რუსული კია, მაგრამ ქართული თვალით და რაც მთავარია გულით და დღეს უკვე დაგროვილი გამოცდილებით წაიკითხეთ.
Польская шпиономания как ноу-хау «молодых демократий»«Польская разведка – продолжение советского ГРУ» — с таким скандальным заявлением на днях выступил известный польский политик и еще совсем недавно заместитель министра обороны Польши Антони Мацеревич. И, по большому счету, никого этим не удивил. Дело здесь, конечно, не в том, что поляки на самом деле думают, что кругом – российские агенты влияния. Просто за последнее время в Польше уже привыкли к скандальным взаимным обвинениям политиков в сотрудничестве со спецслужбами, которые валятся на головы обывателей, как из рога изобилия. Особенно преуспели в этом представители правящей партии братьев-близнецов Качиньских «Право и Справедливость».
То, что близнецы, придя к власти, будут нагнетать параноидальную атмосферу всеобщей подозрительности и истерии, было очевидно еще задолго до прошлогодних выборов.
Качиньские шли к власти с лозунгами о необходимости повальных люстраций (проверок на причастность к деятельности спецслужб просоветского режима), очищения страны от язв так называемого пост- коммунизма и реализации «исторической политики», направленной на возрождение «настоящей Польши» после десятилетий «советской тирании» и сменившего ее «правления либералов». После победы Качиньских на выборах тема люстраций, находящаяся в центре общественной жизни Польши после упадка коммунизма, но как-то отошедшая в последнее время на второй план, обрела второе дыхание. Близнецы использовали ее как повод для «зачистки» государственного телевидения. Ставленник Качиньских Бронислав Вильдштейн стал заставлять сотрудников телевидения, родившихся ранее середины 70-х гг., в обязательном порядки писать заявления об имевшихся у них связях со спецслужбами. Те, кто не хотели по тем или иным причинам выполнять незаконный приказ – лишались зарплаты.
Вильдштейну, однако, этого показалось мало: при нем люстрации коснулись не только сотрудников, но и непосредственно продукции польского телевидения. Жертвами «исторической политики» братьев Качиньских после громкого скандала стали интернациональный экипаж танка «Рыжий» с псом Шариком и капитан Клосс. Как известно теперь польскому обществу, ни «Четыре танкиста и собака», ни «Ставка больше, чем жизнь» больше не отражают исторической правды, а только вредят польским зрителям. Не все поляки, однако, с этим согласны: недавно появилась информация о создании общественной организации в поддержку этих фильмов с колоритным названием «Такие номера с нами не пройдут, Бронек!». Инициаторы, обращаясь к Брониславу Вильдштейну, использовали популярную в Польше фразу капитана Клосса.
Атмосфера в обществе накаляется: в последнее время простого подозрения в сотрудничестве со спецслужбами стало достаточно, чтобы лишиться работы. В июне это испытала на себе министр финансов Гиловска. Уже на следующий день после появившихся обвинений, озвученных одним из парламентариев, она была вынуждена уйти в отставку «до выяснения». Обвинения не подтвердились(და გილოვსკა დიდი სიხარულით დააბრუნეს თანამდებობაზე), однако в очередной раз стало очевидно, какое это мощное средство политической борьбы.
Это хорошо усвоил Мацеревич, в последнее время ставший основным ньюсмэйкером в Польше. Он получил известность в 1992 году, когда, будучи министром внутренних дел,
обнародовал список агентов спецслужб, не забыв упомянуть своего тогдашнего шефа по партии, желая его отставки. После скандала и многолетнего политического забвения Мацеревича недавно вернули в большую политику братья Качиньские. И он немедленно спровоцировал новый скандал...
Мацеревич
обвинил бывших министров иностранных дел постсоветской Польши в сотрудничестве с советскими спецслужбами. (ტყუილია ალბათ! როგორ იქნებოდნენ

) Сделал он этого после того, как они написали гневное письмо президенту Качиньскому, упрекая его в необоснованной отмене встречи в верхах с французским президентом и немецким канцлером.
И на этот раз у Мацеревича все получилось неуклюже. Даже привыкшие ко многому польские политики с недоумением восприняли такой необоснованный выпад. Бывший тогда вице- премьером и министром сельского хозяйства лидер движения «Самооборона» Анджей Леппер заявил: то, что Мацеревич «ляпнул», еще больше осложнит российско-польские отношения и помешает его усилиям возобновить поставки польской сельхозпродукции в Россию. В итоге Мацеревичу пришлось извиняться.
Однако сторонник «дикой люстрации» — как его называют польские СМИ – недолго оставался в тени. На прошлой неделе он, как замминистра обороны, расследовавший деятельность польской военной разведки – Военных информационных служб – рассказал журналистам о предварительных итогах своей деятельности. Он нарисовал фантасмагорическую картину глобального заговора. По его словам,
агенты этой организации, созданной в 1991 году и направляемые извне российским ГРУ, проникли в важнейшие экономические и политические сферы жизни общества. Этого им показалось мало. Чтобы как-то прикрыть свою вредительскую активность,
они создали сеть своих изданий и издательств, через которую манипулировали общественным мнением. Но кроме того, что Мацеревич обвинил во всем этом последнего руководителя служб, каких-либо конкретных данных общественности не предоставили. (საქმე იმაშია, რომ სანამ არ შედგება სასამართლო კანონით მას კონკრეტული პიროვნებების დასახელების უფლება არა აქვს. რომ დაესახელებინა ერთი გვარი მაინც ამით კანონს დაარღვევდა და თვითონ მის საქმეს გადასცემდნენ სასამართლოში)
Тем не менее, идеей заговора спецслужб воспользовались политики партии братьев Качиньских. Близнецы – президент и премьер — сейчас переживают трудные времена: польский канал ТВН после раскола в правительстве показал запись того, как люди из их ближайшего окружения буквально торговали министерскими постами, пытаясь привлечь на свою сторону ушедших в оппозицию парламентариев из «Самообороны». Требовалось нанести ответный удар. И он не заставил себя ждать: в одной из газет появилась информация о том, что в ТВН работает агент Военных информационных служб, который и курировал показ той злополучной для Качиньских записи. Политики правящей партии близнецов немедленно обвинили ТВН в провокации.
Очевидно, что обвинения в сотрудничестве со спецслужбами стали излюбленным методом политической борьбы из арсенала братьев Качиньских. Несомненно, близнецов подкупает простота такой методы: чтобы избавиться от политического оппонента, нужно всего лишь обвинить его в работе либо на польские спецслужбы, связанные с неведомыми, но очень влиятельными теневыми воротилами, либо еще раз разоблачить «руку Москвы».
Возможно, «ноу-хау Качиньских» приглянулось и другим лидерам постсоветских стран. Именно с визитом президента Грузии в Польшу совпали аресты сторонников Гиоргадзе в Грузии и обвинения в работе на российские спецслужбы. Не смог Саакашвили пройти и мимо ГРУ, чьи офицеры были недавно задержаны, но позднее отпущены – без предъявления внятных обоснованных обвинений. 
Как видно, охота на ведьм до сих пор остается любимой политической забавой в некоторых странах «молодой демократии», и едва ли скоро уйдет в прошлое.
Алексей Тимофеев, ИА «Росбалт»