Двухдневный визит делегации Совета НАТО в Грузию воспринимается как знак поддержки со стороны альянса. Но вопрос о том, когда Грузия станет членом НАТО, по-прежнему остается открытым. Мы попытались разобраться, как это может повлиять на Абхазию.
"Этот визит является важным посылом динамичного развития практического сотрудничества и политической поддержки Грузии со стороны альянса. Большинство населения Грузии поддерживает интеграцию Грузии в НАТО и курс на вступление в альянс", - заявил на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО грузинский премьер Георгий Квирикашвили.
Принципиальная поддержка планов вступления Грузии в североатлантический альянс была выражена еще в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте. Однако Грузия до сих пор не смогла добиться получения плана действий по членству (так называемой "дорожной карты", которая является составной частью процесса вступления в НАТО).
По мнению старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николая Силаева, в этом вопросе есть две стороны: формальная и фактическая.
"С формальной точки зрения, Грузия может вступить в НАТО, когда выполнит требования блока, касающиеся ее военной организации, внутриполитических стандартов. Фактически же - хотя Брюссель и Тбилиси это не признают вслух - Грузия не может вступить в НАТО до тех пор, пока:
а) сохраняются возражения России на расширение НАТО на Восток;
б) нет признанной всеми границы Грузии.
При богатой фантазии можно вообразить, что Россия снимет свои возражения на расширение НАТО (как она когда-то сравнительно равнодушно "проглотила" присоединение к блоку трех стран Прибалтики). Но это крайне маловероятно. Россия видит в приближении НАТО к своим границам экзистенциальную угрозу, и это очень широкий консенсус российских политических кругов", - говорит Силаев.
Мы провели небольшой опрос в социальной сети "Facebook". Вот что говорят люди.
Дмитрий Статейнов. "Грузия будет пытаться изо всех сил войти, сотрудничать с НАТО, но думаю, что не войдёт. Хотя, сегодняшние реалии такие непредсказуемые".
Низфа Аршба. "Почему нас должно беспокоить будущее Грузии?"
Ираклий Орагвелизде. "Вопрос вступления Грузии в НАТО не быстро решаем, потому что этот союз ставит для кандидатов ряд политических и военных условий. Грузия пока не выполнила всех заданий, но значительно ближе к цели, чем в 2006 году. Думаю, еще 7-9 лет придется подождать, чтобы выполнить все условия".
Армен Эмексузян. "Ну, здесь кто победит, и США, и Россия играют в своих интересах, впереди череда выборов, как в Грузии, так в России, так и в США, как будет развертываться геополитика, скажет время и только время. Я думаю, что как бы чего ни хотела Грузия, без интереса стран, руководящих альянсом, ничего не будет, но Америка будет делать все, чтобы сломать Россию, а кавказский фронт очень важен. Да и де-факто НАТО уже в Грузии, де-юре, думаю, будет по обстоятельствам. Я за пацифизм, конечно, но реалии говорят обратное, думаю, дальше все идёт к широкомасштабным боевым действиям, просто баланс пока держится, но очень хрупок".
Можно также вообразить, что Грузия признает независимость Абхазии и Южной Осетии, решив тем самым вопрос со своей границей, но это тоже крайне маловероятно.
"По поводу непризнания есть широкий консенсус всех политических сил Грузии. В сущности, у России есть вето на расширение НАТО - хотя блок и его ключевые участники все время отрицают саму возможность существования такого вето.
Другое дело, что, помимо собственно членства Грузии в НАТО, могут быть иные сценарии, в которых Грузия получает гарантии безопасности от западных стран, а западная военная инфраструктура приближается к российским границам. Например, через двусторонний грузино-американский военный союз. Или через постоянно возрастающие контакты между Грузией и НАТО, при которых стирается грань между членством и не-членством в блоке, при которых, хотя Грузия вне НАТО, степень вовлечения блока в ее дела такова, что она не может игнорировать возникающие угрозы и должна вмешаться, опасаясь в противном случае утратить престиж", - считает Николай Силаев.
По мнению эксперта, первый сценарий кажется маловероятным, хотя его трудно исключить полностью. Но стратегическая ценность Грузии для США не такова, чтобы она давала Грузии прямые гарантии.
Поэтому, главный для Грузии вопрос - срок вступления Грузии в НАТО - пока остается без ответа.
Называть конкретные даты возможного вступления Грузии в альянс генсек НАТО отказался, повторив лишь, что это зависит от соответствия Грузии стандартам и требованиям членства в НАТО.
Отвечая на вопрос о том, как влияет Россия на процесс принятия решения о членстве Грузии в НАТО, Столтенберг повторил, что решение этого вопроса зависит только от членов НАТО и самой Грузии и никто не имеет права вмешиваться в этот процесс.
Напомним, что Москва всегда, прежде всего, исходила из того, что неоднократно и открыто предупреждала всех об опасных последствиях расширения НАТО.
НАТО всячески уверяет в том, что блок не направлен против России, тем не менее, враждебная вооруженная сила на наших границах потенциально несет угрозу. Кроме того, если грузины с помощью НАТО начнут решать проблемы Южной Осетии и Абхазии, скорее всего, начнется война, в Абхазии уж точно. Одно дело, когда был геополитический блок с участием таких стран, как США, Англия, Франция, Германия, с достаточно старыми традициями, это была ответственная политическая элита. Другое дело, когда туда принимают всех подряд. Это же все будет негативно влиять на внутренние качества самого блока.
На днях МИД Южной Осетии выразил обеспокоенность в связи с обнадеживающими заявлениями генсека НАТО Йенса Столтенберга о вступлении Грузии в военный альянс. В Цхинвале задаются вопросом, против кого Грузия собирается воевать.
«Грузия никогда не скрывала своего намерения вернуть "свои территории". Не вызывает сомнений, что возвращать их они намерены путем милитаризации и применения силы», - говорится в заявлении МИД республики. В ведомстве также напомнили о военных конфликтах в регионе в 2004 и 2008 годах, когда «мирных людей убивали войска, подготовленные инструкторами США и НАТО».
Цхинвал считает, что реально на укрепление безопасности повлияли бы данные Грузией юридические гарантии неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии.
"Абхазия играет важнейшую роль как один из ключевых союзников России в Закавказье. Её безопасность гарантирована Российской Федерацией. Конечно, было бы предпочтительнее, чтобы на Кавказе не существовало разграничительных линий, которые так старательно выстраивают наши партнеры в Брюсселе. Но пока приходится приспосабливаться к имеющимся условиям.
Вступление Грузии в НАТО создаст ситуацию, когда военные машины Запада и России окажутся в непосредственном соприкосновении на границах Абхазии и Южной Осетии, то есть на территории, статус которой стороны оспаривают. Это очень опасная ситуация, в которой любой вооруженный инцидент может послужить поводом к вооруженному столкновению между Россией и НАТО", - сказал Силаев.
http://apsnylife.ru/rossiya-abkhaziya/anal...dushchee-gruzii