
ეს რუსეთის მზვერავის სამხედრო საკითხებში ჩეკისტ სიტინის ანალიზი რომელიც გაუგზავნა მტავარ შტაბს.
Сытин сообщал осенью 1920 года в центр:
.
"До сих пор работа моя как военного представителя сводилась, главным образом, к изучению вооруженных сил Грузинской Демократической Республики, дислокации этих войск и их передвижений. Кроме того, я следил за вооруженными силами соседних государств - Армении, Турции и повстанческих организаций Врангеля. Затем обстоятельства вынудили обратить особое внимание на образовавшееся повстанческое движение на Северном Кавказе.
Очередными главными задачами моей работы считаю необходимым выяснить следующее:
1. Какой новый фронт предпримет Антанта для борьбы с нашим государством.
2. Истинные намерения Мустафы Кемаля в связи с продвижением его войск в пределы Кавказского перешейка.
3. Для какой цели будут использованы остатки войск генерала Врангеля."
.
Очень подробно освещалось состояние грузинской армии, ее численность, структура и командный состав. Сытин подметил важную особенность - конфронтацию между армейским руководством и командованием Народной гвардии. Советский военный атташе обратил внимание на тяжелое материальное положение грузинских офицеров.
.
"Современная действительность указывает, что оклады слишком малы и не в состоянии удовлетворить офицеров, особенно семейных и благодаря этому большой процент офицеров наряду со службой занимается спекуляцией, а многие не брезгуют казенными деньгами, вверенными им по службе. Одной из наиболее характерных бытовых черт в служебной жизни грузинского офицерства является чрезмерно развитое кумовство, которое играет здесь первенствующую роль и зачастую офицерский состав части подбирается почти исключительно из родственников."
.
Не ускользнуло от его внимания и то, что 10% Народной гвардии к декабрю 1920 года были большевизированы.
.
Сытин всесторонне изучал грузинскую армию и военный потенциал Грузии. В частности, он сообщал данные о наличии оружия и боеприпасов на складах, что позволяло военному руководству Советской России оценить потенциал грузинских войск на случай войны. Сообщал он и сведения об организации и материально-технической базе грузинских ВВС, грузинском флоте в Поти и Батуме.
Сытин приводил общую оценку военного потенциала грузинских войск и характеристику грузинского офицерского корпуса:
.
"С точки зрения военного искусства Грузинские вооруженные силы не могут из себя представлять сильной, мощной, хотя и незначительной по количеству, армии. Коэффициент боеспособности этой армии весьма мал и причинами этого надо отметить следующее.
Командный состав армии, хотя и состоит из бывших офицеров с большим боевым опытом, но эти офицеры совершенно не пользуются авторитетом среди своих солдат. Командный же состав Народной гвардии в большинстве случаев недостаточно образован с точки зрения военной специализации.
Тяжелые условия существования вследствие дороговизны жизни, в связи с весьма скромными окладами содержания заставляет почти всю массу командного состава изыскивать на стороне средства к поддержанию своего существования, что вредно отзывается на служебной подготовке частей, и командный состав больше занимается коммерческими делами, нежели обучением своих солдат военной службе. Не отстают в этом отношении от офицеров и солдаты - спекуляция их родная сфера.
Постоянная служба на границах, частые передвижения частей в зависимости от политической обстановки, полубоевая, тревожная жизнь войск, не только нервно измотали войска, но и прекратили возможность вести регулярные занятия в частях.
Притока людей с высшим военным образованием в армию нет. Она в настоящее время живет за счет тех военных специалистов, которые ей остались по наследству от армии Кавказского фронта. Военное училище, пополняющее командный состав армии, представляет из себя довольно слабую по подготовке школу, которая не может выполнить, хотя бы сносно, поставленной ей задачи.
Во главе военного управления стоят специалисты с крайне ограниченным военным кругозором, к тому же не пользующиеся полным доверием своего правительства, которое весьма часто ограничивает благие порывы этих сотрудников, не считаясь с военной необходимостью и принимая к сведению лишь партийные цели.
В общем, Грузия, создав в весьма короткое время из имевшегося под рукой материала армию - боевую силу, не имела возможности организовать ее с точки зрения военных требований, а должна была ее сразу ввести в работу, которая длится до сих пор и не дает возможности грузинскому правительству заняться правильной организацией, образованием и воспитанием своей вооруженной силы.
Все надежды партийных лиц, входящих в состав правительства, возлагаются на Народную гвардию.
При укомплектовании войск офицерским составом офицерам с партийным признаком было дано преимущество перед офицерами, стоящими вне партии, благодаря чему кадровые офицеры старой армии, обладающие широким общим образованием и отличной военной подготовкой, не нашли себе места в родной армии или им уделены там весьма скромные должности. Кроме того, обращает на себя внимание назначение на должности лиц, совершенно не соответствующих как в нравственном отношении, так и по подготовке.
В прохождении службы офицерами необходимо отметить, что повышение в чинах ни в какой степени не зависит от полученной подготовки и продолжительности службы. Все зависит от оценки высшим начальством и, благодаря этому, получается впечатление, что зачастую лица, благодаря родственным или иным отношениям, приобретают преимущества над не имеющими таковых.
Поэтому на основании всего изложенного можно сказать, что Грузия в отношении своей вооруженной силы представляет государство, не способное к каким бы то ни было активным выступлениям, как самостоятельно, так и в союзе с кем бы то ни было. Грузия имеет вооруженную силу лишь для поддержания порядка в своей стране и наблюдения за границами своего государства. Оказать серьезное сопротивление наступающему извне врагу совершенно не может, а тем более не в состоянии вести продолжительные военные операции, хотя бы на одном фронте.
Открытие Грузией военных действий немедленно повлечет за собою усиление экономической разрухи страны, что вызовет взрыв народного негодования, а последнее легко повлечет за собою открытое возмущение и стремление переменить существующую власть".
რამოდენიმეს გამოვყოფდი
Во главе военного управления стоят специалисты с крайне ограниченным военным кругозором, к тому же не пользующиеся полным доверием своего правительства, которое весьма часто ограничивает благие порывы этих сотрудников, не считаясь с военной необходимостью и принимая к сведению лишь партийные цели.
Командный состав армии, хотя и состоит из бывших офицеров с большим боевым опытом, но эти офицеры совершенно не пользуются авторитетом среди своих солдат. Командный же состав Народной гвардии в большинстве случаев недостаточно образован с точки зрения военной специализации.
Все надежды партийных лиц, входящих в состав правительства, возлагаются на Народную гвардию.
აი ეს კიდევ მთავარი დამოკიდებულება
При укомплектовании войск офицерским составом офицерам с партийным признаком было дано преимущество перед офицерами, стоящими вне партии, благодаря чему кадровые офицеры старой армии, обладающие широким общим образованием и отличной военной подготовкой, не нашли себе места в родной армии или им уделены там весьма скромные должности.
ჰო კიდევ ერთი. წერს რომ 10% ნაციონალური გვარდიისო უკვე ბოლშევიზირებული გვყავსო.
გარდა ამისა
Сытин подметил важную особенность - конфронтацию между армейским руководством и командованием Народной гвардии.
ეს კიდევ მთავრობის ჰარი ჰარალე
"Отношение грузинских властей и военного командования к стоящей на границе Красной армии явно пренебрежительное. В своей победе грузины нисколько не сомневаются и уверены, что они шапками закидают своих врагов, которые, по их мнению, едва ли посмеют тронуть Грузию, уверены они также, что между Сов. Россией и кемалистской Турцией разрыв неизбежен: в этом случае грузины думают оставаться нейтральными в надежде от этого нейтралитета сильно выиграть. Впрочем, есть и сторонники совместного выступления с Турцией против России".
.
This post has been edited by მაოძედუნი on 31 Mar 2019, 16:08