zindiosama
A word of tough guy

        
ჯგუფი: Members
წერილები: 51170
წევრი No.: 67800
რეგისტრ.: 22-July 08
|
#62375124 · 28 Nov 2025, 20:58 · · პროფილი · პირადი მიმოწერა · ჩატი
Идеология грузинского национализма сохраняется.
В эти дни жители Южной Осетии отмечают очередную годовщину событий 23 ноября 1989 года, вспоминая предысторию переломного момента, послужившего решающим импульсом к созданию собственной государственности. Обсуждение указанной тематики среди общественности и экспертных кругов республики позволило затронуть ряд ключевых аспектов, имеющих прямое отношение не только к вопросам сохранения исторической памяти, но и к выстраиванию основных контуров идеологии современного югоосетинского государства. В числе прозвучавших тезисов – акцент на ситуацию в грузинском политикуме, где можно отчетливо проследить рецидивы политики Звиада Гамсахурдия. Идеологическая преемственность Регулярные публичные выходки грузинских националистов, а также устойчивые националистические настроения в грузинском обществе, фиксируемые соцопросами, показывают – ожидания быстрой трансформации политического сознания в соседней стране не имеют под собой реальных оснований. Истоки этой ментальности лежат гораздо глубже, чем влияние западных политических технологий и внешних акторов. Их фундамент был заложен в период существования Демократической Республики Грузия (ДРГ) в 1918–1921 годах, когда меньшевистское руководство сформировало идеологическую конструкцию, определившую политическую идентичность Грузии на столетие вперёд. Созданная при поддержке Германии, а затем получившая патронат Великобритании, ДРГ с первых дней позиционировала себя как антироссийский проект и одновременно как инструмент давления на соседние народы. Именно в этот период Грузия осуществляла карательные экспедиции против осетин и абхазов, проводила вооружённые операции на территориях России, Армении, Азербайджана. Грузинская пресса и политические лидеры активно дегуманизировали осетин, называя их «разбойниками», «анархистами», «врагами республики». Эти пропагандистские конструкции использовались для оправдания депортаций и геноцида. Так формировался идеологический архетип, который впоследствии был возрождён в конце XX века и стал основой современного политического дискурса Грузии. Наследие бесноватого Звиада После распада СССР Грузия фактически восстановила идеологию ДРГ, героизировав её деятелей и воспроизводя их риторику. Звиад Гамсахурдия, первый президент постсоветской Грузии, практически дословно повторял ключевые тезисы меньшевистского периода – отрицание существования Южной Осетии, обвинения осетин в «службе Кремлю», требования «выгнать негрузин», утверждения о «неправильности» самой демографической структуры страны. И хотя «Грузинская мечта», находящаяся у руля в Тбилиси, демонстративно отмежёвывается от радикалов, по ключевым вопросам она сохраняет националистический фундамент, формируя устойчивый идеологический консенсус. У ведущих деятелей «ГМ» в публичной риторике в ходу те же мифы о «советской оккупации», ссылки на «исторические решения Звиада Гамсахурдия» и отрицание факта существования Южной Осетии как политической реальности. Социологические исследования показывают, что большая часть населения Грузии поддерживает реваншистские и антироссийские платформы. К примеру, по данным опросов, более 84 % жителей Грузии выступили категорически против каких-либо извинений перед осетинами за агрессию. Националистическая риторика остаётся социально допустимой, а в социальных сетях доминирующей. В таких условиях любые попытки диалога неизбежно наталкиваются на сопротивление политически активных националистических групп, которые воспринимают современную Грузию как прямого наследника идеологии ДРГ. Возвращение к риторике Гамсахурдия Указанные моменты вновь ярко проявились в ходе принятия решения об упразднении «временной администрации Южной Осетии». Представители грузинского истеблишмента фактически воспроизвели риторику Гамсахурдия. В их заявлениях прозвучали прямые требования отказаться от термина «Южная Осетия», ссылки на решения начала 1990-х годов, утверждения о «предательстве» тех, кто использовал этот термин в политическом процессе. Одним из наиболее показательных выступлений стал комментарий председателя комиссии по образованию и культуре закоргана Грузии Беки Одишария. Он заявил буквально следующее: «Парламент и правительство Грузии приняли историческое решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Верю, что это важный и необходимый шаг к осуществлению заветной мечты каждого гражданина Грузии». Продолжая тему политического наследия начала 1990-х, он подчеркнул, что «та справедливая реальность, которую оставила нам власть из национально-освободитель-ного движения Грузии, была перевернута и вновь создана правительством Саакашвили, под названием, не имеющим никакой связи с историей – чисто большевистским наименованием «Южная Осетия». Одишария также добавил, что принятые парламентом и правительством Грузии меры позволяют «вновь утвердить, теперь на прочной основе, историческое решение Звиада Гамсахурдия и Мераба Костава – ликвидировать оккупационную юридическую форму СССР и «Нацдвижения» – Юго-Осетинскую автономную область». Распределение акцентов между историческим наследием и текущими политическими целями проявилось и в высказываниях председателя парламента Шалвы Папуашвили, который занял наиболее жёсткую позицию в вопросе терминологии. По его словам, «термин «Южная Осетия» не должен существовать». Мэр Тбилиси Каха Каладзе, по совместительству один из лидеров «Грузинской мечты», высказался в том же ключе. «Южной Осетии не существует, есть Самачабло, оно было неотъемлемой частью Грузии. Сегодня, к сожалению, она временно оккупирована Россией», – заявил он. Свою позицию обозначил и премьер-министр Ираклий Кобахидзе, который также выступил против использования термина «Южная Осетия». Суммарно эти заявления демонстрируют консенсус в грузинском политическом истеблишменте относительно идеологической преемственности с линией Звиада Гамсахурдия. Подчёркивание «историчности» его решений, обращение к политическому наследию конца 1980-х годов и отказ от признания любых форм осетинской субъектности по факту возвращает в официальный дискурс Грузии ключевые элементы риторики, приведшей к конфликту. В Южной Осетии подобные заявления рассматриваются весьма негативно, поскольку именно такая идеологическая установка в свое время привела к агрессии и геноциду. Информационная война Грузия последовательно выстраивает политическую стратегию, в которой история агрессии против Южной Осетии сводится к схеме «имперской политики России». В рамках данной линии замалчиваются такие вопиющие факты, как отмена автономии Юж-ной Осетии, призывы Гамсахурдия ограничивать рождаемость нетитульных народов и его поход на Цхинвал 23 ноября 1989 года, этнические чистки, блокада Южной Осетии и вооружённое вторжение. Эта линия направлена на попытку сформировать образ «потерянной территории», которую необходимо «вернуть». Одновременно Грузия активно развивает программы идеологического воспитания молодёжи. В республике функционируют военизированные молодежные организации, культ героев меньшевистского периода. Молодежный легион имени генерала Мазниашвили – лишь один пример этой системной работы. В Южной Осетии напротив существует потребность в структурированной государственной идеологии, ориентированной на молодёжь. Увековечение памяти лидеров и героев национально-освобо-дительного движения должно стать частью образовательной, а также информационной политики. С учетом сохраняющихся угроз, Южной Осетии требуется разработка и реализация долгосрочной программы воспитания национального самосознания. Кроме того, ощущается острая необходимость в противодействии попыткам переписывания истории и замалчивания фактов преступлений против осетинского народа. Исторические уроки ноября 1989 года касаются не только аспектов исторической памяти. Они и сегодня остаются стратегическим ориентиром югоосетинского общества, платформой ее консолидации. Совместная работа государства и общества позволит закрепить эти уроки в политической практике и обеспечить устойчивое будущее республики. Коста ТЕДЕЕВ, газета "Южная Осетия"
|