აუ ძაან ბევრი გამოდის მარა ესე საინტერესოდ და ობიექტურად ტამპლიერებზე ( და სხვა ეზოტერიულ მიმართულებებზე)დაწერილი არსად წამიკითხავს
მისამართი www.lib.ru

Умберто Эко - Маятник Фуко гл.13-14
- Давайте о тамплиерах, - сказал Бельбо.
- Так вот, это вообще известные вещи. Первый крестовый поход. Готфрид,
как известно из Тассо, Господен гроб почтивши, снял обет. Бодуэн становится
первым королем в Иерусалиме. Христианское царство в Святой Земле. Но один
разговор Иерусалим, другое дело остальная Палестина. Сарацин побили, но они
не угомонились. Жизнь в тех краях не слишком спокойная ни для
новопоселенцев, ни для паломников. И в этот момент, в 1118 году, во время
правления Бодуэна II, девять человек, под командой некоего Гуго де Пейнса,
образовывают ядро Ордена Бедных Рыцарей Креста: орден монашеский, но с
ношением оружия. Три обычных обета бедности, воздержания и послушания. Плюс
к тому обязательство давать защиту паломникам. Король, епископ и прочая
иерусалимская верхушка немедленно отстегивают деньги. Им выделяют помещение
- в одной из пристроек при старом Храме Соломона15. Так они становятся
Рыцарями Храма.
- Что это были за люди?
- Скорее всего, романтики крестового похода. Но потом это переменилось.
Начали прибиваться к компании Иваны-дураки, младшие сыновья без наследства.
Иерусалим - это была та же Аляска, туда ехали за деньгами. В основном те,
кому дома ждать было нечего, или прежде судимые. Иностранный легион. Такой
плакатик: ты записался в тамплиеры? Ждут тебя дальние страны, крепких и
сильных душой. Кормежка, одежка казенная, под расчет еще и спасение души.
Разумеется, с хорошей жизни на это не шли. Жить в пустыне, в палатке, годами
не видя человеческих лиц, если не считать других тамплиеров и нескольких
турецких рож, потом еще жара, жажда и обязанность вечно потрошить сарацин...
Я перевел дух.
- Получается какой-то вестерн. Прошу прощения. На самом деле орден
пережил три эпохи, и на уровне третьей этих проблем уже не было и в него
записывались даже те, кто отнюдь не бедствовал. Потому что стало не
обязательно вербоваться в Святую Землю, можно было работать на материке.
Вообще что касается тамплиеров, мне они не вполне ясны. Иногда кажется, что
это просто банда, иногда, наоборот, в них есть какое-то изящество.
Этнические чистки они проводили по-рыцарски. Они, конечно, били мусульман,
потому что это была их работа... Но когда посол эмира Дамасского прибыл с
визитом в Иерусалим, тамплиеры предоставили ему мечеть для отправления
культа, невзирая на то, что ее уже успели переделать в христианскую церковь.
Он себе молится, в этот момент заходит какой-то франк, видит неверного в
святом месте и вышвыривает его. Тамплиеры наказали виновного, а перед
мусульманином извинились. Это джентльменское отношение к противнику их и
погубило, не зря на суде им шили связь с эзотерическими мусульманскими
сектами. Может быть, связь и была, точно так же как авантюристы прошлого
века заболевали Африкой. Тамплиеры были люди без систематического
образования, они не понимали многих идейных тонкостей и не думали о них, а
одевались в духе Лоуренса Аравийского... Вообще понять причины их действий
для меня не легко, потому что христианские историки, Гийом Тирский и прочие,
при каждом случае поливают их грязью...
- Почему?
- Потому что тамплиеры слишком усилились, и притом слишком быстро. Все
началось со Святого Бернарда. Вы представляете себе, кто такой Святой
Бернард? Гениальный организатор, реформатор бенедиктинского ордена. Из всех
церквей велел вынести статуи и украшения. Когда ему не нравится коллега,
например Абеляр, он с ним ведет себя по-маккартистски, а в принципе
предпочел бы сжечь. Если нельзя, то хотя бы сжечь его книги, что он и
сделал. Потом начал агитировать за крестовые походы. Вперед, Святая Земля
зовет...
- Симпатяга, - подытожил Бельбо.
- Ненавижу. По мне, его не в святые надо бы, а в самый глубокий круг
ада. Но он умел себя подать, посмотрите, на какой пост его определил Данте,
пресс-секретарем Пречистой Девы. А с такими суперсвязями и канонизовали его
потом быстро. Когда Бернард прослышал о тамплиерах - сразу спикировал на эту
идею. Благодаря ему девять авантюристов превратились в Militia Christie16 так
что можно сказать что тамплиеров как героический миф изобрел он. В 1128 году
он созывает собор в Труа именно для того, чтоб легитимировать этот новый
орден монахов-солдат, а через несколько лет пишет более чем положительный
отзыв на их деятельность и сочиняет статут в семидесяти двух параграфах, где
чего только нет. Месса ежедневно, и нельзя иметь связи с рыцарями,
отлученными от церкви, однако если те попросят о принятии их в орден -
реагировать по-христиански. Видите, я не случайно проводил. параллель с
Иностранным легионом. Формой будет белая накидка, простая, без меховой
оторочки, позволяется только ягнячий или же бараний мех. Запрещено носить
гнутую или тонкую по моде обувь, спать следует в рубахе и портах, на тюфяке
и с простыней и одеялом...
- В жарком климате, могу вообразить эту вонь, - сказал Бельбо.
- О вони поговорим особо. Есть иные жесткие ограничения: питаться двоим
из одной миски, трапезовать в молчании, мясная пища трижды в неделю, строгий
пост по пятницам, вставать на рассвете, если накануне день выдался трудный,
разрешается пролежать еще не более часу, но в этом случае надо прочитать в
постели тринадцать отченашей. Главным в ордене является магистр; имеется
иерархия младших по званию, на нижних ступенях - прапорщики, оруженосцы,
денщики и слуги. Каждый рыцарь владеет тремя конями и оруженосцем, запрещено
украшать стремена, седла и поводья, оружие должно быть простое, но отличного
качества, никакой охоты, за исключением львиной, словом - жизнь военная,
богоспасаемая. Не говорю уж о воздержании, на которое сочинитель статута
напирает особенно. А ведь наши герои живут не в монастыре, а на Людях, если
можно звать людьми тот сброд, который тогда наводнял Святую Землю. В уставе
сказано, что общества женщин надобно избегать, насколько возможно, и не
целовать никого, кроме матери, сестер и теток.
Бельбо вставил: - Насчет теток я бы поостерегся. К слову, тамплиеров
разве не обвиняли в содомии? Я помню в книге Клоссовского, "Бафомет"17
... Бафомет - какой-то дьявольский идол, которого они чтили...
- Сейчас дойдем. Ну посудите по логике. Жили они по-матросски, месяц за
месяцем в пустыне, у черта на рогах. Представьте себе: по ночам ледяной
ветер, вы в палатке вместе с другом, с которым едите из одной плошки,
страшно, голодно, холодно, хочется к маме. Что дальше?
- Фиванский легион, мужественное объятие, - предположил Бельбо.
- Подумайте об этом адском положении, бок о бок с солдатней, которая
никаких обетов не давала, врываясь в город, добыча солдата - мавританочка,
золотой нежный живот и ресницы как бархат, а что достается тамплиеру в
ароматной тени ливанских кедров? Оставьте ему хотя бы маленького мавра.
Понятно вам теперь, кстати, откуда идет выражение "пить и ругаться как
тамплиер"? Их удел напоминает мне положение войскового капеллана, который
жрет спирт и богохульствует со своими неотесанными подопечными. Уж одного
того хватило бы... А тут еще печати. На печатях тамплиеры изображаются по
двое, на одной и той же лошади. С чего бы это, если учесть, что по уставу
каждому положено три коня? Конечно, Бернард мог считать это удачной находкой
в качестве эмблемы бедной жизни или символа двойственного служения:
рыцарство-монашество... А теперь представьте себе, как все это выглядело в
глазах простого человека: ничего себе монах, гляди-ка, присоседился даже на
скаку! Вполне возможно, что все это домыслы...
и т.д.
This post has been edited by nakash on 6 Jul 2005, 00:40