сыну, учащемуся в Москве, не могла. А потому парень учился, по ночам подрабатывая грузчиком. В этом вузе занятия по компьютерной технике вел один до сих пор известный "демагог и демократ". Удивительно, но он до сих пор гордится тем, что поставил Басаеву "неуд", за который того отчислили со второго курса. Наверное, неблагодарное, да и ненужное дело - искать что-то человеческое у персонажа, на счету которого тысячи человеческих жизней. Но трудно отделаться от мысли, что, как и в случае с Гитлером, если бы его акварели были приняты венскими академиками, мир не испытал бы на себе ужасов фашизма, так и с Басаевым - принял бы "демагог-демократ" у замученного ночными работами парня зачет, не было бы ни Буденновска, ни Беслана. Тем более что, по воспоминаниям студентов, за определенную мзду он готов был принять экзамен хоть у полного двоечника.
Горе-бизнесмен
Из института Шамиля Басаева отчислили в 1988 году. В то время на волне свобод, которые то давал, то не давал Горбачев, в московских общежитиях зародился Общенациональный конгресс чеченского народа. Студенты и аспиранты собирались в одном из общежитий, перечитывали работы чеченского историка-диссидента Авторханова и мечтали о будущей независимой, а иногда и "великой" Чечне. Проще всего сказать, что тогда Басаевым и завладели идеи сепаратизма, но это не так. Он по-прежнему оставался мальчиком из многодетной семьи, который хотел закрепиться в Москве и помогать родителям, посылая им деньги.
В то время как его "более продвинутые" однородцы дискутировали о будущем Чечни, осваивали столичный криминальный рынок и просчитывали аферы с банковскими авизо, Басаев пытался заработать деньги более простыми и доступными средствами - "купи-продай" и, как тогда это называлось, организацией малых предприятий. То ли коммерческой жилки у него не было, то ли переоценил собственную изворотливость, но за год Басаев не только не разбогател, но и залез в неподъемные долги, в том числе и к своим соплеменникам. Пришлось срочно возвращаться домой и уже оттуда разбираться с кредиторами.
Сторонники "теории заговоров" считают, что именно в этот не простой для него период Басаев и был завербован КГБ.
"Агент Лубянки"
Сторонники этой теории, в основном причисляющие себя к демократам, руководствуются тем, что некоторые из наиболее заметных акций Басаева в той или иной степени были на руку московской власти.
Ну, во-первых, его участие в абхазских событиях. Предлагается считать, что гражданская война в Грузии была выгодна Москве, желающей таким образом не выпускать ее из сферы своего влияния.
Во-вторых, взрывы домов в Москве и Волгодонске, вторжение в Дагестан. Кто, скажите, больше других выиграл от этого, спрашивают "заговорщики". И сами же отвечают: конечно же, федеральная власть - никому до того не известный Владимир Путин "раскрутился" до уровня единственно возможного кандидата в президенты, и "московская клика" обеспечила таким образом преемственность. Здесь же упоминается, что дома в Москве были взорваны небогатые, а если бы Басаев на самом деле боролся с федералами, то взорвал номенклатурный дом. И, наконец, долгоиграющая дезинформация об имевшей якобы место в Ницце встрече Басаева с главой президентской администрации Волошиным, на которой тот и проплатил поход Басаева на Дагестан.
Надо признать, что сторонников у этого мифа предостаточно, и даже сегодня он порой влечет западных журналистов, озабоченных судьбой русской демократии. Только целью они имеют не попытку разобраться в причинах чеченского терроризма, а желание дискредитировать существующую ныне в России власть.
Ну, во-первых, дом на Гурьянова, а не на Рублевке был взорван потому, что заминировать его было несравненно легче, а эффект от теракта стал не менее значимым. Во-вторых, во время так называемой встречи в Ницце ее участники находились за сотни километров от Франции, и тому есть немало свидетелей. В-третьих, кого, скажите, могло завербовать КГБ в конце восьмидесятых? К моменту августовского путча эта организация до такой степени была деморализована, что чекистам ничего другого не оставалось, как ронять слезу за занавесками своего основного здания, наблюдая, как с постамента снимают памятник основателю ЧК.
И, наконец, "заговорщики" совершенно не учитывают личные качества Басаева. А люди, знавшие его, утверждают, что двуличием он никогда не страдал.
Террорист №1
Басаев не был ни искусным политиком, как Яндарбиев или Кадыров-старший, ни отморозком наподобие контуженного Радуева. Но все организованные им теракты были хорошо рассчитаны и имели далеко идущие последствия. При этом долгое время он старался избегать больших человеческих жертв.
Группа Шамиля Басаева "Ведено" была основана летом 1991 года не для проведения каких-либо устрашающих акций, а для охраны зданий, где проходили съезды Конфедерации народов Кавказа и Общенационального конгресса чеченского народа. Конечно, она принимала участие и в защите Белого дома в Москве во время августовских событий, и в так называемой "чеченской революции" августа-сентября 1991 года, но ее участники старались обходиться без жертв. Даже во время захвата и угона гражданского самолета из Минеральных Вод в Турцию в знак протеста против введения в Чечне чрезвычайного положения от рук группы Басаева никто не погиб. Мовлади Удугов в интервью "Российской газете" 23 мая 1996 года отмечал, что "Шамиль Басаев никогда не стремился быть наверху, но он всегда оставался пружиной наших дел и их совестью".
Тем не менее к началу первой чеченской войны под командованием Басаева находилось до двух тысяч бойцов, и федеральные войска одной из основных своих тактических задач считали уничтожение этого бандформирования. 3 июня 1995 года ракетно-бомбовым ударом был уничтожен дом дяди Шамиля Басаева - Хосмагомеда Басаева. Тогда погибли 12 его родственников, включая старшую сестру Зинаиду и семерых ее детей. Именно этот акт федералов многие склонны считать за момент рождения террориста №1.
Через две недели Басаев во главе отряда в 200 человек совершил свой кровавый поход на Буденновск, в результате которого погибли более ста мирных жителей, а сам Басаев и его отряд благополучно вернулись в Чечню.
Расчет и ненависть
Тезис о том, что "мы уничтожаем ваших детей за то, что вы убиваете наших", потом не раз использовался Басаевым, но по мере роста числа жертв уже не выглядел сколько-нибудь убедительно. Поначалу, возможно, оно так и было. У возмущенного потерей родных Басаева все русские, включая женщин и детей, слились в одного врага, в борьбе с которым он и преступил черту, но: Нельзя не сказать и о том, что все приписываемые ему теракты были хорошо рассчитаны. Тот же Буденновск - люди, занимавшиеся его расследованием, утверждают, что подготовить этот ставший знаковым для первой чеченской войны поход за две недели было просто физически нельзя. А значит, готовился к нему Басаев задолго до того, как федеральная ракета разбомбила дом его дяди.
После Буденновска Басаев стал национальным героем Чечни не потому, что смог отомстить за своих родственников, а потому что вынес боевые действия за пределы мятежной республики. Он показал, что при коррупции и безвластии, существовавших тогда в России, безопасность не гарантирована никому. Только представьте, несколько "КамАЗов" с 200 боевиками с полным боекомплектом проехали 600 километров по мирному Ставрополью и никем не были остановлены. Шок, испытанный тогда в Москве, да и по всей России, трудно преувеличить.
Уже упоминавшиеся взрывы домов в Москве и нападение на Дагестан делали провинциальный чеченский сепаратизм явлением уже мирового масштаба. А отход никем не преследуемых басаевских отрядов обратно в Чечню заставлял усомниться в провозглашаемых московскими властями целях и рождал мысли о коррумпированности всей властной вертикали - от простого гаишника до Кремля.
Казалось, война закончилась, в Чечне победил Кадыров. И тут Басаев устраивает нападение на "Норд-Ост", взрывает здание правительства в Грозном и убивает Ахмада Кадырова в прямом эфире. Мирный процесс в Чечне оказался отброшенным на несколько лет назад, власть продемонстрировала свое неумение (нежелание?) бороться за жизнь каждого заложника. Общество, которое после окончания второй войны и смены президента казалось сплоченным, снова оказалось расколотым. И невиданная до того трагедия в Беслане только усугубила этот процесс.
Наконец, нападение на Ингушетию и налет на Нальчик. Эти операции поражают своей дерзостью и тонким расчетом их организаторов. В Ингушетии, пользуясь тем, что на Кавказе привыкли к людям в форме, Басаев расставил свои посты по всей республике и расстреливал только тех, кто предъявлял документы федеральных чиновников и силовиков. Таким образом простым людям демонстрировалось, что борются боевики с коррумпированными властями, а мирным жителям ничего не грозит. Даже когда суть этой акции стала ясна, никто из простых граждан (а на Кавказе оружие есть в каждой семье) на защиту своих властей не выступил.
Операция же в Нальчике была и вовсе пугающей. Басаевцы выступали лишь организаторами волнений, все же уничтоженные боевики, как потом оказалось, были местными жителями. Одна из московских газет процитировала потом высокопоставленного кабардино-балкарского силовика: "Никакой Басаев не виноват в том, что бандиты нас мочат, а люди стоят в стороне и злорадствуют".
Отсутствие хоть какого-нибудь авторитета у коррумпированной власти - вот главная проблема Кремля, которую продемонстрировал ему не кто иной, как Шамиль Басаев.
НедоШамиль
Басаева и назвали в честь знаменитого Шамиля, и сам он в своих интервью не раз говорил, что стремится продолжить его дело. Сейчас, когда его не стало, можно смело утверждать, что добиться ему этого не удалось. И дело даже не в том, что Шамиля поддерживал весь Кавказ, а от Басаева после Беслана шарахались, как от прокаженного. Суть борьбы и того, и другого отличались в самой своей основе.
Шамиль, хотя и боролся с неверными, во главу угла ставил справедливость и благополучие своего народа. Когда он понял, что война лишь усугубляет тяготы простых людей, то сложил оружие и сделал все, чтобы восстановить на Кавказе мирную жизнь.
Басаев в последние годы о простых людях совсем не думал. От терактов страдали как федералы, так и простые чеченцы. По его мнению, цель оправдывала средства, но люди от этого устали еще при советской власти, а потому всенародной поддержкой, как Шамиль, Басаев никогда не пользовался. Для того чтобы стать настоящим героем Кавказа, ему не хватило чуткости к социальным проблемам своего народа. Подними он знамя социальной ненависти, и исход чеченской войны было бы трудно предсказать. Но, пожалуй, именно это и стало его последним предупреждением Кремлю.
ЧЕРНЫЙ СПИСОК БАСАЕВА
1 октября 1991 года принимал участие в захвате здания КГБ в Грозном. Хотя его отряд находился в подчинении более опытных Лабаданова и Гантамирова, впервые проявил характерные для него качества лидера и жестокость.
9 ноября 1991 года организовал угон гражданского самолета Ту-154 из аэропорта Минеральных Вод в Турцию.
В 1991 - 1992 годах отряд Басаева принимал активное участие в военных действиях в Абхазии. Был командующим Гагринским фронтом и заместителем министра обороны Абхазии. Командовал отрядом чеченских добровольцев, впоследствии получившим название "Абхазский батальон". После выступил на стороне Азербайджана против армян Нагорного Карабаха.
14 июня 1995 года под руководством Шамиля Басаева был совершен захват больницы с 1600 заложниками (из них - 150 дети) в Буденновске. От рук террористов погибли 130 человек.
Летом - осенью 1995 года Басаев неоднократно угрожал правительству России новыми террористическими актами на территории РФ, в случае если не будут прекращены боевые действия и свернуты переговоры.
В сентябре 1999 года по указанию Басаева и Хаттаба были совершены взрывы домов в Москве и Волгодонске, в результате которых погибли более 240 человек. Тогда же бандформирования под предводительством Басаева вторглись на территорию Дагестана.
23 октября 2002 года в Театральном центре на Дубровке по указанию Басаева отрядом террористов под руководством Мовсара Бараева были взяты в заложники все находившиеся в здании зрители и актеры - всего более 800 человек. В ходе проведенной 26 октября операции по освобождению заложников все террористы - 32 мужчины и 18 женщин - были уничтожены. Погибли и скончались в больнице 128 человек из числа заложников.
27 декабря 2002 года по приказу Басаева взорван Дом правительства Чечни в Грозном, в результате которого погибли 80 и получили ранения около 210 человек.
9 мая 2004 года в результате теракта в Грозном погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, ответственность за убийство взял на себя Басаев.
22 июня 2004 года под предводительством Басаева организовано нападение на Ингушетию, жертвами которого стали более 100 человек, в основном ответственные работники республики и сотрудники спецслужб.
25 августа 2004 года - взрывы двух пассажирских авиалайнеров, в результате чего погибли 300 человек.
1 - 3 сентября 2004 года в результате теракта в школе № 1 в Беслане погибли более 330 человек. Ответственность за организацию теракта взял на себя Шамиль Басаев.
13 октября 2005 года Басаев организовал одновременное нападение нескольких групп боевиков на силовые структуры Кабардино-Балкарии в Нальчике. Погибли 24 мирных жителя.
Владимир КРЕСЛАВСКИЙ
http://www.mospravda.ru