კოლხური და ყობანური კულტურების ურთიერთმიმართების საკითხი სამარხ-კონსტრუქციათა და დაკრძალვის წესის მიხედვით
https://www.tsu.ge/data/file_db/library/nik...bejishvilsi.pdf[

* * *
Учеными исследованы следующие клады, проводимые в хронологии по Д. Л. Коридзе[4] :
XVIII—XVI вв. — Уреки
XVI—XIV вв. — Квишара, Пиленково, Гагра, Пицунда, Лыхны, Эрге, Чорохи, Кобулети, Лайлаши, Эрге (Земо-Кочо), Мелекедури, Дими, Парцханаканеви, Гори;
XIII—XII вв. — Зенити (2 находки 1935 г.), Сасирети, Дигоми, Орду, Удэ;
XII—XI вв. — Вакиджвари, Шрома, Артвин, Кара-дере, Чаисубани, Бобоквати, Зенити (1926 г.), Цихисдзири-Самеба, Макванети, Опшквити, Сакара, Земо-Симонети, Дарквети, Лайлаши (ГЭ), Теловани;
IX—X вв. — Эрге, Лайлаши, Цхинвали, Ахалкалаки, Бежатубани, Цагери, Гутури, Диди Вани, Бугеули, Тхмори, Тагилони;
X—VIII вв. — Окуреши, Квишара, Лухвано, Переви, Цоиси, Лесичине, Сурмуши, Хеви, Синатле, Мехчис-Цихе, Оджоли, Чала, Джвари, Дгнориса, Калвата, окрестности Батуми (1914 г.), Тола, Сапудзвреби
VIII—VII вв. — Уреки (Капровина), Бзвани, Шуахеви, Курзу;
Известна т. н. «Короткая периодизация» — обоснована Ю. Н. Вороновым (1980), уделившим, в отличие от Д. Л. Коридзе, основное внимание погребальным комплексам. «Наиболее древние из погребальных комплексов колхидской культуры на территории Абхазии» он датировал первой половиной VIII в. до н. э. Культура была распределена на три периода (вторая половина VIII—VII, конец VII — первая половина IV, вторая половина IV—I вв. до н. э.).
Данная «короткую» хронологию поддержала Л. Н. Панцхава (1986, 1988), Т. К. Микеладзе (1990), Э. М. Гогадзе (1984) и Д. Б. Апакидзе (1991), датировавшие большинство «классических» колхидских комплексов в рамках VIII—VI вв. до н. э.
» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
Археологами выделено три варианта (локализаций) артефактов культуры :
— Бзыбский (Бзыбская Абхазия) (представлен погребальными памятниками (индивидуальными погребениями)).
— Мегрельский (включающий Абжуйскую Абхазию, Самурзакань, Мегрелию, Гурию), (представлен кладами и погребальными памятниками (коллективными погребениями — «могильными ямами»)).
— Лечхумо-Имеретинский (представлен исключительно кладами).
Большинство ученых отмечают, что Колхидская культура имеет много общего с кобанской культурой[1], особенно по артефактам бронзолитейного производства.
» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
Установленные очаги обработки металлов (локальные фрагменты культуры):
— бассейн р. Чорохи, Аджария
— район Рачинского хребта
— район Лечхумского хребта
» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
Носители колхидской культуры жили патриархально-родовыми общинами (имеются признаки имущественной дифференциации)[1].
Основные занятия:
— земледелие
— скотоводство
— металлургия.
Картографирование найденных артефактов («пекторалей» и т. п.) показало основные маршруты военных походов, проходящие через перевалы между Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией и Абхазией (Клухорский и Донгуз-Орунбаши), а также Северной Осетией и Рачей (Гебеафцаг и Гурдзиафцаг).
Ученые исключают возможность перемещения сколько-нибудь значительных групп киммерийцев и скифов, вдоль Черноморского побережья Кавказа, так как имеет место малочисленность известных здесь ярких археологических свидетельств межплеменных контактов.
ცერცვა.ჩემი აზრით, ჩრდილოეთიდან დაწოლის გამო, მაიკოფელების რაღაც ნაწილის სამხრეთისკენ მიგრაცია, სხვადასხვა მიმართულებიდან მოხდა (შესაძლოა სხვადასხვა პერიოდშიც) :აფხაზეთის და რაჭის გავლით კოლხეთის დაბლობში, ხოლო შიდა-ქართლის გავლით ჭოროხის ხეობისკენ (როგორც მოგვიანებით კიმერიელებმა გაიარეს)
ესეც ჩრდილოეთში დარჩენილების შესახებ
» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
* * *
ასევე როგორც ჩანს ერთ-ერთი ჩვენი მონათესავე ტომი ხარამის უღელტეხილის გავლით გადავიდა დაღესტნის მთებში (პროტონახების მოწოლის გამო?

), სადაც მათი შთამომავლები დღესაც ცნობილები არიან ხელოსნობასა და მეტალურგიაში
მათ ანდიელებს ეძახიან

» სპოილერის ნახვისთვის დააწკაპუნეთ აქ «
ტოპონიმიკაც ძალიან ჩამოჰგავს ქართულს, თქვენს ადგილას ყურადღებას მივაქცევდი

პ.ს.