13 августа 1902 года в немецком городе Лар родился Феликс Ванкель — изобретатель роторного двигателя.
патент на изобретение он получил лишь в 1936-м. А воплотить идею в металле удалось только в конце пятидесятых, когда он работал инженером в фирме
NSU.Мотор Ванкеля прошел первые испытания в феврале 1957 года. В отличие от современных роторных двигателей, у DKM (Drenkolden Maschine — так Феликс назвал свою первую разработку) ротор вращался на неподвижной оси, а крутящий момент снимался с корпуса, который делал три оборота за два оборота ротора. По многим показателям тот, первый роторный мотор превосходил современные образцы, например, он был уравновешенней. Но все достоинства сводил на нет один недостаток — чтобы заменить свечи, мотор приходилось полностью разбирать. Из-за этого двигатель не хотели запускать в серию, и изобретателю пришлось изменить конструкцию. Впервые новый мотор, называвшийся KKM (Kreiskolbenmotor), заработал 7 июля 1958 года.
DKM --->

KKM --->

Через шесть лет односекционный KKM установили на серийный NSU Spider, в 1967 году дебютировали две машины с двухсекционными моторами: Mazda Cosmo Sport и NSU Ro80. В то время казалось, что роторные двигатели скоро полностью вытеснят поршневые. Лицензии на выпуск роторных моторов приобрели такие гиганты, как General Motors и Daimler-Benz. Около тысячи роторных автомобилей выпустил Citroen. На Даймлер-Бенце разрабатывали суперкары, оснащенные трех- и четырехсекционными роторными моторами. На Ниссане вели активную работу над разными моделями роторов, с тем чтобы в семидесятые полностью отказаться от производства машин с поршневыми двигателями.
NSU Spider --->

Mazda Cosmo Sport --->

NSU Ro80 --->

Но скоро к моторам Ванкеля охладели: разразившийся нефтяной кризис сделал бензин слишком дорогим, и более экономичные поршневые двигатели вернули пошатнувшуюся было монополию.
Производить роторные машины продолжили лишь две компании — Mazda и ВАЗ. В этом году японцы представили новую роторную модель Mazda RX-8, которая сменила разошедшуюся небывалым тиражом RX-7. В Тольятти роторами оснащают ВАЗ-2108, -2109, -21099 и -2115. Время от времени появляются слухи, что роторные машины вазовцы выпускать перестали и теперь собирают моторы Ванкеля только для самолетов. Но пока выпуск автомобилей с роторными моторами на ВАЗе продолжается.
На международной выставке Engine Expo 2003 в Штутгарте 4 июня были объявлены результаты конкурса The International Engine of The Year Awards 2003. Впервые за пятилетнюю историю конкурса звание лучшего двигателя планеты получил мотор фирмы Mazda — роторно-поршневой двигатель Renesis, которым оснащается купе Mazda
RX-8Роторно-поршневой двигатель Mazda Renesis имеет две секции объемом 656 куб. см каждая, но из-за особенностей рабочего цикла РПД так называемый приведенный рабочий объем составляет 2,6 л. Самая мощная версия мотора развивает 240 л.с. при 8200 об/мин, максимальные обороты — 9000 об/мин. Среди технических особенностей — 10 боковых окон впуска и выпуска, сложная система переключаемых впускных каналов, шесть топливных форсунок и бензовоздушный впрыск
Картинки № 1; № 2; № 3; № 4; № 5; № 6; P.S. რაც იცით ამ მატორის შესახებ მიაწერეთ რა