ვ პანდან:
Косово и Абхазия
18 ФЕВРАЛЯ 2008 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Косово провозгласило независимость. Россия поучаствовала в процессе на правах зрителя: оглушительно свистела и грозила подумать о независимости Абхазии и Южной Осетии.
У нас по вопросу непризнанных республики люди делятся на патриотов и либералов. Патриоты считают, что Косово должно входить в Сербию, а вот Абхазия — совсем другое дело. Либералы считают, что Косово должно быть независимым, а вот Абхазия — совсем другое дело.
То есть у наших патриотов и либералов взгляды на Косово и Абхазию удивительно совпадают. В том смысле, что они считают, что Косово это одно, а Абхазия — другое.
Так вот, я считаю, что это то же самое.
В обоих случаях и Сербия, и Грузия освободились от влияния СССР. В обоих случаях и Сербия, и Грузия стали проводить по отношению к своим национальным окраинам жесткую политику (война в случае Грузии, геноцид в случае Сербии). То есть обе маленькие страны решили быть маленьким СССР.
В обоих случаях власть — и в Сербии, и в Грузии — поменялась, и никогда бы нынешняя грузинская или сербская власть не стала повторять ошибок своих предшественников. В обоих случаях этот факт не имеет никакого значения.
В случае Сербии ситуация усугубляется тем, что Сербия ведет себя так уже не в первый раз.
[...]
Теперь в Сербии новое правительство. Оно не собирается устраивать в Косово геноцид. Оно не любит Милошевича. На похороны Милошевича почти никто не пришел, он не более популярен, чем Гитлер в Германии.
Но косовары не верят Сербии и не хотят там жить. И новое сербское правительство платит по счетам фашиста Милошевича.
История взаимоотношений Грузии и Абхазии очень напоминает историю взаимоотношений Сербии и Косово.
Грузия в 1991 году тоже освободилась от власти империи. И тоже решила стать маленькой империей для своих многонациональных окраин.

Сначала у власти в Грузии был фашист Гамсахурдиа. Потом — Шеварднадзе. Он фашистом никак не был, но он пришел к власти с помощью вооруженных отрядов «Мхедриони».
У него был выбор: либо «Мхедриони» будет разбойничать в Грузии, либо где-то подальше, и Шеварднадзе совершенно справедливо рассудил, что второе — лучше. И послал в Абхазию что-то среднее между войском и вооруженными бандитами, едущими на бэтээрах со списками цеховиков, которых можно раскулачить.
И это войско проиграло.
Сейчас Грузия стала совсем другой страной. Но поезд ушел. Грузия платит по прежним счетам, как Сербия платит по счетам Милошевича.
И — да простят меня мои грузинские друзья — я не сомневаюсь, что Абхазия станет независимой. Не сейчас. Лет через сорок. Или сто.
И, как ни странно, больше всего для независимости Абхазии делает сейчас Грузия, потому что она вкладывает в реформы, а не в войну, и потому что то государство, которое строит сейчас Грузия, не сможет позволить себе неприемлемые потери среди своих и среди мирного населения при военной операции.
А больше всего для того, чтобы Абхазия оставалась непризнанной, делает Россия, которая сажает ее на иглу пенсий и пособий и запускает в Кодори каких-то странных людей, которые там бегают с оружием и объясняют, что враг у ворот.
И я бы хотела обратить внимание вот на что. Две страны в развалившемся совке провозгласили похожие лозунги: «СЕРБИЯ ДЛЯ СЕРБОВ» и «ГРУЗИЯ ДЛЯ ГРУЗИН»
Одна потеряла полуимперию. Другая — значительную часть территории.
Подумайте о лозунге «РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ».
როგორ მოგწონთ