4L3X
memba namba one

       
ჯგუფი: Members
წერილები: 22009
წევრი No.: 188455
რეგისტრ.: 6-July 14
|
#49318925 · 21 Nov 2016, 21:59 · · პროფილი · პირადი მიმოწერა · ჩატი
Об этнических процессах в Абхазии на территории междуречий Келасури и Ингури в XVI в. Согласно источникам, до 80-х годов XVII в., территория между реками Ингури и Келасури являлась частью Одиши не только в политическом, но и в этническом смысле, что хорошо видно из архивных документов. Топонимика края - целиком грузинская (мегрельская, сванская, картвельская). В исторических документах и материалах XVI-XVII веков упоминаются сёла северо-западной части Одиши. Большая часть сёл обозначены на картах Ламберти и Кастелли. Интересно, что географические названия на картах иногда обозначены на местном мегрельском языке. Исследователь Луи де Гранже в написанной 2 марта 1615 г. в мегрельском селе Мокви реляции, отмечает, что считает нужным для своей деятельности в этом крае изучить мегрельский и грузинский (литературный) языки¹. Это означает, что Мокви и его окрестности были заселены мегрелами, грузинский же язык являлся здесь государственным языком. Более красноречивы данные церковных документов, в которых не только перечисляются селения между реками Ингури и Келасури, но и поименно называются живущие в них крестьяне. Это - реестр селений, крепостных и доходов от них, принадлежащих Западно-грузинскому католикосату. Судя по этой ономастике, все крепостные являлись грузинами. На территории от Ингури до Келасури зафиксированы следующие имена и фамилии местных жителей: Шушаниа, Джгвибуриа, Субукиа, Джакобиа, Какаури, Мамисшури, Сохердиа, Толсквамиа, Марцвалиа, Гогилава, Матупиа, Грубелайа, Гуруа, Цистариа, Кодиа, Каджайа, Логуа, Дзадзуа, Конджариа, Пиолиа, Михилиа, Гурмихили, Мирчкилиа, Мачихола, Гургулиа, Джанджулиа, Джгубуриа, Джеджеиа, Этериа, Элерджиа, Кварандзиа, Квачахиа, Квеквескири, Киланава, Корсантиа, Курдгелиа, Ламандзиа, Мархулиа, Солердиа, Хистариа, Маркозиа, Конджариа, Рогава, Сариа, Саруа, Секаниа, Сиргинава, Сондзиа, Сопиа, Топуриа, Торуа, Тупуриа, Убириа, Дидиа, Чагуа, Ласуриа, Мамулиа, Гуниа, Джикиа, Григолиа, Какуа, Гамкервалиа, Китиа, Корчолуа, Джакониа, Луаджагиа, Хунгиа, Микелиа, Бигуа, Типшхуа, Цкуриа, Жванескериа, Гулуа, Булиа, Толискуа, Шантиа, Малурава, Чхируа, Горгилава, Варданиа, Вартангиа, Багиа, Цеблариа, Гачирдиа, Халибесшвили, Салатиа, Душиа, Шониа, Нисериа, Гогордава, Михилиа, Палиа, Маргиа, Бибилиа, Мчитинава, Маргиа, Таниа, Дзасаниа, Датускариа (Датускириа?), Чхорелиа, Кобахиа, Албариа, Боркиа, Цацулуа, Чхоходзе, Шегуа, Германиа, Кубециа, Алесендриа, Квирквелиа, Чагалоскири, Хубилава, Гогуа, Гавашели, Надарайа, Габрава, Эсебиа, Давитиа, Апиа, Чхангуа, Апакидзе, Багателиа, Абашиа, Аблотиа, Ардашелиа, Бебуа, Беквериа, Булискериа, Басариа, Варданиа, Вачариа, Гамсахурдиа, Гамисониа, Гаргулиа, Гармелиа, Гвагвалиа, Гвинджилиа, Гочава, Маркелиа, Мелиа, Мирцхулава, Минджораиа, Морохиа, Нанава, Оржониа, Папава, Папаскири, Папаскуа, Ригвава, Шаваиа, Шангуа, Шарангиа, Шариа, Чабрава, Чачхалиа, Чилава, Чкотуа, Чолариа, Цацуа, Хараниа, Харбедиа, Харебава, Харчилава, Хециа, Хорава, Хубутиа, Элишиа, Цикутиа, Чутишиа, Луаджагиа и многие другие. Таким образом, до 80-х годов XVII в. в северо-восточной части Одиши, в междуречье Ингури и Келасури, по источникам, фигурируют только грузинские топонимы и гидронимы; здесь проживало только грузинское население. После завоевания этой территории апсуа-абхазами, этническая картина значительно изменилась. Трагически сложилась судьба коренного грузинского населения, часть которого была уничтожена; часть вынужденно перешла во внутренние районы Мегрелии от неминуемой гибели или рабства. Захватчики с особой жестокостью расправились с грузинским дворянством, как с главной военно-политической опорой владетеля Мегрелии. Одна часть грузинского населения ассимилировалась с апсуа-абхазами², поэтому многие из абхазов носят сегодня грузинские фамилии. Другую часть грузин абхазы продали в плен туркам или выселили из Абхазии. Исторические документы Пицундского католикосата свидетельствуют, что из оккупированной территории «абхазы выселяли» грузинское население. В этом отношении показательна судьба населения сел. Нажанео, где из 60 дворов крестьян, живших здесь до XVII века, к 1706 году оставалось только 7 дворов. Спасти их от продажи в рабство удалось лишь переселением этих крестьян в восточную часть Одиши. На этническую экспансию северокавказских горцев в северо-западную Грузию указывал современник завершения этого процесса, выдающийся русский историк и государственный деятель В.Татищев (1686-1750 годы). В своей книге «История Российская» он пишет, что Абхазия - часть северной Мегрелии, которую турки и кабардинцы называют Авхазос, а русские именовали обезами, «ныне оной большую часть кубанцы наполняют»³. Истинность сообщения историка не подлежит сомнению, тем более, что эту информацию В.Татищев мог получить будучи губернатором Астрахани. То, что именно «кубанцы», в частности апсуа-абазины принимали участие в этом процессе, подтверждает видный немецкий ученый Ю.Клапрот, по которому, черкесы, проживающие на Северном Кавказе, абхазов называли «куш-хазиб-абаза», что означает «захребетные абазины»⁴. В своих трудах Ю.Клапрот неоднократно подчеркивал, что апсуа-абхазы являлись аборигенами не Абхазии, а северо-западного Кавказа (см. здесь же, с. 93). То, что в Галидзга-Ингурском или в Келасур-Ингурском междуречьях автохтонным населением являются грузины ясно как день. Не смотря на все невзгоды с которыми пришлось сталкиваться (многочисленные убийства, рабство, продажа и переселение в Турцию), мегрельское население смогло защитить свою этническую самобытность (язык, традиции, самосознание). ¹ М.Тамарашвили. История католичества..., с. 135. ² Т. Гванцеладзе. Термины обозначающие грузин в абхазском и абазинском языках. ³ В. Татищев. История Российская, т.1. М.,-Л., 1962, с.171. ⁴ Klaproth I. Reise in den Kaukasus und nach Georgien unternommen in der Iahren 1807 und 1808. Erster Band/Halle und Berlin, 1872, s.459
ამ პოსტს ვდებ ყველა იმათ გასაგონად ვისაც გონია რომ აფსუებთან თანაარსებობა შესაძლებელია, ვისაც გონია რომ აფსუები აფხაზეთის ავტოქტონები არიან, ვისაც გონია რომ აფსუებთან არაფერი გვაქვს გასაყოფი, ვისაც გონია რომ ქართველებს რაღაცა გვმართებს აფსუებისადმი.
--------------------
Слава Україні, Героям слава!!! Слава нації. Смерть ворогам!!!
|