НА РАЗВАЛИНАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Виктор Шендерович
журналист
Бывали ли вы в Афинах?
Если бывали, то, конечно, помните эту картину: над городом парит Парфенон, 
а внизу, в буквальном смысле на другом уровне, обитают современные греки…
Это, как правило, милейшие люди, только они не имеют уже никакого отношения к тем, 
кто создавал Парфенон. Они просто живут на том же месте — ну, и генетически,
 с поправкой на три века под Османской империей,
 кое-как восходят к Аристотелю и его современникам…
Но не генетика создает художественные стили и философские школы. 
Их создает цивилизация.
Русская цивилизация достигла своей высшей точки в XIX веке, 
с захватом начала XX. Вчерашние азиатские задворки Европы вдруг 
выдали на-гора уникальную культуру: Толстой, Достоевский и Чайковский, 
Чехов и Рахманинов, Павлов, Менделеев, Шагал, Вернадский… 
Имена, без которых уже не может представить себя человечество. Абсолютные вершины.
Наш Парфенон.
Эти вершины вырастали на исторически новом для России европейском 
самосознании, на преодолении всех этих уваровых-победоносцевых… 
Так яхта, при правильно поставленных парусах, идет против ветра.
Но слабость системы определяется, как известно, слабостью слабейшего звена…
Окаменевшая византийская политическая культура, трагическая неспособность
 к самоорганизации швырнула Россию на камни ее XX века 
— со всеми прелестями тоталитаризма. 
Чеховские сестры если и избежали изнасилования революционными матросами,
 то только по возрасту.
В воспоминаниях Нины Берберовой с аккуратным отчаянием 
зафиксированы судьбы тех, кто составлял просвещенный слой России, 
ее несбывшееся будущее: расстрелян, репрессирован, умер от тифа, пропал в лагерях, 
убит при попытке перехода границы… 
Сама она десятилетия напролет жила в изгнании на грани нищеты,
 голодал и ее муж, великий поэт Ходасевич, даром не нужный свихнувшемуся времени.
Те, кто остался, выжили в СССР, либо перерождались в нечто печально-советское,
 либо доживали жизнь маргиналами, благодарными судьбе 
за саму возможность сохранения этой жизни.
Новое Российское государство в 1991 году сгоряча объявило себя наследником 
той великой цивилизации и по инерции продолжает сегодня делать вид, 
что оно наследник и есть, но одного взгляда в биографии российских начальников достаточно, 
чтобы понять: они наследники тех, кто эту цивилизацию угробил. 
Выходцы из комсомола и Лубянки с важными ломброзианскими лицами рассуждают
 о патриотизме, но песок — неважная замена овсу, Путин — Столыпину, а Скойбеда
 — Анне Ахматовой. Дмитрий Рогозин, 
надо заметить, так и не поместился в брусиловский окоп на
 западном направлении, и братьев Турбиных трудно представить
 себе под командованием Шойгу…
Не срастается картинка.
Государство, разумеется, пускает на экспорт Наташу Ростову и русский Серебряный век, 
но внутри давно правят бал ущербные середняки с навсегда погубленным сознанием.
Недавнее столетие со дня смерти Льва Толстого хозяева страны
 стыдливо спустили на тормозах и правильно сделали:
 от Льва Николаевича им прилетает прямым в голову из каждого абзаца; 
конечно, не стоило расстраивать россиян отношением Толстого к «патриотизму»
 и казенному православию.
А уж нынешней России, почти пародийно совковой и сходящей с ума
в военно-патриотическом угаре, хоть запрещай Толстого вообще!
Парфенон великой русской культуры высится над нами как память о былом величии, 
к которому мы, здешние, уже не имеем почти никакого отношения.
 Кстати, и генетически тоже, потому что потомки тех, 
кто создавал этот плодородный слой, по преимуществу 
убиты или рассеяны по белу свету. 
Потомков убийц по понятным причинам осталось больше.
И воспоминания Нины Берберовой — с погребальными списками людей 
Сребряного века — читаются сегодня как страшное пророчество для тех,
 кто хотел бы жить на Родине, но в европейской цивилизации, а не в азиатчине, 
подогретой державными фантазиями.
Тех, кто еще пробует тут что-то изменить, уже в явном меньшинстве. 
http://www.echo.msk.ru/blog/shenderovich/1325970-echo/Ōyama Iwao"დაიკარგება ასე წინა თემების ლინკები," 
თქვენ გადმოაკოპირეთ. მე ვერ ვიპოვე,
პირდაპირ გავაგრძელე.  
მიმაგრებული სურათი
