Грузия, мечтающая стать "кавказским Израилем", активно обихаживается Тель-Авивом
Относительно состояния грузино-израильских отношений председатель Кнессета Израиля Юлий Эдельштейн в Тбилиси несколько месяцев назад заявил, что они стремительно развиваются в правильном направлении.
Он выразил уверенность, что 26-вековая дружба грузинского и еврейского народов продолжится еще много веков. Безвизовый режим, введенный между Грузией и Израилем, действует с 2014 года. Однако эти отношения прошли интересную эволюцию.
Взаимные симпатии
Интересный анализ взаимных симпатий между грузинами и израильтянами представляет израильский автор Ариэль Бульштейн, который пишет, что к евреям и Израилю Грузия относится совершенно не так, как Турция и Иран.
«Простой народ и правительство относятся к Израилю едва ли не восторженно. Грузия считает Израиль настоящей державой, о чем свидетельствует занимаемое нами место в сознании грузин», - отмечает автор в своем материале.
С его слов, для Грузии, снова обретшей независимость четверть века назад, Израиль служит примером небывалого успеха во всех областях — от строительства армии до экономического расцвета. Как сказал мне высокопоставленный представитель Грузии: «Вот бы мы смогли стать похожими на вас».
Неудивительно, что грузины так жаждут сотрудничать с нами и учиться на нашем опыте. С другой стороны, международные отношения основаны на принципе взаимности, и Израиль должен развивать эти чувства и протянуть Грузии руку помощи.
Разумеется, значимость Грузии не ускользнула от взора других игроков, и они не оставят сцену одному Израилю. Иран уже сегодня проникает туда, экономические отношения развиваются, и иранские дипломаты бегают за грузинскими журналистами.
Если Израиль будет считать дружественные отношения с Грузией сами собой разумеющимися и не постарается укреплять связи, то Грузия, возможно, найдет себе других союзников. В Грузии активно действуют израильские бизнесмены, и их деятельность приносит и политические плоды.
«Когда несколько лет назад Грузия поддалась давлению Европейского союза и проголосовала в ООН против Израиля, грузинско-израильская торговая палата организовала протесты и сумела переубедить местное общественное мнение.
После того голосования враждебность не вернулась, и можно надеяться, что так и останется. Но нужно каждый день заново пестовать симпатию и дружбу. Развитие двухстороннего туристического потока может стать инструментом для достижения этой цели.
В грузинском народе сильны религиозные традиции, и Израиль занимает в их глазах особый статус, так как считается Святой Землей. Поэтому многие грузины мечтают посетить Израиль. Несмотря на свои скромные размеры, эта страна может стать для Израиля важным туристическим партнером.
Каждый грузинский турист, возвращающийся домой из Израиля, станет лучшим послом еврейского народа и сыграет важную роль в поддержке дружественных отношений. Это необходимо в условиях, когда традиционная дипломатия уступает место непосредственным контактам между гражданами, - отмечает автор.
Эволюция связей
Как пишет сайт Кавказовед, интересно проследить несколько этапов в развитии грузино-израильских отношений. Поскольку, до войны 2008 года Грузия Михаила Саакашвили вообще примеривала на себе роль «Кавказского Израиля».
Самые близкие отношения режима Саакашвили с США и растущий из года в год объём военно-технического сотрудничества Тбилиси с Тель-Авивом выступали явными факторами закладываемого стратегического партнёрства между южнокавказской республикой и ближневосточной страной.
В тени партнёрского формата грузино-израильских отношений до и в первые месяцы после августа 2008 года пребывали скрытые для широкой общественности причины столь бурного сотрудничества двух стран.
К их числу, в частности, можно отнести наличие в тот период в грузинском руководстве ярко выраженных лоббистов сближения Тбилиси и Тель-Авива. Бывший министр обороны Грузии Давид Кезерашвили, на кого нынешние власти республики завели уголовное дело и добиваются его экстрадиции из Франции, выступал одним из наиболее рьяных сторонников тесных связей с Израилем.
Грузин с этническими еврейскими корнями на посту главы военного ведомства республики вывел оружейное сотрудничество с Израилем на качественно иной уровень. В Грузию начали поступать израильские беспилотники и реактивные системы залпового огня, была запущена программа модернизации израильскими специалистами танков Т-72 (до уровня Т-72-SIM-1).
Пребывание Кезерашвили на посту министра обороны (ноябрь 2006 – декабрь 2008) пришлось на «пятидневную войну». После неё грузинский функционер покинул министерскую должность, практически сразу попав в поле самого пристального антикоррупционного внимания местной оппозиции.
Поскольку Кезерашвили считался «главным финансистом», добытчиком вспомоществований из внешних источников для прежде правящей в республике партии «Единое национальное движение».
Рубеж 08.08.08
Рубеж «08.08.08» многое изменил в грузино-израильских отношениях. Тель-Авив столкнулся с особой позицией Москвы ко всему, что так или иначе затрагивало вопрос продолжения режимом Саакашвили продвинутых военнополитических отношений с зарубежными партнёрами.
Тем более, если эти отношения включали углублённую военно-техническую составляющую. Однако, было бы большим упрощением считать роль России в последовавшем дистанцировании Грузии и Израиля решающей.
К 2011 году в отношениях партнёров также сработали внутренние элементы разделения интересов. Знаковым стал инцидент с двумя израильскими бизнесменами, когда в октябре 2010 года в Батуми были задержаны предприниматели Рон Фукс и Зеев Френкель.
Они были осуждены в 2011 году грузинским судом к длительным срокам заключения по обвинению в даче взятки местным чиновникам. Однако дело было вскоре урегулировано, когда 1 декабря 2011 года президент Грузии подписал указ о помиловании бизнесменов.
На следующий день они прибыли в Израиль. Тем не менее, это дело показало, что в отношениях Грузии и Израиля нет былого доверия, и стороны поступательно отдаляются от формата стратегического партнёрства.
Водораздел отношений
К восстановлению партнёрства стороны обратились с приходом к власти в южнокавказской республике блока «Грузинская мечта». Ведущий политик современной Грузии, экс-премьер Бидзина Иванишвили так и не посетил Соединённые Штаты в официальном качестве главы правительства.
Зато в июне 2013 года он побывал с весьма содержательным визитом в Израиле. Тем самым он создал своему преемнику Гарибашвили предпосылки к реанимации грузино-израильского партнёрства. В центр усилий по восстановлению отношений до прежнего доверительного уровня стороны вывели активизацию экономических связей.
К лету 2013 года в грузино-израильской повестке обозначилась цель заключения договора о свободной торговле, к реализации которой стороны впритык подошли к визиту премьер-министра Гарибашвили в Израиль.
Но его предшественник Иванишвили в июне прошлого года задал более амбициозный ритм в отношениях с Тель-Авивом. По понятным причинам тема восстановления военно-технического сотрудничества Грузии и Израиля до предвоенного (август 2008 года) уровня не получила тогда широкой огласки.
Однако в израильскую прессу всё же просочились сведения о посещении грузинской делегацией одного из местных оборонных предприятий, а также о выраженном Тбилиси пожелании возобновить закупки некоторых образцов вооружений и военной техники израильского производства.
Гонка за лидером
Тель-Авив в большей степени заинтересован в реанимации партнёрства с Тбилиси. Основная «ставка» в Кавказском регионе израильтянами делается на Азербайджан, с которым один только объём ежегодного товарооборота является лучшим свидетельством особого внимания властей Еврейского государства.
Из прикаспийской республики Израиль получает до 40% потребляемой нефти. Подпитываемый «чёрным золотом» торгово-экономический оборот Израиля и Азербайджана закрепился на внушительном уровне $4 млрд.
Для сравнения, 2012 год Россия и Израиль закрыли на 3-миллиардной отметке взаимной торговли. Через Грузию проходит главная артерия поставок азербайджанской нефти на израильский рынок: трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан.
Сохранение в стабильном состоянии ключевой для целей нефтяного транзита из Каспийского бассейна в Израиль республики – один из главных мотиваторов израильтян на текущем этапе их кавказской политики. Конечно, наряду с пополнением рядов «антииранской коалиции».
Ослабление Ирана и укрепление на Кавказе
Грузию пока с трудом можно отнести к этому антииранскому «клубу» на Южном Кавказе. Оттого разделение Грузии и Израиля по интересам с 2008 по 2012 годы можно было проследить и на примере заметно оживившихся связей Тбилиси и Тегерана.
Но попадание Грузии в перекрёстные схемы взамодействия с Израилем и Азербайджаном не может не отозваться охлаждением отношений с Ираном. То, чего израильтяне добивались от грузин в контексте недружественных по отношению к Ирану действий, они получили через считанные дни после окончания визита Иванишвили в Израиль.
В начале июля прошлого года Грузия в одностороннем порядке решила отменить безвизовый режим для граждан Ирана. В ответ на «дружественный» шаг грузинской стороны, израильские власти уже в ходе посещения Израиля новым главой правительства республики проинформировали его о ближайшем вступлении в силу договора по введению безвизового режима между двумя странами.
Решение Тбилиси в визовом вопросе с Ираном ещё должно пройти проверку временем на его целесообразность для грузинских властей. Нет никаких сомнений, что оно было принято по настоятельной просьбе израильтян, в качестве своеобразного теста на серьёзность настроя грузинского правительства перейти от слов к делу нормализации связей с Израилем.
Нынешний «ренессанс» в грузино-израильских отношениях – не что иное, как практическая попытка Тель-Авива укрепить пошатнувшиеся несколько лет назад позиции на Кавказе после того, как израильское оружие на службе грузинской армии оказалось обращенным против союзников России в Южной Осетии.
http://onkavkaz.com/news/903-gruzija-mecht...tel-avivom.html This post has been edited by dimonds on 18 Apr 2016, 00:32