Хрустальный череп
Хрустальные черепа - объекты дискуссионные и загадочные. Некоторые считают их древними артефактами, обладающими целебными и магическими свойствами. Другие отвергают эту точку зрения, считая черепа подделкой относительно недавнего времени. К согласию по поводу происхождения артефактов обе стороны до сих пор так и не пришли. Некоторые исследователи заявляют, что всего в мире существует 13 хрустальных черепов, однако в настоящее время известно месторасположение только пяти из них. Объекты являются моделями человеческих черепов, высеченными из прозрачных кристаллов кварца. Известные в настоящее время экземпляры разнятся по величине - от нескольких дюймов до размеров человеческой головы. Где появились черепа и для чего они использовались - загадка. Их происхождение принято связывать с культурами доколумбовой Южной Америки, в частности ацтеками и майя. Несомненно, самым удивительным и загадочным из всех хрустальных черепов является череп Митчелла-Хеджеса, обладающий зловещей, но привлекательной красотой, не присущей другим экземплярам.
Запутанная история о хрустальном черепе судьбы, как его принято теперь называть, загадочна, как и сам объект. Зловещий череп судьбы весом около 11 фунтов 7 унций (примерно 5,2 кг) аккуратно высечен из цельного кристалла кварца. Особенность черепа - хорошо подогнанная съемная челюсть, которая может двигаться так, словно голова разговаривает. Несмотря на мелкие трещины на висках и скуле, это анатомически верная модель человеческого черепа. Происхождение загадочного артефакта скрыто под завесой тайны - череп Митчелла-Хеджеса не имеет подтверждений в документальных источниках. История гласит, что в 1927 г. (возможно, в 1924 г.) британский исследователь и любитель приключений Ф. А. Митчелл-Хеджес (1882-1959), разыскивая исчезнувшую Атлантиду, изучал руины церемониального центра индейцев майя в Лубаантуне (Белиз). Вместе с ним в экспедицию отправилась его приемная дочь Анна Митчелл-Хеджес. В день своего семнадцатилетия она бродила по изучаемой территории и обнаружила верхнюю часть черепа, под которым находился алтарь. Лишь через три месяца в том же помещении была обнаружена челюсть от черепа. Увидев реакцию местных жителей на эту странную находку, Митчелл-Хеджес отдал череп им. Однако позднее, когда он и его команда собрались уезжать, местный жрец вручил Митчеллу-Хеджесу череп в качестве подарка: в благодарность за еду, медикаменты и одежду, которую исследователь давал этим людям.
Однако эта романтическая история об открытии Митчелла-Хеджеса была подвергнута сомнению. В действительности он купил череп за 400 фунтов-стерлингов на аукционе Сотби в Лондоне в 1943 г. у владельца картинной галереи Сиднея Барни. Именно с этим может быть связан тот необъяснимый факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX в. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Честно говоря, Митчелл-Хеджес ничего не писал о черепе до 1954 г.: именно тогда появилось первое упоминание о хрустальном черепе с момента его предполагаемого обнаружения в 1927 г. Находке были посвящены лишь несколько строк в книге Митчелла-Хеджеса <Моя подруга опасность>. Возможно, поэтому Хеджес пишет о черепе судьбы так: <у меня есть причины не говорить, как он оказался у меня>. Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала <Мэн> (1936) - печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом судьбы Хеджеса и, очевидно, принадлежал торговцу предметами искусства Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Ф. А. Митчелле-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун. В своей книге <Тайны сверхъестественного> Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: <Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет: дальше заглянуть мне не удалось>. Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).
Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелла-Хеджеса <Моя подруга опасность>. Именно в ней артефакт впервые был назван черепом судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелла-Хеджеса стали частью легенд о черепе судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.
После смерти Митчелла-Хеджеса в 1959 г. череп перешел к его приемной дочери Анне и оставался у нее до 1964 г., пока она не передала его друзьям семьи - реставраторам предметов искусства Фрэнку и Мейбл Дорлендам для проведения детального научного исследования. Обычно в целях безопасности они передавали череп на сбережение в банковское хранилище, но однажды забрали его домой и, поставив у камина, заметили поразительный оптический эффект, который давал проходивший сквозь череп свет. В некоторых рассказах даже упоминаются потусторонние силы, проявившие себя с появлением черепа в доме исследователей. В 1970 г. Фрэнк Дорленд отвез череп в город Санта-Клара (штат Калифорния) в лабораторию компании <Хьюлетт-Паккард>, которая была в то время одним из мировых лидеров в области электроники, компьютерной техники и электронных кварцевых технологий. Проведя анализ черепа, ученые заявили, что им не удалось обнаружить на кристалле никаких микроскопических отметин, свидетельствующих о применении металлических инструментов для его обработки. Позднее сотрудники лаборатории отметили, что череп был высечен против направления роста кристалла.
Они были в недоумении: почему же он не развалился во время изготовления. Опираясь на эти данные, Дорленд пришел к выводу, что сначала куску кварца придавалась черновая форма, возможно с помощью алмазов, а затем производилась шлифовка и полировка посредством воды и песка. Эта усердная, неспешная работа должна была, по мнению Дорленда, продолжаться около 300 лет. Повторив заявление о колоссальных сроках создания предмета, он добавил еще и утверждение о работе над ним нескольких поколений.
Загадка происхождения и создания черепа судьбы заставила многих поверить, что в этом процессе были задействованы сверхчеловеческие силы. А вдруг кристаллу действительно не менее 3600 лет и он сохранился со времен гибели затерянных земель, таких как Лемурия и Атлантида? Так полагал Ф. А. Митчелл-Хеджес. Его дочь Анна верила в то, что череп был доставлен с другой планеты и хранился у жителей Атлантиды до того, как оказался в городе майя Лубаантун. Кто-то использовал череп для скраинга (использование кристалла или емкости с водой для вызова видений) и, как поговаривают, в деталях видел жизнь древних цивилизаций; кто-то заметил хаотичное появление и исчезновение странных спектральных лучей внутри кристалла или даже голографическое изображение. С черепом связывают появление таинственных звуков и самопроизвольное движение предметов.
Некоторые люди свидетельствуют о его магической и целебной силе. В предании коренного американского населения рассказывается о 13 древних хрустальных черепах с подвижными челюстями, которые могли говорить и петь. Согласно легенде, когда все 13 будут найдены и собраны в одном месте, человечеству откроется мудрость: его настоящая цель и предназначение. Многие полагают, что череп судьбы является одним из этих 13.
Годами Анна Митчелл-Хеджес ездила по городам Соединенных Штатов с черепом, предлагая за деньги посмотреть и прикоснуться к известному артефакту. Она до сих пор утверждает, что нашла череп вместе с отцом в Лубаантуне, а после экспедиции Ф. А. Митчелл-Хеджес отдал его Барни на временное хранение. Когда ее отец понял, что Барни пытается продать кристалл, то тут же выкупил его.
Хотя, по мнению некоторых ученых, череп Митчелла-Хеджеса кажется правдоподобнее артефактов из Южной Америки с их условностью в изображении предметов, все же происхождение черепа связывают с ацтеками и майя. В качестве доводов исследователи приводят данные о значении черепа в иконографии коренного населения, а также археологические находки созданных ацтеками предметов из горного хрусталя. Хотя сегодня нет доказательств того, что череп Митчелла-Хеджеса или другие хрустальные черепа были обнаружены в археологических раскопах Южной Америки, ацтекское происхождение кажется наиболее правдоподобным. Череп могли использовать в качестве оракула: жрец приводил в движение подвижную челюсть, отдельно крепившуюся к голове с помощью проволоки, имитируя говорение, а учитывая свойство кристалла отражать свет костра, спектакль, должно быть, выглядел жутковато.
Впрочем, интригующим рассказом о черепе судьбы история не заканчивается. В 1936 г., когда проводились первые исследования черепа Митчелла-Хеджеса, рядом находился еще один кристаллический череп, получивший незамысловатое название <череп из Британского музея>, - его использовали для проведения сравнительного анализа. Кристалл, предположительно ацтекского происхождения, был передан музею в 1897 г. нью-йоркской ювелирной компанией <Тиффани энд Ко>. Исследование проводил антрополог доктор Дж. М. Морант, который установил, что черепа отличаются друг от друга по двум - трем показателям. Например, череп из Британского музея был сделан из цельного куска, без отдельно крепившейся челюсти, а череп Барни (который антропологи называют черепом Митчелла-Хеджеса) выглядел натуральнее и был выполнен более тщательно. Подводя итоги исследования двух хрустальных черепов, доктор Дж. М. Морант пишет: <можно с уверенностью заключить, что они представляют один и тот же человеческий череп, хотя один мог быть скопирован с другого>. Он полагал, что поскольку череп Барни анатомически более подробный, он древнее и представляет собой модель черепа женщины.
В январе 2005 г. появились сенсационные сообщения о том, что после многочисленных анализов черепа из Британского музея, для проведения которых использовался растровый электронный микроскоп, команда ученых Британского музея пришла к выводу, что артефакт был создан в XIX в., скорее всего в Германии. Исследователи обнаружили на кристалле следы, характерные для ювелирного оборудования, появившегося не ранее XIX в. Сегодня считается, что череп был изготовлен для французского коллекционера Эжена Бобана, который вскоре продал его компании <Тиффани энд Ко.> В 1860-1880 гг. Бобан торговал антиквариатом в Мехико и получил череп из Германии. В 1992 г. в Смитсонский институт был доставлен кристаллический череп от неизвестного отправителя, заявившего, что тот сделан ацтеками и приобретен в Мехико в 1960 г. Исследования, проведенные в Смитсонском институте, показали, что череп был выполнен с помощью колеса или дисковой пилы - инструментов, не известных в доколумбовой Америке. Сотрудница Смитсонского института Джейн Макларен Уэлш обнаружила документы, подтверждающие, что к появлению всех черепов причастен Бобан. Кроме того, дальнейшие исследования показали, что у Бобана было немало этих <старинных> кристаллических черепов, и некоторые из них оказались в музеях. Среди них череп, который находится в парижском Музее человека (теперь он хранится в музее Трокадеро в Париже). Все эти черепа в действительности были изготовлены в Германии в 1867-1886 гг.
Существование поддельных кристаллических черепов XIX в. не обязательно бросает тень на подлинность черепа судьбы, однако ставит под сомнение вопрос о древнем происхождении ряда неисследованных кристаллических черепов, преимущественно экспонатов частных коллекций. Многие исследователи задаются вопросом, почему Анна Митчелл -Хеджес отказывается предоставить хрустальный череп для изучения под растровым электронным микроскопом. Oн хотя и не позволяет установить точное время создания предмета (нет методов проведения датировки древних кристаллов), однако с его помощью можно определить, был ли этот удивительный шедевр изготовлен относительно недавно, связан ли он с ацтеками или майя или, возможно, его происхождение совсем иное.
picture upload * * *
Антикитерский механизм: древний компьютер?
В начале 1900 г. Элиас Стадиатос с группой других греческих ныряльщиков ловил морских губок у побережья небольшого скалистого острова Андикитира, расположенного между южной оконечностью полуострова Пелопоннес и островом Крит. Поднявшись после очередного погружения, Стадиатос начал бормотать что-то о <множестве мертвых обнаженных женщин>, лежащих на морском дне. При дальнейшем обследовании дна на глубине почти 140 футов ныряльщик обнаружил остов затонувшего римского грузового судна длиной 164 фута. На корабле находились предметы I в. до н. э.: мраморные и бронзовые статуи (мертвые обнаженные женщины), монеты, золотые украшения, гончарные изделия и, как потом выяснилось, куски окислившейся бронзы, которые развалились на части сразу же после подъема со дна моря.
Находки с места кораблекрушения сразу же были изучены, описаны и пересланы в Национальный музей Афин для экспозиции и хранения. 17 мая 1902 г. греческий археолог Спиридон Стаис, изучая необычные, покрытые морскими наростами обломки с затонувших кораблей, пролежавшие в море до 2000 лет, заметил в одном куске зубчатое колесико с надписью, похожей на греческое письмо. Рядом с необычным предметом был обнаружен деревянный ящик, однако он, так же как и деревянные доски с самого корабля, вскоре высох и раскрошился. Дальнейшие исследования и тщательная очистка окислившейся бронзы позволили выявить еще несколько обломков таинственного предмета. Вскоре был найден искусно сделанный шестереночный механизм из бронзы, размером 33x17x9 см. Стаис считал, что механизм представлял собой древние астрономические часы, однако, согласно общепринятым предположениям того времени, этот предмет был слишком сложным механизмом для начала I в. до н. э. - так датировали затонувший корабль по найденным на нем гончарным изделиям. Многие исследователи полагали, что механизм представлял собой средневековую астролябию - астрономический прибор для наблюдения за движением планет, используемый в навигации (древнейшим из известных образцов была иракская астролябия IX в.). Однако к общему мнению относительно датировки и целей создания артефакта тогда прийти не удалось, и вскоре о загадочном предмете забыли.
В 1951 г. британский физик Дерек Де Солла Прайс, тогда профессор истории науки в Иельском университете, заинтересовался хитроумным механизмом с затонувшего корабля и занялся его детальным изучением. В июне 1959 г., после восьми лет тщательного изучения рентгеновских снимков предмета, результаты анализа были изложены в статье под названием <Древнегреческий компьютер> и опубликованы в <Сайентифик американ>. При помощи рентгена удалось рассмотреть по крайней мере 20 отдельных шестеренок, в том числе полуосевую, которую ранее считали изобретением XVI в. Полуосевая шестеренка позволяла двум стержням вращаться с различной скоростью, подобно задней оси автомобилей. Подводя итоги своего исследования, Прайс пришел к выводу, что антикитерская находка представляет собой обломки <величайших астрономических часов>, прототипов <современных аналоговых компьютеров>. Его статью встретили в ученом мире неодобрительно. Некоторые профессора отказывались верить в возможность существования такого прибора и предполагали, что предмет, должно быть, попал в море в Средние века и случайно оказался среди обломков потерпевшего крушения самолета.
picture upload4 г. Прайс опубликовал результаты более полных исследований в монографии под названием <Греческие приборы: Антикитерский механизм - календарный компьютер 80 г. до н. э.>. В своем труде он анализировал сделанные греческим радиографом Христосом Каракалосом рентгеновские снимки и полученные им данные гамма-радиографии. Дальнейшие изыскания Прайса показали, что древний научный прибор на самом деле состоит из более чем 30 шестеренок, однако их большая часть представлена не полностью. Тем не менее даже сохранившиеся обломки позволили Прайсу заключить, что при вращении рукоятки механизм должен был показывать движение Луны, Солнца, возможно, планет, а также восхождение основных звезд. По выполняемым функциям устройство напоминало сложный астрономический компьютер. Это была действующая модель Солнечной системы, когда-то находившаяся в деревянном ящике с дверями на шарнирах, которые защищали внутреннюю часть механизма. Надписи и расположение шестеренок (а также годичный круг объекта) привели Прайса к выводу, что механизм связан с именем Геминуса Родосского - греческого астронома и математика, жившего около 110-40 гг. до н. э. Прайс решил, что антикитерский механизм был спроектирован на греческом острове Родос, что у побережья Турции, возможно даже самим Геминусом, примерно в 87 г. до н. э. Среди остатков груза, с которым плыл потерпевший крушение корабль, действительно были найдены кувшины с острова Родос. По-видимому, их везли с Родоса в Рим. Дату, когда судно ушло под воду, с определенной долей уверенности можно отнести к 80 г. до н. э. Предмету на момент крушения было уже несколько лет, поэтому сегодня датой создания антикитерского механизма принято считать 87 г. до н. э.
В таком случае, вполне возможно, что устройство было создано Геминусом на острове Родос. Этот вывод кажется правдоподобным еще и потому, что Родос в те времена был известен как центр астрономических и технологических исследований. Во II в. до н. э. греческий писатель и механик Филон Византийский описывал полиболы, которые видел на Родосе. Эти потрясающие катапульты могли стрелять без перезагрузки: на них две шестеренки соединялись цепью, которая приводилась в движение с помощью ворота (механического устройства, состоявшего из горизонтального цилиндра с ручкой, благодаря которой он мог вращаться). Именно на Родосе греческий философ-стоик, астроном и географ Посидоний (135-51 гг. до н. э.) сумел раскрыть природу приливов и отливов. Кроме того, Посидоний довольно точно (для того времени) высчитал размеры Солнца, а также величину Луны и расстояние до нее. Имя астронома Гиппарха Родосского (190-125 гг. до н. э.) связывают с открытием тригонометрии и созданием первого звездного каталога. Более того, он был одним из первых европейцев, который, используя данные вавилонской астрономии и собственные наблюдения,исследовал Солнечную систему. Возможно, часть полученных Гиппархом данных и его идеи были использованы при создании антикитерского механизма.
Антикитерское устройство является древнейшим дошедшим до наших дней образцом сложных механических технологий. Применение зубчатых колесиков более 2000 лет назад вызывает величайшее изумление, а мастерство, с которым они были выполнены, сравнимо с искусством изготовления часов в XVIII в. В последние годы было создано несколько рабочих копий древнего компьютера. Одну из них изготовили австрийский специалист по компьютерам Аллан Джордж Бромли (1947-2002) из Сиднейского университета и часовщик Фрэнк Персивал. Бромли также сделал наиболее четкие рентгеновские снимки предмета, которые послужили основой для создания трехмерной модели механизма его студентом Бернардом Гарнером. Несколько лет спустя британский изобретатель, автор оррэри (настольного демонстрационного механического планетария - модели Солнечной системы) Джон Глив сконструировал более точный образец: на передней панели рабочей модели располагался циферблат, отображавший движение Солнца и Луны по зодиакальным созвездиям египетского календаря.
Еще одну попытку исследовать и воссоздать артефакт в 2002 г. предпринял хранитель отдела механической инженерии музея науки Майкл Райт совместно с Алланом Бромли. Хотя некоторые результаты исследования Райта имеют расхождения с трудом Дерека Де Солла Прайса, он пришел к выводу, что механизм - еще более удивительное изобретение, чем предполагал Прайс. Обосновывая свою теорию, Райт опирался на рентгеновские снимки предмета и использовал метод так называемой линейной томографии. Эта технология позволяет увидеть предмет в деталях, рассматривая лишь одну его плоскость или край, четко фокусируя изображение. Таким образом Райту удалось тщательно изучить шестерни и установить, что прибор мог точно имитировать не только движение Солнца и Луны, но также всех планет, известных древним грекам: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Видимо, благодаря расставленным по кругу на лицевой панели артефакта бронзовым меткам, которыми обозначались зодиакальные созвездия, механизм мог (и довольно точно) рассчитать положение известных планет применительно к любой дате. В сентябре 2002 г. Райт завершил модель, и она стала частью экспозиции <Древние технологии> технопарка музея Афин.
Многие годы исследований, попыток реконструировать и разнообразнейших предположений так и не дали точного ответа на вопрос: как работал антикитерский механизм. Существовали теории о том, что он выполнял астрологические функции и использовался для компьютеризации гороскопов, создавался как учебная модель Солнечной системы или даже как сложная игрушка для богачей. Дерек Де Солла Прайс считал механизм свидетельством сложившихся традиций высоких технологий обработки металлов у древних греков. По его мнению, когда Древняя Греция пришла в упадок, эти знания не были утрачены - они стали достоянием арабского мира, где позднее появились подобные механизмы, а в дальнейшем создали фундамент для развития технологии изготовления часов в средневековой Европе. Прайс полагал, что поначалу устройство находилось в статуе, на специальном табло. Возможно, когда-то механизм располагался в сооружении, похожем на потрясающую восьмиугольную мраморную башню ветров с водяными часами, расположенную на Римской агоре в Афинах.
Исследования и попытки воссоздания антикитерского механизма заставили ученых с другой точки зрения взглянуть на описание устройств подобного типа в древних текстах. Ранее считалось, что упоминания о механических астрономических моделях в работах античных авторов не следует понимать буквально. Предполагалось, что греки владели общей теорией, а не конкретными знаниями в области механики. Однако после открытия и изучения антикитерского механизма это мнение должно измениться. Римский оратор и писатель Цицерон, живший и творивший в I в. до н. э., то есть в период, когда произошло кораблекрушение у Андикитиры, рассказывает об изобретении его друга и учителя, упоминаемого ранее Посидония. Цицерон говорит о том, что Посидоний на днях создал устройство, <которое при каждом обороте воспроизводит движение Солнца, Луны и пяти планет, занимающих каждые день и ночь в небе определенное место>. Цицерон также упоминает о том, что астроном, инженер и математик Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н. э.), <по слухам, создал небольшую модель Солнечной системы>. С устройством может быть связано и замечание оратора о том, что римский консул Марцелий очень гордился тем, что у него есть модель Солнечной системы, спроектированная самим Архимедом. Он взял ее в качестве трофея в Сиракузах, расположенных на восточном побережье Сицилии. Именно во время осады города, в 212 г. до н. э., Архимед был убит римским солдатом. Некоторые исследователи полагают, что астрономический прибор, поднятый с места кораблекрушения у Андикитиры, был спроектирован и создан Архимедом. Впрочем, несомненно лишь то, что один из самых потрясающих артефактов древнего мира, настоящий антикитерский механизм, сегодня находится в коллекции Национального археологического музея в Афинах и вместе с реконструированным образцом является частью его экспозиции. Копия древнего устройства выставлена также в Американском компьютерном музее г. Бозман (Монтана). Открытие антикитерского механизма однозначно поставило под сомнение общепринятое представление о научных и технических достижениях древнего мира.
Реконструированные модели устройства доказали, что оно выполняло функции астрономического компьютера, а греческие и римские ученые I в. до н. э. довольно искусно проектировали и создавали сложные механизмы, которым на протяжении тысячи лет не было равных. Дерек Де Солла Прайс заметил, что цивилизации, владеющие технологиями и знаниями, необходимыми для создания таких механизмов, <могли построить практически все, что им бы хотелось>. К сожалению, большая часть созданного ими не сохранилась. То, что антикитерский механизм не упоминается в древних текстах, дошедших до нашего времени, доказывает, как много утрачено из того важного и удивительного периода европейской истории. И если бы не ловцы морских губок 100 лет назад, у нас бы не было и этого доказательства существования научных достижений в Греции 2000 лет назад.
photo sharing sites